Пять лет кубинской эволюции: как Остров свободы превращается в современное государство

От запустения к изобилию через смерть Фиделя Кастро. Ценные наблюдения и нескучный исторический разбор.

Алексей Поляков был на Кубе четыре раза. За пять лет он испытал разные стадии отношения к острову и гаванскому колориту: от полного отрицания до принятия и даже восхищения. Но дело не только в ощущениях Алексея — за эти годы сильно изменилась и сама Куба. Стали появляться бары и рестораны, а Wi-Fi начали раздавать прямо на улицах. Почему так произошло — читайте в наблюдениях и выводах.

От редакции: Этот материал написан в 2019 году человеком, который неоднократно был на Кубе в качестве туриста. Автор фиксирует прежде всего внешние проявления изменений — нам в редакции текст показался интересным именно этим.

2014 год: курортный Варадеро и разруха Гаваны

Впервые я попал на Остров свободы в 2014 году. Я размышлял о том, где отметить очередной день рождения. Был ноябрь, и мне непременно хотелось отправиться туда, где тепло, есть океан и где я еще не был. Выбор пал на Кубу.

У меня не было цели прочувствовать всю атмосферу Кубы. Я хотел расслабляющего отдыха с дайкири на берегу океана. Поэтому и выбрал Варадеро — курортный городок на полуострове Икакос. 20 километров белоснежных песчаных пляжей и отелей мирового уровня — именно такой я хотел запомнить Кубу. Но в конце поездки решил на несколько дней отправиться в Гавану — столицу острова.

Увы, колорит Гаваны меня не поразил. Она показалось мне слишком серой и скучной, а местами даже страшной. Я понимал, куда я еду, и ожидал увидеть нищету, обшарпанные здания и полуразваленные автомобили. На деле все оказалось еще грустнее: я оказался среди запустения и разрухи. Мне же хотелось воспринимать Кубу лишь как райское место — с белоснежными пляжами и лазурным теплым океаном. В тот же вечер я уехал обратно в Варадеро.

Но я дал Кубе второй шанс. Уж слишком приятное впечатление на меня произвели кубинцы. Несмотря на тяжелую жизнь и низкие зарплаты, они продолжали искренне радоваться жизни. Это показывали их откровенные улыбки. Об этом говорил их смех, который я слышал повсюду: в магазинах, барах, общественном транспорте.

И, безусловно, меня поразила красота Атлантического океана. Почему-то на Кубе он оказался особенным — более ласковым, чем, например, на Канарских островах, а его бирюзовый цвет запал мне в душу.

2016 год: реставрация Капитолия и бум интернет-зависимости

Новая встреча с Островом свободы произошла спустя полтора года, в 2016-м. И тогда страна открылась для меня с другой стороны. Весной погода на Кубе оказалась лучше: не было ветра, воздух был теплее, а световой день — дольше.

Я отложил курортный отдых в Варадеро в сторону и обосновался в Гаване. В стране по-прежнему ощущалось бремя коммунистического наследия. Люди стояли в очередях за едой по талонам, а найти более-менее приличное кафе было трудно даже в столице. Купить еду в магазине тоже было проблематично. Однажды вечером мне пришлось пройти пешком половину города, чтобы найти работающий магазин. Внутри здания непотребного вида продавали воду, крупы и вялые овощи.

Большинство зданий и сооружений столицы находилось в полуразрушенном состоянии, но часть из них хотя бы начали ремонтировать. Гавана — колониальный город, которому в этом году исполняется 500 лет. Практически все постройки остались от испанских завоевателей, а денег на их реставрацию долгое время не было. Но при поддержке ЮНЕСКО и нового правительства историческую часть Гаваны к 2016-му начали обновлять. С одной части Капитолия уже даже успели снять леса.

Вместе с тем в городе стало больше современных автомобилей. На улицах начали раздавать Wi-Fi — появилось много платных точек общественного доступа в интернет. В некоторых отелях интернетом даже можно было пользоваться бесплатно. У местных жителей уже были современные смартфоны — последние модели iPhone, Samsung, Lenovo.

Вообще, в тот год на Кубе начался бум интернет-зависимости, который весь остальной мир пережил на пять-семь лет раньше. Но проблемы с интернетом на Кубе не были связаны с техническим развитием страны. Местные власти сознательно ограничивали доступ к Сети, потому что боялись, что социальные сети станут источником антиправительственных настроений.

За 2016 год я умудрился побывать на Кубе дважды, хотя изначально вместо нее планировал посетить Гватемалу. Гавана привлекала меня тем, что с утра можно было оказаться на белоснежном пляже у океана, а уже вечером уйти в отрыв в местном баре. Или прогуляться по Малекону, насладиться шумом воды, плясками местных жителей и ромом — главным напитком страны. Ром лился рекой, и у меня сложилось впечатление, что у кубинцев он вместо воды и чая.

2019 год: кубинцы на пляже, в ресторанах, в Lacoste

Следующие три года я следил за новостями с острова — наблюдал, что там происходит. Было понятно, что Куба меняется, и меняется в лучшую сторону.

Я снова купил билет на рейс Москва — Гавана. 13 часов — и в очередной раз я оказался на Острове свободы. Все было родным и знакомым: запах 76-го бензина, приветливые лица кубинок и кубинцев. Природа, солнце, океан.

Первое сообщение о кардинальных изменениях я встретил на пляже в Гаване. Никогда раньше жители острова не могли позволить себе просто так выбраться на пляж в субботу, в первую очередь из-за отсутствия денег. Теперь же на побережье были целые компании и семьи с детьми. Взрослые пили ром и пиво, танцевали и веселились. Разве я мог представить себе такое еще в 2016 году? Конечно нет. Более того, тенденция формировалась не только в Гаване, но и в остальных городах Кубы.

