0%
    Подчинение территории: как Советский Союз и его наследница Россия обращаются с ресурсами, людьми и природой

    В Японии до 1996 года насильно стерилизовали людей. Теперь жертвы хотят добиться извинений от правительства

    Как жертвы японской евгенической политики живут и борются за свои права — рассказывает японовед Анастасия Федотова.

    Тринадцатого сентября 2024 года ведущие японские СМИ вынесли на первые полосы фотографию, на которой министр по делам гендерного равенства Аюко Като склоняется в глубоком поклоне перед тремя пожилыми японками и японцами. Эти люди — трое из десятков тысяч жертв японского закона о евгенической защите, которые без своего согласия прошли через калечащую процедуру стерилизации. Последние шесть лет они добивались от правительства извинений и выплаты компенсации за нанесенный ущерб. И добились: Аюко Като не только принесла официальные извинения, но и подписала соглашение о выплате каждому пострадавшему 15 миллионов йен (примерно 9,5 миллиона рублей).

    Чтобы не пропустить новые тексты Perito, подписывайтесь на наш телеграм-канал и инстаграм.

    История Кита-сан

    Пятнадцатого июля 2024 года 81-летний Кита Сабуро в окружении камер, журналистов и адвокатов пришел на могилу своего отца. Пожилой мужчина неспешно зажег ароматические палочки, несколько раз поклонился останкам родителей, а затем поднял руки к морщинистому лицу и громко зарыдал. «Победа, победа», — провыл он сквозь слезы. Успокоившись, Кита-сан сказал сопровождавшим его журналистам: «Я рассказал отцу, что наконец-то одержал победу над государством. Теперь я рад». Победа, о которой он говорил, произошла двумя неделями ранее: 3 июля Верховный суд Японии постановил признать закон о евгенической защите антиконституционным и выплатить Кита-сан и 38 другим истцам и их супругам денежную компенсацию.

    Закон о евгенической защите действовал в Японии с 1948 по 1996 год. Согласно его нормам, люди с тяжелыми психическими, физическими или генетическими заболеваниями подвергались процедуре стерилизации, часто без своего согласия.

    Кита Сабуро — псевдоним, который пожилой мужчина по совету своего адвоката выбрал перед началом судебного разбирательства. Шесть лет назад, когда эта история только начиналась, он очень боялся, что соседи или бывшие сослуживцы узнают, что с ним случилось, и будут осуждать. В 1957 году, в возрасте 14 лет, Кита-сан подвергся операции, которая навсегда лишила его способности иметь детей.

    В то время Кита-сан постоянно жил в исправительном интернате для трудных подростков в префектуре Мияги на севере Японии. Туда он попал за своенравное поведение после того, как в очередной раз затеял драку с одноклассниками. «Честно говоря, я был рад, что меня отправили в интернат, — рассказывал Кита Сабуро в своих показаниях. — Я хотел уехать из своего родного дома». К тому времени его мать умерла, жить приходилось с суровым отцом, мачехой и младшим сводным братом. С отцом отношения не складывались: он часто поднимал на сына руку и собирался передать свои дела младшему сыну, а не непутевому Кита.

    Первые годы жизни в интернате казались ему раем. Школа находилась в живописном месте с яблоневым садом и цветами, мальчик неплохо учился и ладил с одноклассниками. Но одной весной — Кита тогда только исполнилось 14 — родители приехали в интернат на некую беседу с администрацией. Этот день навсегда изменил жизнь Сабуро. «На мачехе было торжественное кимоно. Я боялся, что родители приехали забрать меня домой, и уже готовился сбежать от них. Но думаю, на самом деле, они приехали обсудить мою операцию», — вспоминал Кита. Спустя некоторое время его отвезли в больницу, где под предлогом «удаления чего-то плохого» положили на операционный стол.

    «Мне было очень больно. Я целую неделю не мог нормально ходить. Я даже не знал, что это была за операция, пока не услышал, что одного из старших мальчиков стерилизовали. Тогда до меня дошло: моя операция тоже была стерилизацией», — рассказывал мужчина. По словам Кита-сана, до него стерилизации подверглись еще двое учеников его интерната, а после — трое или четверо. На момент операции у Кита-сана не было никаких заболеваний или медицинских показаний для ее проведения. Он так и не узнал, почему родители и руководство школы приняли решение подвергнуть его этой процедуре.

