Практикующие мусульмане приводят свою жизнь в соответствие с религиозными запретами. Компьютерные игры нередко становятся поводом для обсуждения: можно ли мусульманам играть и если да, то где пролегает граница между допустимым и запретным? Основными площадками для этих обсуждений стали интернет-форумы и мусульманские медиа. Аспирант ЕУСПб Илья Крапивин изучил их и рассказывает, как геймеры-мусульмане размышляют о дозволенности игр и адаптируют их в соответствии с религиозными нормами.
Чтобы не пропустить новые тексты Perito, подписывайтесь на наш телеграм-канал и инстаграм.
Игровая индустрия сформировалась в западном контексте, поэтому продукты, которые продюсируют сейчас, обычно лишены религиозного подтекста. И хотя в больших студиях работают мусульмане, в том числе дизайнеры и разработчики, это не влияет на конечный универсализированный продукт. При этом мусульманский гейм-девелопмент хотя и существует, но представлен лишь отдельными низкобюджетными или образовательными играми для детей.
Численность мусульман в мире растет, и все чаще возникают вопросы об их репрезентации в игровой индустрии. Многие исламские деятели и обычные игроки считают, что игры намеренно распространяют исламофобию, потому что в некоторых популярных сериях, например Call of Duty и Medal of Honor, перед геймерами стоит задача убивать террористов-мусульман. Также в играх часто встречается усредненный ориенталистский образ мусульман. В случае Call of Duty: Modern Warfare одна из героинь игры, Фарра Ахмед Карим, носит арабское имя, но происходит из вымышленной страны Урзикстан. По всей видимости, при создании образа страны разработчики вдоховлялись Сирией, но в названии решили использовать гибрид названий Узбекистана и Кыргызстана, хотя арабы не живут ни в одном из этих государств.
В 2012 году в известном шутере Call of Duty игроки обнаружили религиозное послание с именем Аллаха в туалете одной из игровых локаций. Последовало массовое возмущение арабских геймеров.
В 2020 году произошел скандал, связанный с онлайн-шутером в жанре королевской битвы PUBG. В одном из режимов игрокам предлагали поклониться тотему, чтобы восстановить здоровье и выносливость. Это вызвало негодование в среде игроков-мусульман, так как многобожие и поклонение кому-либо, кроме Аллаха, — один из самых серьезных грехов, ширк. Профессор Кувейтского университета Бассам Аль-Шатти сказал по этому поводу: «В видеоиграх много плюсов и минусов, но PUBG нарушил исламские убеждения относительно поклонения идолам. Это самый большой грех в исламе, потому что поклонение и прославление принадлежит исключительно Всемогущему Аллаху». Дело дошло до того, что пакистанский университет Джамия Улум-уль-Исламия выпустил фетву, что все игроки PUBG, нарушившие принцип единобожия, перестают быть мусульманами. Кто-то проигнорировал фетву, кто-то покаялся, но вопрос остался на повестке дня.
Религиозные нормы
Мусульмане, как и другие верующие, неоднородны, они могут быть верующими в разной степени. С одной стороны, не все мусульмане последовательно соблюдают религиозные нормы. С другой стороны, есть верующие, которые стремятся к исключительному благочестию и посвящают много времени поклонению Аллаху.
Одна из центральных дихотомий в исламе — это халяль и харам, разрешенное и запретное. Дискуссии о запретности или дозволенности охватывают огромное количество явлений. Например, можно ли слушать музыку, отмечать день рождения и Новый год, обязательно ли женщинам носить хиджаб и многое другое. Помимо халяля и харама существует еще одна, промежуточная категория — макрух, то есть нежелательное, но не запрещенное действие.
Антрополог Талала Асада считает, что исламская традиция включает множество точек зрения. В ней нет строгих правил и многое зависит от интерпретации Корана и сунны. Еще один вариант решения вопроса дозволенности — поиск правовых прецедентов в текстах значимых теологов.
