6 апреля российское отделение Greenpeace сообщило: «Государственная дума приняла в первом чтении законопроект правительства РФ, который вносит поправки в Градостроительный кодекс, законы об особо охраняемых природных территориях, экологической экспертизе, охране озера Байкал и еще шесть законодательных актов. Он разработан в рамках антикризисного проекта правительства, одобренного в марте 2022 года. Экологи и некоторые депутаты обеспокоены: проект может навредить охраняемым природным территориям России и нуждается в доработке».
Текст может показаться классической бюрократической белибердой, но по факту государство решило очень оперативно принять закон, по которому на особо охраняемых природных территориях (далее ООПТ), — а это национальные парки, заповедники и федеральные заказники, — станет возможно строительство без экологической экспертизы. Сразу представляем себе дачи чиновников в Кавказском биосферном заповеднике. Мало? На Байкальской природной территории разрешат рубить лес для любых нужд. Там и так уже можно рубить лес ради мегапроекта БАМ-2 (потому что уголь через 15 лет будет никому не нужен), но этого недостаточно. Ну, а от региональных ООПТ просто разрешат отрезать любые участки земли. Тоже на производства, жилые массивы или дачи региональной элиты.
За последние дни на это событие обратили внимание, кажется, все экологи нашей страны: в социальных сетях можно увидеть публикации Артёма Акшинцева, Жоры Каваносяна, Greenpeace и других.
Но голосов экологов мало, ведь молчит туристическая отрасль. Сегодня глава «Ростуризма» Зарина Догузова выступала на очередном заседании, рассказывала про чартеры на Алтай, в Чечню и Дагестан, летний сезон, моря и, конечно же, кешбэк. Одну важную вещь Зарина Догузова не упомянула: туризм — главный бенефициар природного богатства, и от сохранности ООПТ зависит все будущее туристической отрасли в стране. В противном случае летать за кешбэк туристы будут к разливам по типу Норильска.
Мы призываем всех работающих в туризме людей, медиа и блогеров высказаться по этому поводу. Мы бы с радостью призвали и государство, в том числе и в лице главы «Ростуризма», высказаться против этих поправок, но в условиях «после 24 февраля» призывать государство к чему-нибудь, кроме окончания спецоперации, мы не имеем никакого морального права.
Что еще можно сделать, помимо огласки? Greenpeace вот в этой статье рекомендует отправить письма в Комитет по экологии и Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Их почтовые адреса: [email protected] и [email protected]. Текст письма вы можете найти в статье Greenpeace.