    Кита Сабуро в молодости
    apjjf.org
    Интернат для трудных подростков в префектуре Мияги
    apjjf.org

    После выпуска из интерната отец настоял, чтобы Кита-сан вернулся домой и помогал в семейных делах. «Я не хотел возвращаться, но выбора у меня не было», — объяснял он. Жизнь дома, как и отношения с отцом, не изменились: тот продолжал периодически избивать сына. Устав от такой жизни, Сабуро решился на отчаянный шаг. Он занял у друзей три тысячи йен, что тогда составляло всю его месячную зарплату, и купил билет до Токио в один конец.

    В столице Кита-сан быстро освоился. Он брался за любую работу, оставался жизнерадостным и открытым. Когда ему было уже за двадцать, коллеги и знакомые начали спрашивать: «А не пора ли тебе жениться?» На этот вопрос Кита-сан давно дал себе твердый ответ: он решил никогда не жениться, чтобы не обрекать женщину на бездетную жизнь. Однако судьба распорядилась иначе. Супруга его начальника взялась во что бы то ни стало свести его с дочерью своей подруги.

    «Я был уверен, что останусь один, но в итоге женился. Мне тогда было 27. На свадьбу я не пригласил никого из своей семьи, только начальника и его супругу», — рассказывал Кита-сан. Через несколько месяцев после свадьбы знакомые и коллеги начали задавать новый вопрос: «Когда же у вас будут дети?»

    Детей быть не могло, но об этом не знала даже его жена. «Я не решался рассказать ей о своем бесплодии, пока мы не постарели. Она тяжело заболела и с каждым днем становилась все слабее», — вспоминал Кита-сан. Однажды он понял, что шанса во всем признаться может и не быть, и решился рассказать правду: «Я знал, что не могу иметь детей, но все равно женился на тебе. Прости меня».

    В ответ жена тихо сказала: «Не забывай хорошо питаться». На следующее утро, в 05:55, она скончалась.

    Почему в Японии насильно стерилизовали людей?

    Идея улучшения генофонда и создания совершенной нации начала беспокоить японское общество еще в конце XIX века. В 1884 году мыслитель Такахаси Ёсио выпустил книгу «Теория усовершенствования японской расы», где, в частности, предложил «улучшать» японцев путем браков с европейцами.

    Что такое евгеника?

    Евгеника (от греческого εὐγενής — «благородный») — это наука об улучшении человека при помощи искусственного отбора. Хотя идеи селекции существовали с древности (если верить мифам, в древней Спарте слабых и больных детей сбрасывали со скалы), как научное направление евгеника оформилась лишь в XIX веке. Ее основателем считается Фрэнсис Гальтон, английский ученый и двоюродный брат Чарльза Дарвина. В 1860-х годах он изложил концепцию улучшения наследственных качеств человека, стремясь вывести «идеального» — сильного, здорового и одаренного — индивида. Эти идеи обрели популярность в Европе и позже легли в основу нацистской расовой теории.

    В Японии бум евгеники случился в начале XX века. Повсеместно возникали евгенические кружки и журналы. Центральными темами для обсуждения в то время были генетика, контрацепция и сексуальное поведение человека. Усилиями евгенистов в Японии популяризировалась сексуальная гигиена, а людям с венерическими заболеваниями запрещалось вступать в брак до полного излечения.

    Однако к 1940-м годам акцент сместился на искусственную селекцию и стерилизацию. Первый закон, разрешающий принудительную стерилизацию людей с генетическими заболеваниями, был принят в 1940 году, но его реализация приостановилась из-за Второй мировой войны.

    После поражения в войне Япония столкнулась с демографическим кризисом: население резко выросло за счет мигрантов из бывших колоний и оккупационных войск, а ресурсов на всех не хватало. Японские парламентарии, разочарованные послевоенной ситуацией, считали, что нация деградировала: лучшие погибли на войне, а оставшиеся «непригодные» слишком быстро размножались. В 1948 году власти Японии приняли закон о евгенической защите, который позволял стерилизовать людей с генетическими, психическими и даже ненаследственными заболеваниями. Врачи могли подать заявку на стерилизацию пациента без его согласия и уведомления. Нередко операция рекомендовалась и здоровым детям из бедных или неблагополучных семей, как это произошло с Кита Сабуро.

    При этом закон легализовал аборты по медицинским и экономическим показаниям, также был упрощен доступ к контрацепции, что улучшило положение женщин.