Этот вопрос много раз поднимался на мусульманских Q&A-ресурсах. Как правило, все они дают примерно один и тот же ответ: игры разрешены, но с оговорками.
Прежде всего, развлечения не должны мешать выполнению религиозных обязанностей, особенно пятикратной молитвы, и содержать запретный контент. В The Sims 4 есть немусульманские праздники, внебрачные отношения, танцы, колдовство и многое другое. «Мы не знаем, клянусь Аллахом, как мусульманин может позволить своей дочери, жене или даже сыну играть в эту злую игру», — говорят авторы исламской энциклопедии IslamQA.
Чаще всего в список запрещенного входят азартные игры, одобрение колдовства и магии, музыка, насилие, неуважение к исламу, ширк и обнажение аурата (части тела, которые не дозволено видеть никому, кроме супруга или близких родственников). Последнее особенно актуально, учитывая характерную для видеоигр сексуализацию женских персонажей.
Самое неоднозначное в этом списке — понятие ширка, нарушение принципа единобожия. Особенно часто вопрос о ширке поднимается в контексте тех игр, где присутствует возможность управлять или взаимодействовать с персонажами-богами. Например, главный герой игры God of War, бог войны Кратос, сражается с богами греческой и скандинавской мифологии. Популярный в интернете шейх Асим Аль-Хаким отвечал на вопрос, является ли возрождение игроков в игре Fortnite харамом, и отметил, что игра, будучи фикцией, не приводит к греху.
Похожим образом развивается дискуссия об использовании в играх магии и колдовства. «Могу ли я играть в The Witcher 3 как мусульманин? Во время игры я стал свидетелем ширка и ритуалов черной магии, которые похожи на черную магию в реальной жизни, и забеспокоился. Не испортит ли это мою связь с Аллахом, если я буду проходить такие миссии в игре?» — задается вопросом пользователь форума Quora. Часть игроков утверждает, что магия в играх не ведет к греху, так как, опять же, она вымышлена. «Это всего лишь игра, ради Аллаха! Играйте в нее, если она вам нравится, не играйте, если она вам не нравится», — ответил пользователь Абрахам Саладин на вопрос о дозволенности игры The Witcher 3.
Другой аспект, привлекающий внимание исламских ученых и геймеров, — онлайн-игры, в которые мужчины и женщины играют вместе. На одной из проповедей религиозный деятель Дж. Осман Аль-Хамис из Кувейта вынес запрет на участие мужчин и женщин в совместных играх. Решение объясняется тем, что принципы ислама должны предотвращать искушения, поэтому совместные онлайн-игры для части мусульман также могут считаться харамом.
Еще хуже обстоит дело с офлайн-мероприятиями: киберспортивными турнирами и игровыми конференциями. Американская политологиня Николь Сандей Гроув описывает, как в 2012 году в Саудовской Аравии прошел первый игровой ивент для женщин. Его организаторки заявили, что гендерная сегрегация, принятая в Саудовской Аравии, ограничивает доступ к игровым мероприятиям девушкам-геймерам, так как им запрещено посещать предназначенные для мужчин игровые конвенции в стране. Еще сложнее им было доказать крупным игровым компаниям и потенциальным спонсорам конференции, что в стране существуют девушки-геймеры. Представители компаний не видят девушек на игровых мероприятиях и поэтому думают, что они не играют. Одна из соучредительниц, Тасним Салим, рассказала, что сидела на встречах с Sony и Microsoft и говорила: «Правда, мы здесь, мы существуем, это хорошая идея…»
Помимо этого, девушкам приходится сталкиваться с негативным откликом на их интерес к видеоиграм, пишет Гроув. Исследовательница приводит в качестве примера интервью ученицы средней школы Реем аль-Рашуд в саудовском медиа Arab News. «Когда я говорю с кем-то об играх, меня сразу воспринимают как мальчика», — говорит аль-Рашуд. Шайма Асслали, 22-летняя студентка факультета языка и перевода, соглашается с ней: «Честно говоря, большинство людей считают это пустой тратой времени, в то время как для мальчиков это естественное право!»
