Ростуризм сменил подчинение: что это означает для отрасли и туристов

Трудная судьба туристической отрасли

В начале июня президент подписал указ о переводе Федерального агентства по туризму в прямое подчинение правительству — «в целях совершенствования госуправления, повышения эффективности развития и оптимизации структуры». Этот указ дает Ростуризму новые полномочия: теперь он будет влиять на профильные законы и на общую политику в сфере туризма, во всяком случае, указ дает ему такое право. Помимо Ростуризма, прямо правительству подчиняются Роспотребнадзор, ФАС, Рособрнадзор, Росреестр, Росрезерв, Ростехнадзор, ФМБА и агентства по делам молодежи и национальностей. В основном это сильные самостоятельные ведомства — например, Роспотребнадзор фактически возглавил и монополизировал борьбу с коронавирусом в России.

За несколько дней до указа об этом плане сообщили источники Интерфакса, связывавшие это решение с передачей ведомства под крыло куратора туризма в России новому вице-премьеру Дмитрию Чернышенко. Назначение Чернышенко для отрасли — скорее повод для надежд: новый куратор известен успешной кампанией за проведение Олимпиады в Сочи и подготовкой самой Олимпиады. У него есть предпринимательский и медийный опыт, зарубежное образование и, что немаловажно, сильный лоббистский ресурс: Чернышенко — близкий друг премьер-министра Михаила Мишустина. Те же источники утверждали: решение о передаче отрасли под его контроль — часть общенационального плана по спасению экономики. Под руководством Чернышенко агентство будет отвечать за восстановление сферы после пандемии.

Дмитрий Чернышенко

До этого Ростуризм не был самостоятельным и входил в структуру Минэкономразвития — правда, недолго. В сентябре 2018 года агентство передали Минэкономразвития от Минкультуры, тоже с надеждой на будущие улучшения. Еще раньше, до 2012 года, Агентство по туризму входило в состав Министерства спорта, туризма и молодежной политики, которое расформировали в 2012 году.

Впрочем, отрасли объективно не везло с самого момента распада СССР — с тех пор ответственное за нее ведомство то превращалось в Роскомтуризм, то входило в состав Министерства культуры и туризма, то в состав Комитета Российской Федерации по делам молодежи, физической культуре и туризму. Неудивительно, что еще в 2014 году замглавы Ростуризма открыто жаловался СМИ на недостаток возможностей для реального влияния.

Как провалились Минэк и Минкульт

Часть экспертов считает, что перемены к лучшему: к ним относится бывший заместитель главы Ростуризма, сейчас — руководитель комитета по туризму Санкт-Петербурга Сергей Корнеев, с ним согласен вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин — по его мнению, переход Ростуризма правительству означает «сокращение количества согласований и повышение оперативности принятия решений». Решение одобрили в Ассоциации туроператоров России (АТОР): по словам исполнительного директора ассоциации Майи Ломидзе, отрасль считает решение «важным» и «правильным».

С другой стороны, источники издания Profi.Travel в сфере туризма не уверены в своевременности такого решения: сейчас отрасль переживает трудный период из-за пандемии, а с Минэкономразвития агентству наконец удалось сработаться. Благодаря этому отрасль сумела добиться и коронавирусных субсидий для туроператоров, и скандальных ваучеров вместо выплат туристам за сорвавшиеся поездки, считает источник: «Если эта связка будет разорвана, сбалансированная работа может нарушиться». Все зависит от кадров, которые придут на место не так давно уволившихся ключевых сотрудников Ростуризма (например, всех заместителей главы агентства Зарины Догузовой). Еще одна проблема — на преобразования ведомству даны полгода, которых, по словам тех же экспертов, у турбизнеса после пандемии просто нет.

Работа аэропорта Внуково с усилением мер безопасности в условиях пандемии коронавируса

В любом случае эксперты невысоко оценивают период нахождения Ростуризма в подчинении Минэкономразвития. Барзыкин, к примеру, считает, что министерство погрязло в бюрократии: начать серьезно заниматься нужными отрасли законопроектами (такими он считает, например, законопроект об аттестации экскурсоводов и гидов, об этом мы планируем отдельный материал) удалось только спустя два года, в период пандемии коронавируса. Но и предыдущий период, когда Ростуризм входил в состав Министерства культуры, не считается успешным. На момент передачи ведомства источники СМИ не исключали, что Ростуризм вовсе упразднят.

