Прежде чем сюжет фильма Дэнни Бойла «Пляж» слетает с катушек, он выглядит как еще одна клишированная история о белом человеке в Юго-Восточной Азии. Леонардо Ди Каприо играет Ричарда, успешного молодого американца, который отправляется в Таиланд в поисках эфемерного ощущения приключения, которое, по тогдашней логике успешных молодых американцев, можно найти только в идеализированной Юго-Восточной Азии. Ричард и его друзья прибывают на нетронутый остров, и жители местной коммуны разрешают им остаться при условии, что они никому не расскажут об этом месте. Главный герой, разумеется, нарушает обещание, что приводит к хаосу, лжи, смертям и падению тропической утопии.
Несмотря на участие Ди Каприо, который был на пике популярности после «Титаника», фильм приняли критически. На Rotten Tomatoes он набрал всего 20 баллов из 100, его называли путаным, самовлюбленным и излишне драматичным. «Пляж» считается самой большой неудачей Бойла, и с момента выхода фильма в 2000-м оценки не сильно изменились. Хотя при бюджете в 50 миллионов долларов фильм собрал в прокате более 144 миллионов.
Сюжет «Пляжа» приобрел новый смысл в эпоху инстаграм-инфлюенсеров. Фильм не только описал разрушение нетронутого азиатского рая, но и привел к реальному уничтожению места, где его снимали. За последние несколько лет, когда инстаграм-путешественники и «диджитал-номады» захватили наши ленты, эта ситуация повторяется во множестве когда-то девственных мест. В 2020 году Ричард — просто еще один равнодушный к местной культуре инфлюенсер, уничтожающий достопримечательности ради призрачных приключений. Когда снимался «Пляж», у него просто не было смартфона, чтобы фиксировать каждое свое движение ради лайков.
Бойл снимал «Пляж» в заливе Майя на острове Пхи-Пхи-Лей. Немалую долю ущерба пляжу нанесла съемочная группа, которая попыталась сделать из него клишированный тропический рай в представлении западных туристов. В 1999 году, еще до выхода фильма, журналист The Guardian Джон Видал предупреждал о надвигающейся беде: несмотря на то, что залив Майя имел статус заповедника, Бойл и его команда вели работы без консультаций экологов или местных жителей. Они вырубали кустарники, хотя знали, что те предотвращают эрозию почвы, и сажали на их месте пальмы, а также уничтожали растительность, чтобы расширить пляж. Конечно, и компания Fox, и сам Лео Ди Каприо уверяли местных жителей, что все будет в порядке.
По словам Видала, последствия такого насилия над природой оказались хуже, чем ожидали авторы фильма. Без кустарников эрозия началась уже после нескольких штормов. На месте попытались высадить новые растения, но они вскоре погибли, а вместе с ними погибли и кораллы. Несмотря на провал фильма, кто-то его все-таки посмотрел и решил отправиться по следам Ричарда — пляж все равно пережил туристический бум. В течение следующих 18 лет на остров ежедневно прибывали более пяти тысяч туристов, сообщает South China Morning Post. Постоянное движение моторных лодок уничтожило коралловые рифы и популяцию рыб, распугало местных птиц. «Экосистема полностью уничтожена», — сетовал изданию эколог Ануар Абдулла.
Съемки «Пляжа» привели ровно к тем последствиям, о которых говорится в фильме. В марте 2018 года, после почти двух десятилетий овертуризма, тайский Департамент национальных парков и дикой природы объявил, что залив Майя ежегодно будут закрывать на четыре месяца, чтобы вернуть баланс в экосистему коралловых рифов и морской жизни в них.
В декабре 2019-го власти Таиланда продлили консервационные меры еще на два года. С восстановлением кораллов в залив стали возвращаться акулы, рыбы и морские птицы. «Если убрать людей, природа оживает», — сказал Ануар Абдулла SCMP.
Овертуризм в заливе Майя начался до социальных медиа, однако теперь аналогичные истории случаются по всему миру. И если в начале 2000-х для запуска туристического бума требовался фильм масштаба «Пляжа», но теперь это может сделать любой блогер из Инстаграма или Ютуба. Социальные сети усугубляют проблему, вызывая огромный интерес к местам, не предназначенным для массового туризма.
В 2018 году, после десятилетий хаоса, вызванного безответственными туристами, Филиппины временно закрыли главное пляжное направление страны — остров Боракай. В 2019 году правительство Индонезии заявило об изменениях в посещении острова Комодо, чтобы сохранить популяцию варанов, а пользователей Инстаграма обвинили в нанесении ущерба экосистеме калифорнийского Заповедника мака в Долине антилоп, потому что они сходили с туристических троп в поисках идеального кадра.
В таких изданиях, как Travel + Leisure, Conde Nast Traveler и The New York Times появились материалы о том, что геотеги и фотографии в Инстаграме могут уничтожать природные достопримечательности. В 2018 году центр по этике на открытом воздухе Leave No Trace Center for Outdoor Ethics выработал правила пользования социальными сетями на природе, то есть попросил современного Ричарда никому не рассказывать о тайном острове.
«Если туристы подумают о последствиях своих действий, это поможет защитить наши общие пространства, — говорится в руководстве Leave No Trace. — Поэтому мы призываем любителей активного отдыха остановиться и подумать о потенциальных последствиях размещения фотографий, данных GPS, подробных карт и так далее в социальных сетях. Кроме того, мы настоятельно призываем людей думать как о защите самого места, так и о его будущих посетителях».
В 2020 году большинство из тех, кто посмотрел «Пляж», возможно, и не вспомнят о заливе Майя. А вот местные жители до сих пор под впечатлением и продолжают переживать последствия туристического бума. Кажется, что история за пределами фильма стала даже интереснее, чем само кино, и дала человечеству еще один урок о бесконечной способности взять что-то красивое и полностью это уничтожить.