Я стал наблюдать и вот что заметил.

Появилось огромное количество магазинов, баров, ресторанов, кафе, клубов. Это тогда, три года назад, я с трудом купил бутылку воды. Теперь при выборе ресторана для ужина разбегались глаза. Воду можно было купить на каждом углу — появились местные сетевые супермаркеты, работающие в режиме 24/7. Более того, местные жители стали завсегдатаями таких заведений. Уже никого не удивляла кубинская семья в ресторане отеля Nacional de Cuba.

В меню ресторанов появилось разнообразие. В Гаване открылись вегетарианские кафе и суши-бары. В барах теперь можно было выпить вино или пиво не только местного производства, но и импортное. Цены на все блюда оказались вполне демократичными.

Люди стали лучше одеваться. В крупных городах появились магазины брендовой одежды. Каждый третий был одет в Zara, Lacoste или H&M. Нам это может показаться смешным, но знакомым с Кубой пятилетней давности это бросалось в глаза.

Кубинцы стали перемещаться по стране на дорогих автобусах. На Кубе действует две системы транспорта: национальный перевозчик и частная компания Viazul. В первом случае — старые автобусы, но дешевые билеты. Второй вариант изначально рассчитан на туристов: цены выше, а автобусы комфортнее. Например, на один и том же маршрут из Гаваны в Матансас билет на автобус национального перевозчика стоит 3 доллара, а в Viazul — уже 20.

В прошлые поездки я не видел, чтобы на частных автобусах между городами перемещались сами кубинцы — можно было купить билет в день выезда и при этом оказаться в полупустом автобусе. Теперь же мне приходилось заказывать билеты через интернет заранее, за два месяца. Для многих кубинцев разница в цене между Viazul и национальными автобусами стала не столь принципиальной.

Кубинцы перестали бояться держать в руках куки — конвертируемую валюту. Раньше куки использовали только туристы, банковские сотрудники и представители туристической индустрии. Хотя зарплату в стране до сих пор выплачивают исключительно в национальной валюте песо, большинство местных жителей стали расплачиваться в куках.

Куба начала преображаться внешне. Исторические здания стали реставрировать еще активнее. Даже у Капитолия в Гаване в процессе ремонта остался только купол. Ремонтировали дороги и тротуары, в отелях устанавливали современную технику и мебель. Если сейчас вы прилетите сейчас на Кубу впервые, возможно, вы не этого даже не поймете.

В эту поездку я впервые прокатился по большей части острова. Мне удалось побывать в Гаване, Санта-Кларе, на Кайо-Санта-Мария, в Сьенфуэгосе, Тринидаде и еще нескольких мелких курортных городках на Карибском море. Стилем жизни эти города очень похожи, но каждый из них имеет свою особенность.

Сьенфуэгос, например, бывший французский колониальный город, поэтому архитектура города выполнена в другом стиле, нежели в том, что строили испанские переселенцы. А Кайо-Санта-Мария — это вообще остров, соединенный с основной страной дамбой. И он заполнен отелями мирового класса. Это еще одно райское местечко с белоснежными пляжами и лазурным океаном.

С чем связаны изменения, или Небольшой исторический разбор

В результате государственного переворота 1952 года к власти на Кубе пришел военный Фульхенсио Батиста. Он выступил при поддержке американского правительства и установил на Кубе военную диктатуру. Переворот восприняли негативно. Наиболее радикальную группу недовольных возглавил Фидель Кастро — тогда еще молодой адвокат и начинающий политический деятель.

Спустя семь лет революция победила и вынудила американцев уйти с острова. Это привело к санкциями и торговому эмбарго со стороны США. 1 мая 2016 года из США на Кубу отправился первый за полвека круизный лайнер, а американские авиакомпании возобновили полеты из разных городов и штатов. Резко вырос туристический поток. К концу года на острове даже закончился весь запас пива — все выпили американские туристы.

20 марта 2016 года на Кубу, впервые с 1928 года, с официальным визитом прилетел президент США. Это был Барак Обама. Санкции, наложенные США на Кубу, не сняты до сих пор, но именно с того момента в отношениях между двумя странами началась оттепель. Она продолжается по сей день.

А уже 25 ноября случилось, пожалуй, самое важное событие для всей Кубы — умер Фидель Кастро. На тот момент Фидель уже не стоял у руля страны, управление было в руках его младшего брата Рауля. Но главные изменения на Кубе начались именно тогда — наступила новая веха.

В 2018 году, новым президентом Кубы избрали Мигеля Диас-Канеля. Новый глава государства продолжил курс на частичную либерализацию социалистической экономики. В ходе всенародного референдума в начале 2019 года приняли новую Конституцию — она признала частную собственность, торговлю и свободный рынок.

Вместо послесловия

В остальном Куба осталась все такой же теплой и уютной — самой безопасной страной Латинской Америки. Здесь по-прежнему тот же самый умопомрачительный океан, безумно теплое Карибское море, танцуют до утра и пьют ром, круглый год светит солнце, а температура воздуха не опускается ниже плюс 15 градусов (и то только зимой), вкусные фрукты, лучшие в мире мохито и дайкири. Здесь остался колониальный дух в сочетании с советской классикой. Жизнь бьет яркими красками во всем: в одежде, в людях, в их отношении к жизни.

Да, эти изменения происходят не бешеными темпами, но для самих кубинцев жизнь стала лучше. И я очень надеюсь, что моя любимая Куба будет расти и процветать дальше. Этот остров непременно заслужил все то, что сейчас с ним происходит.

РепортажиКуба
Дата публикации 26.09.2019

Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.