Все случилось после того, как Счетная палата озвучила свои претензии к Минкульту: в ходе проверки выяснилось, что бюджетное финансирование не попало в отчетность агентства, а регионы нарушали обязательства по строительству туробъектов из-за слабого контроля Ростуризма. Бюджетная отчетность Ростуризма за 2017 год была признана недостоверной, успехов не было и в 2012–2016 годах: «Из 135 запланированных проектов по созданию (реконструкции) объектов туристской инфраструктуры всех проверенных кластеров реализовано 70 (51,9 %), 2 из них — с нарушением сроков. Из 25 проектов по 5 (20 %) — нарушаются сроки реализации, установленные инвестиционными соглашениями. На 40 объектов туристской инфраструктуры с плановым объемом инвестиций в размере 9,3 млрд руб. инвестиционные соглашения не заключены в связи с отсутствием инвесторов». Параллельно из-за девальвации рубля в 2014 году туроператоры испытывали серьезные проблемы: существенная часть из них обанкротились.

Минэкономразвития, в ведении которого туристическая отрасль оказалась в сентябре 2018 года, должно было привести все в порядок. Министерство планировало утвердить новую стратегию развития отрасли во второй половине 2019 года: одной из основных целей должно было стать удвоение доли доходов от иностранных туристов в российском ВВП. Данных об этом показателе в 2019 году, когда Минэк весь год отвечал за туризм, пока нет. Чтобы понять, насколько успешным был опыт Минэка, можно воспользоваться показателем числа поездок иностранных туристов в Россию. По данным Росстата, с 2014 по 2019 год он практически не менялся: 25,4 миллиона в 2014-м, 26,9 миллиона в 2015-м, в диапазоне от 24,4 до 24,6 миллиона в 2016–2019 годах.

Большие надежды: яхт-клубы, креативные пространства, малая авиация

Один из важнейших аспектов, которые предопределят будущее отрасли, — это участие в ее судьбе вице-премьера Дмитрия Чернышенко и его идея включить в перечень нацпроектов проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Куратор отрасли в правительстве обещает «огромный вклад в ВВП» от одной только координации действий в сфере туризма: в разрабатываемом нацпроекте акцент пришелся на «координацию усилий различных других программ, чтобы и инфраструктура, и возможности для бизнеса были сконцентрированы в тех местах, куда может массово поехать турист». Уже осенью Ростуризм, как заявил вице-премьер, должен представить план по развитию внутреннего туризма. Позднее его слова подтвердил и премьер-министр Михаил Мишустин.

Предыдущие нацпроекты, заявленные Путиным еще в 2005 году и пришедшиеся на президентский срок Дмитрия Медведева, фактически провалились: большинство намеченных показателей выполнить не удалось. Поэтому у новых проектов показателей эффективности, можно считать, и нет: единственное, что публично озвучивают власти, — это скорость расходования бюджетных средств. Но и с тратами чиновники не справляются: в 2019 году расходы отстали от плана на 150 миллиардов рублей. Чиновники жаловались на излишнюю бюрократизацию — новый премьер Михаил Мишустин обещал справиться с этим, и, вероятнее всего, он на это действительно способен: нечто похожее он уже реализовал в ранее подконтрольном ему ФМС.

Нынешние национальные проекты (2019–2024) — лейтмотив нынешнего срока Владимира Путина, во многом и обновление правительства — логичный шаг для их проведения. Мишустин после вступления в должность обещал, что новый состав под его руководством будет форсировать работу над нацпроектами. Но тут вмешалась пандемия — и, скорее, удачно, поскольку сдвигать сроки и без нее все равно пришлось бы у многих проектов, считают эксперты. Коронавирус, по их мнению, дал возможность оправдать и без того пропущенные сроки. Недавно Путин объявил о продлении нацпроектов до 2030 года — по факту это означает, что из-за коронавируса финансирование придется сократить, а выполнить планы, согласованные до пандемии, не получится.

Пока регионы ухватились за заявление вице-премьера: на Кавказе уже заявили, что нацпроект поможет развиваться новым видам туризма в Минеральных Водах; в Крыму собираются предложить включить в нацпроект развитие яхт-клубов, поддержку малой авиации и экотуризма; в Петербурге ждут от нацпроекта развития водного туризма и вовлечения в экскурсионные маршруты креативных пространств; Кубань рассчитывает на поддержку дорожной инфраструктуры. Но хватит ли на все это денег в бюджете, потрепанном пандемией, — вопрос открытый. С одной стороны, нацпроекты — один из приоритетов страны, за судьбой которого следит лично Путин, а по предварительным данным, речь идет о 1,2 триллиона рублей на развитие туристической отрасли до 2035 года. С другой — сейчас нет и речи об усиленном финансировании. Кроме того, классическая проблема нацпроектов — отсутствие у них как раз проектного характера, а именно — четких показателей. Коснется ли это туризма, пока неизвестно.

Но даже несмотря на перечисленные выше недостатки, включение туризма в перечень нацпроектов в любом случае лучше для отрасли, чем его отсутствие. Нацпроекты — любимый проект Путина, и на какое-то движение в этой сфере надеяться все равно можно, в отличие от остальных.