Создание аватаров и игровых персонажей — еще один вопрос, который тревожит мусульман-геймеров. Существует ряд хадисов, которые можно интерпретировать как запрет на изображение людей и животных. Одни мусульмане склоняются к тому, что любое создание изображений живых существ противоречит исламу, в то время как другие считают, что изображение запретно, если оно имеет цель идолопоклонничества. На одном из Q&A-форумов задали вопрос, будет ли грехом создание персонажей в рестлинг-игре WWE или, например, в Roblox и FIFA. Компромиссное решение предложил шейх Асим Аль-Хаким. По его мнению, харам — это самостоятельно размещать на лице персонаже глаза, рот и другие части тела, но не запрещено выбирать пресеты персонажей.
В дебатах о дозволенности игр нередко можно встретить аргумент, что видеоигры — это бесполезное занятие, а значит, запрещенное. «Сын Адама имеет две милости, которые растрачивает попусту: свободное время и здоровье», — цитирует хадис Пророка шейх Халид Аль-Фулейдж.
Не обошла дискуссия о дозволенности игр и российские социальные сети и медиа, но она мало чем отличается от тредов на зарубежных форумах. Российские мусульманские деятели считают игры дозволенными при условии, что они не содержат запретного и не отнимают времени от религиозных практик. На русскоязычных ресурсах чаще бьют тревогу по поводу игровой зависимости. «[Игромания] — это болезнь XXI века, которая, к сожалению, все больше и больше охватывает и нас, мусульман», — пишет мусульманский сайт «Алиф.тв». Жертвами игровой зависимости видятся дети, а игры часто признают бесполезным занятием, которое только развращает человека. «Компьютерные игры стали чем-то вроде детской инфекции. Сегодня многие ученые и социологи считают, что компьютерные игры — это наркотики. Они вызывают привыкание. От них сложно отвыкнуть. Не каждый осознает, что такие игры очень вредны», — говорится на сайте IslamDag.
Западные компании долго игнорировали игроков-мусульман. «Это упущение связано со стереотипным представлением о мусульманах как о традиционных и нецивилизованных людях, а также с их маргинализацией как необразованных и несостоятельных потребителей», — считает антрополог ислама Озлем Сандикчи. С ростом мусульманского сегмента потребления транснациональные компании начали активно выходить на этот рынок. По данным Statista, за период с 2022 по 2027 год игровой рынок на Ближнем Востоке должен вырасти на 13,88 %, в то время как во всем мире рост ожидается всего на 8,76 %. Инвестируют в развитие индустрии и страны региона. Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии (PIF) намерен вложить миллиарды долларов в превращение страны в мировой игровой хаб. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман Аль-Сауд пояснил, что сектор киберспорта и игр важен для диверсификации экономики страны — сейчас она слишком сильно зависит от экспорта нефти.
Несмотря на рост игровой индустрии в мусульманских странах, мусульмане критикуют недостаток репрезентации в видеоиграх. «Вы увидите темнокожего персонажа, бегающего с криками „Аллаху Ахбар“ то тут, то там, с автоматом АК-47 и разбрасывающего бомбы. Если он этого не делает, то, возможно, находится в компании верблюда или козла», — так описывает ситуацию Романа Рамазан, преподавательница гейм-дизайна в Университете Глазго.
Последователей ислама чаще всего изображают как антагонистов, а мусульманские регионы представляют собой антиутопические разрушенные ландшафты, как на картах Dust 2 в Counter-Strike: GO или «Карачи» в Call of Duty: Modern Warfare 2. «Военные игры пополняют культурный репертуар исламофобии в США и других странах мира, а также формируют представление о США как об исключительной глобальной военной сверхдержаве, которая использует свою огромную мощь для победы над мусульманскими террористами и спасения мирных жителей от зла», — пишет канадский исследователь Таннер Миррлис.