    Пик принудительных стерилизаций пришелся на 1950-е годы — ежегодно проводилось больше тысячи операций. Максимальное количество калечащих операций зафиксировано в префектурах Хоккайдо (2 593) и Мияги (1 406), где жил Кита Сабуро.

    Количество операций резко сократилось к 1970-м годам, но закон оставался в силе до 1996 года. Его отменили под давлением международных правозащитников, в числе которых была Асака Юхо. В 1994 году она выступила на Международной конференции по населению и развитию, рассказав о варварских практиках принудительной стерилизации людей с инвалидностью, которые до сих пор применялись в ее стране. Речь этой маленькой женщины в инвалидном кресле — Юхо страдает от врожденного несовершенного остеогенеза, из-за которого ее кости чрезвычайно хрупкие — вызвала настоящую сенсацию. Через два года под давлением мировой общественности закон был отменен. Месяцем ранее Асака родила ребенка — она чудом избежала стерилизации в детстве.

    Суд

    Семнадцатое июля 2024 года. Теперь уже премьер-министр Японии Фумио Кисида склоняется в глубоком поклоне перед группой пожилых людей. «Я искренне прошу прощения у каждого из вас и от имени правительства приношу официальные извинения», — говорит он дрожащим голосом.

    Истцы по делу о признании закона о евгенической защите антиконституционным двумя неделями ранее выиграли последний в этом деле суд. Слово берет Кита-сан. За шесть лет судебных разбирательств он перестал скрывать свое лицо и теперь без опаски говорит на камеру: «В течение долгих лет мне было очень тяжело, и даже после того, как я услышал вердикт, на душе не стало легче».

    О начале процесса он узнал случайно: в конце января 2018 года мужчина прочитал в газете о деле Дзюнко Иидзука (псевдоним), которая обратилась в суд с требованием признать закон о евгенической защите антиконституционным. «Я как раз обедал, когда прочитал эту заметку, и буквально застыл. Я тогда даже не знал, что такое евгеническая операция, но сразу понял, что это как раз то, что произошло со мной», — вспоминал Кита-сан.

    Кита Сабуро во время суда
    apjjf.org

    Не теряя времени, он позвонил на горячую линию, где ему порекомендовали адвоката из Токио. Так Кита Сабуро стал участником судебного процесса против государства. «Я не знал, что стерилизация проводилась на государственном уровне. Всю свою жизнь я винил родителей и интернат за то, что со мной произошло. Честно говоря, денежная компенсация для меня не важна, я просто хочу, чтобы правительство извинилось».

    Началась череда судов. В 2019 году, спустя год разбирательств, Верховный суд Японии признал закон о евгенической защите антиконституционным и постановил выплатить жертвам компенсацию в размере 3,2 миллиона йен (около 20 тысяч долларов). Однако истцы остались недовольны этим решением. Они требовали большей компенсации и, что самое важное, публичных извинений правительства с признанием своей вины. «Я не хочу денег, — говорила тогда одна из истиц, Юми Судзуки. — Я хочу, чтобы люди знали о произошедшем с нами и чтобы это больше никогда не повторилось».

    Ситуация осложнялась тем, что большинство операций было совершено больше 20 лет назад, а значит срок исковой давности по этим эпизодам уже истек. На этом основании некоторым истцам было отказано в компенсации. В течение последующих пяти лет судебные заседания и журналистские расследования широко освещались в японской и международной прессе. За эти годы шесть истцов скончались, и теперь за справедливость борются их родственники.

    Наконец, 3 июля 2024 года Верховный суд Японии постановил выплатить компенсации по пяти искам, ранее отклоненным из-за истечения срока давности. Спустя две недели премьер-министр Фумио Кисида принес извинения от имени правительства, а еще через два месяца министр по делам гендерного равенства Аюко Като огласила окончательные суммы компенсаций: каждому истцу будет выплачено 15 миллионов йен, а также 1,5 миллиона йен для покрытия судебных расходов. Супруги пострадавших получат по два миллиона йен.

    За время действия закона о евгенической защите в Японии были стерилизованы 25 тысяч человек. Из них 16,5 тысячи провели операцию против их воли. Семьдесят процентов жертв составили женщины, самой молодой было всего девять лет.

    Министр по делам гендерного равенства Аюко Като и его команда приносят официальные извинеия
    .jiji.com

    Литература

    А. Б. Оганесян. Принудительная стерилизация в Японии: изучая канагавские префектуральные архивы.

    Япония
    Дата публикации 03.10

    Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.