Чего стоит ждать участникам рынка и путешественникам

Туризм — самая пострадавшая за время пандемии отрасль, если верить цифрам Банка России. За апрель и май этого года входящие денежные потоки туристическим компаниям снизились почти на 90 % в сравнении с предыдущим периодом. Причем пострадали фактически все: крупные пакетные туроператоры, агентства, мелкие операторы, авторские туры, агрегаторы, места размещения, общепит и перевозчики. Ну и, конечно, сами туристы, у которых отменились долгожданные поездки: правительство разрешило туроператорам вернуть им деньги до конца 2021 года, хотя многим они нужны сейчас. О серьезных субсидиях бизнесу, пострадавшему в период пандемии, речи уже не идет — и вряд ли она пойдет в будущем. Поддержку от государства фактически получили только авиакомпании, и то не все. Поэтому часть туристических компаний, если они еще не обанкротились, могут сделать это в ближайшем будущем. В списке банкротов уже старейший туроператор России «Ника», детский оператор «Аэлита Трэвел», ярославский «Тур-Экспресс», круизный «Экспо-Тур»

Те, кто выживет, столкнутся с еще одной проблемой: это даже не закрытые границы, которые, судя по настроениям во власти, скоро откроются, а экономический кризис и боязнь коронавируса. Вряд ли в ближайшие месяцы речь пойдет о большом количестве иностранных туристов. Хотя одно из важнейших планируемых изменений, которое может частично мотивировать спрос с их стороны, — введение электронных виз для иностранцев по всей России с 2021 года. Такой законопроект уже приняла в третьем чтении Госдума. Однако в РСТ считают, что с его принятием уже затянули: в 2021 году Россия может недополучить около миллиона туристов, если проект не будет принят до сентября.

Та же ситуация и с другой стороны: неясно, какие страны будут готовы впустить российских туристов. Пока это только Великобритания, Турция и Танзания. Это наверняка скажется на доходах туроператоров: в последние годы, по данным Росстата, за границу выезжало около 40 миллионов россиян в год. В 2020 году такая цифра вряд ли достижима.

Все это означает, что приоритетным направлением, во всяком случае в ближайшие месяцы, станет внутренний туризм. Чиновники во главе с премьер-министром Михаилом Мишустиным активно агитируют россиян отдыхать в России — вплоть до обещания возместить до 15 тысяч рублей за поездку тем, кто все же выберет такой вариант. Тем более отказ от зарубежных поездок может помочь курсу рубля. Однако и с этим есть сложности: опрос, проведенный в конце мая ВЦИОМ, показал, что подавляющее большинство собирается провести отпуск дома (61 %) или на даче (31 %). О желании поехать в другой российский город заявили только 11 % опрошенных, на курорты черноморского побережья России — 6 %, в Крым — 5 %. Причины простые: у 36 % опрошенных нет средств, еще 25 % боятся эпидемии коронавируса. Данные сервисов бронирований тоже свидетельствуют о падении спроса.

Вид на горный парк "Рускеала"

Сможет ли исправить эту ситуацию переподчинение Ростуризма, сказать пока сложно. Отрасль получила определенный карт-бланш и шанс собрать сильную команду реформаторов, считает руководитель Центра территориального маркетинга Константин Гаранин. Также поднятие значения отрасли в политическом ключе дает шанс на решение застарелых проблем, есть и надежда на получение финансирования. Но трансформации потребуют времени. По мнению Гаранина, шанс на перемены появится, если включить туризм в нацпроекты, заняться развитием регионов, поставить конкретные экономические задачи и инициировать налоговую реформу. В любом случае ситуация станет яснее после анонсированного Михаилом Мишустиным представления нацпроекта осенью.

Но лето не ждет, пока в правительстве подготовят изменения: по данным того же ВЦИОМ, 11 % россиян надеются отдохнуть где-то в России, еще четыре процента верят, что им удастся съездить за границу. При этом цены на российские курорты растут: по данным сервиса бронирования «Островок», средний чек в отелях в Ялте в июне подорожал на 25 % по сравнению с летним сезоном 2019 года, в Сочи — на 14 %. Впрочем, попасть на отдых может быть непросто даже тем, у кого еще остались какие-то деньги: по данным участников рынка, после новостей о возобновлении полетов в Турцию число поисковых запросов выросло в четыре-шесть раз, а при условии полного возобновления полетов Турция может получить до четырех миллионов туристов из России до конца года.

А еще нас начался большой совместный проект с «Авито Недвижимостью». В нем мы рассказываем о необычной и честной стороне путешествий по России. Первый текст — о том, как 2020 год навсегда изменит путешествия по нашей стране.

ПравительствоРоссия
Дата публикации 29.07.2020