Мусульмане в играх чаще всего представлены арабами, что не отражает этнического и культурного многообразия ислама. На карте города Карачи из Call of Duty игроки обнаружили знаки, написанные на арабском языке, а в Пакистане, где находится Карачи, говорят на урду.
В последние годы ситуация начала понемногу меняться. В 2019 году студия Maxis добавила в The Sims 4 хиджабы и закрытые платья. Появляются скромные инициативы по включению мусульманских праздников в игровую культуру: в шутере Overwatch появились элементы с изображением фонарей фанус, которые зажигают в честь наступления Рамадана, а в Fortnite анонсировали фестиваль фонарей.
В 2020 году, в разгар эпидемии коронавируса, инди-разработчик Рами Исмаил предложил другим игрокам отметить праздник Ид аль-Фитр (Ураза-байрам) в симуляторе фермера Animal Crossing: New Horizons. В интервью VICE Исмаил выразил надежду, что когда-нибудь в Animal Crossing добавят возможность праздновать Рамадан, чтобы мусульмане чувствовали себя более комфортно в игровой среде.
«Тема начала беспокоить меня лишь несколько лет назад, когда я понял, что в Animal Crossing есть все праздники, но нет Рамадана. Это стало напоминанием, что мои праздники отличаются от других — что-то, что я всегда осознавал, пока рос в Нидерландах. Я считаю, что это нормально, когда игры вообще не учитывают праздники, но мне обидно, когда в играх есть все от Пасхи и китайского Нового года до Марди-Гра и Фестиваля цветения сакуры, но нет Рамадана. А ведь это самое большое событие в году для двух миллиардов человек», — говорит Исмаил.
Важность репрезентации отмечает и Нуха Алкади, разработчица Ubisoft сирийского происхождения. Она рассказала о своем опыте игры в сай-фай Tacoma, в котором есть героиня-мусульманка: «Это было так здорово — увидеть персонажа-мусульманку, которую очень уважают и признают ее роль в повествовании».
Мусульмане часто пытаются адаптировать игровой процесс для себя: они обходят запреты при помощи собственных механик или модификаций. В Minecraft можно есть свинину и колдовать. Игроки-мусульмане предлагают использовать моды и текстуры, которые превращают свиней, ведьм и других харамных мобов в халяльных. Они также создали модификацию, которая добавляет в Minecraft исламские игровые механики: часы, отсчитывающие время до сухура и ифтара (утреннего и вечернего приема пищи во время поста), и возможность раздавать неигровым персонажам подарки закят аль-фитр, получая за это внутриигровой опыт.
Игроки The Sims добавляют коврики для молитвы, позы для намаза и никабы. На одном из форумов пользовательница выразила мнение, что The Sims представляет собой симуляцию человеческой жизни, а значит, в ней, как и в реальной жизни, можно следовать любым моделям поведения. Девушка предложила устроить испытание «Мусульманская жизнь», в котором игрокам нужно удержать симов от совершения харама.
Турецкий исследователь Эмер Чингиз решил выяснить у геймеров-мусульман, почему они играют, и пришел к выводу, что игры для них все еще предстают нежелательным занятием, которое нужно оправдывать. Участники опроса говорили, что так можно найти друзей и снять стресс, и подчеркивали, что в играх есть познавательные и образовательные компоненты. Часто ответы были противоречивыми: в них было и осуждение игр, и вместе с этим признание их пользы.
Вопросы дозволенности и запретности все еще занимают одно из центральных мест в современном мусульманском мире. Многочисленные обсуждения на форумах и в соцсетях показывают, что геймеры-мусульмане действительно переживают и ищут ответы на вопросы о дозволенности игр. Возможно, эти вопросы отпадут, когда игровая индустрия станет более разнообразной и дружелюбной к различным культурам и идентичностям.