Автозаправка Fiat Tagliero в Асмэре (Эритрея) является уникальным примером модернистского дизайна. Это здание работы Джузеппе Петацци с напоминающими крылья первых самолетов 30-метровыми навесами по бокам бросалось бы в глаза где угодно. Но в Асмэре, среди других зданий, выполненных в стиле итальянского рационализма, она смотрится вполне органично.
Заправка — это самый узнаваемый символ модернистского мегаполиса на полуострове Сомали. Ее построили в 1930-х итальянские фашисты. В июле, наряду со множеством других подобных зданий, Fiat Tagiero внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что стало результатом усилий проекта «Наследие Асмэры» (Asmara Heritage Project — AHP) и других. Проект направлен на защиту и сохранение этого забытого архитектурного самородка.
«Асмэру следует рассматривать как важную часть модернистского канона», — говорит доктор Эдвард Денисон, эксперт по архитектуре и профессор архитектурной школы Бартлетта, впервые посетивший город в 1997 году в качестве туриста. С 2001 года он работал как специалист, чтобы помочь сохранить и защитить архитектуру города.
Хотя стилистически схожие здания можно найти в других городах региона, включая Рабат, Могадишо, Триполи и Касабланку, Асмэра стоит особняком. Такие здания, как отель Selam в Эфиопии, демонстрируют красоту и простоту в дизайне и форме, но мало где есть столь крупные группы таких строений, как упомянутая заправка. Денисон работает над проектом «Наследие Асмэры» с Гуань Ю Реном и Найгзи Гебремедхином. Вместе с ними он написал книгу об истории архитектуры столицы Эритреи.
Эритрея стала итальянской колонией в 1889 году и осталась единственной итальянской землей в регионе после поражения в битве с эфиопской армией в 1896 году при Адве. После того как Муссолини пришел к власти, этот город стал африканской столицей того, что, как надеялись фашисты, станет новой Римской империей, африканской Orientale Italiana. Ресурсы и деньги на строительство наводнили «маленький Рим», давая радикальным итальянским архитекторам возможность экспериментировать, что сильно расширило план города, первоначально задуманный Одоардо Каваньяри в 1910-х годах.
Итальянцы вели в когда-то маленькой и тихой деревне активное строительство вплоть до своего поражения во время Второй мировой. Рост города в тех или иных формах продолжался до 1974 года, когда в результате переворота власть в Эритрее захватили коммунисты.
В городе преобладают стили Северной Италии и рационалистская архитектура. Некоторые здания не затронули модернистские веяния. Так, православный собор Богородицы имеет элементы высокогорных африканских построек, а центральная городская мечеть выполнена в традиционном исламском стиле. По словам Денисона, многие ошибочно ассоциируют Асмэру со стилем ар-деко.
«Концепция „африканского Майами“ выдумана журналистами, — считает архитектор. — Ар-деко — это декоративный стиль, а Асмэра больше напоминает города Северной Италии. На архитектуру здесь повлиял рационализм, а он предполагает, напротив, отказ от любых украшений».
По мнению Денисона, внесение столицы Эритреи в список ЮНЕСКО не только позволит подчеркнуть важность ее архитектуры. По его словам, странам Африки и вообще третьего мира гораздо сложнее даже подать заявку на получение статуса объекта Всемирного наследия. В результате защиту в таких государствах получают гораздо меньше достопримечательностей. «Такой дисбаланс требует серьезного внимания. Мы надеемся, что этот прецедент поможет обратить внимание на культурное наследие всего мира», — заявил архитектор.
Больше фотографий Асмэры можно найти на сайте Эдварда Денисона.
Оригинал статьи ищите на Curbed.