0%
    Подчинение территории: как Советский Союз и его наследница Россия обращаются с ресурсами, людьми и природой

    14 книг, чтобы лучше понять мир, по которому мы путешествуем

    Контекст — наше все.

    Виктория Кокарева живет в Неаполе, работает в сфере культурных событий и верит, что настоящий человек будущего — это человек междисциплинарный. В этом ей очень помогают книги. Она ведет канал @whatchareading в Телеграме о художественной литературе и делает обзоры в своем билингвальном инстаграме. К нон-фикшену Виктория относится придирчиво, но при этом считает, что именно этот жанр помогает нам быстро погрузиться в какую-то тему.

    Виктория Кокарева

    Специально для PRTBRT Вика отобрала 14 основательных книг, которые помогут комплексно понять, что сейчас происходит с миром. Почему нас пугают агрессивные комментарии под новостями в соцсетях? Почему в России современное искусство воспринимается более болезненно, чем в Европе? Как так вышло, что, несмотря на пропаганду в духе you can be anything, бедные по-прежнему беднеют, а богатые богатеют?

    Некоторые из этих книг легкие и развлекательные, их можно взять с собой в дорогу. Многие тяжелые и требуют немало времени на то, чтобы усвоиться. Но, поверьте, оно того стоит, ведь в результате вы увидите, что всех нас объединяет намного больше, чем мы думаем. В конце концов, 2020 год — идеальное время, чтобы это почувствовать.

    Маршалл Маклюэн. Понимание медиа. Внешние расширения человека

    Маклюэн выпустил этот труд в 1962 году, предсказав будущее на полвека вперед. Отрывки из «Понимания медиа» дают на семинарах по журналистике и истории искусств, но книга намного шире. В ней философ объясняет свою теорию о том, что каждый канал передачи информации физически и психологически продолжает наше тело. Поколение, выросшее с телевизором дома, сильно отличается от поколения, слушающего в детстве радио, и типом мышления, и даже нервными расстройствами. Книга также помогает понять, почему многие люди, путешествуя в другие страны, так и не соприкасаются с другой культурой, почему в эпоху соцсетей пугает количество глупых людей в комментариях, а тревожность — новая головная боль нашего века.

    Язык книги тяжелый и местами очень академичный, но на то она и не однодневный нон-фикшен, а работа, которую вы будете читать месяцами и над которой будете размышлять на протяжении нескольких лет.

    Паола Волкова. Мост через бездну

    Паола Волкова — искусствовед, раньше она вела собственную программу на телеканале «Культура» и с 1970-х читала авторский курс лекций в московских вузах. Серия книг «Мост через бездну» объединила все ее семинары.

    Каждый сборник затрагивает определенный период и соответствующие направления в искусстве, хотя сама же Волкова и объясняет позже, почему это деление в некоторой степени бессмысленное. Ее работы помогают понять не только историю культуры, но и то, как формировалось наше общество под влиянием споров об искусстве несколько веков назад и как это влияет на нас до сих пор. Так, ее лекция о разделении церквей в XI веке объясняет, почему у нас до сих пор осуждают противное и некрасивое в современном искусстве, в то время как в Европе к этому относятся более терпимо. А сравнение женских образов на иконах помогает увидеть разницу между современными феминистскими движениями.

    Я лично советую читать первые два-три тома, так как их корректировали еще при жизни Волковой. Остальные части записаны с ее лекций и выглядят немного разрозненными.

    Кори Пайн. Живи, вкалывай, сдохни. Репортаж с темной стороны Кремниевой долины

    Кори Пайн, журналист New York Times и бывший программист, объясняет, как изменилась американская мечта и почему люди со всего света рвутся в Кремниевую долину. Отправившись на покорение столицы технологий, Пайн описывает нетворкинг-вечеринки и кастинги на новые приложения в больших корпорациях, рассказывает о хостелах айтишников и о том, как эта система медленно начинает себя съедать. Особенно интересно было прочитать о том, почему Instagram и другие социальные сети намеренно приводят ботов ради увеличения цифр в маркетинговых отчетах, увидеть известные случаи мошеннических стартапов и понять, почему специалисты из России и Индии особенно востребованы в Калифорнии.

    Книга легко читается и больше воспринимается как развлекательная. При этом репортаж Пайна заканчивается все равно на серьезной ноте: за любой системой стоят крупные игроки со своими интересами, а не меценаты, желающие дать возможность молодым и талантливым. Казалось бы, ничего нового, но именно прочитав расследование изнутри, понимаешь, что значение технологического будущего, которое нам так настойчиво пророчат, весьма преувеличено.

    Элизабет Кляйн. Расфуфыренные

    В свете повсеместных лекций и документалок о вреде fast fashion книга Кляйн может показаться немного устаревшей. Тем не менее это основа, с которой начинается переход к этичной моде и осознанному потреблению. Журналистка рассказывает о том, как индустрия стала выпускать по 12 коллекций в год, а потребители начали больше тратить при меньшей себестоимости одежды. «Расфуфыренные» — это исследование о психологии консьюмеризма, правах человека и экономическом состоянии развивающихся стран. Несмотря на то что Кляйн анализирует именно фешен-рынок, книга заставит вас по-новому посмотреть не только на одноразовые футболки в гардеробе, но и на модный гаджет в руке.

    Уилл Сторр. Селфи

    По названию книги можно подумать, что «Селфи» рассказывает о самовлюбленных миллениалах и зумерах. Однако Сторр на то и известный журналист, что может придать глубину любой теме от антипрививочников до экстрасенсов.

    С самой первой главы автор пытается понять, почему нашу эпоху называют нарциссической. Он возвращается к античной истории и религии, доказывая, что индивидуализм всегда был в почете. Двигаясь от разговоров с экспертами о том, почему Иисус всегда в хорошей физической форме, до полноценного исследования о провальном педагогическом движении по поднятию самооценки у школьников, автор объясняет, что человечество всегда было зациклено на самом себе. Книга помогает почувствовать, что наше стремление к достигаторству, повальная обеспокоенность ментальным здоровьем и увлечение духовными практиками лишь логический результат развития общества.

    Роберт Сапольски. Биология добра и зла

    Сапольски — известный приматолог и нейробиолог. Каждая его книга достойна отдельного внимания; он структурированно подает материал, не забывая иронизировать над примерами. К сожалению, в печатной версии на русском языке его лекции недоступны, но «Биология добра и зла» — достойная альтернатива, принесшая автору популярность.

    Сапольски анализирует, действительно ли люди агрессивны от природы или их реакция формируется под влиянием гормональных, социальных и психологических факторов. Ученый заныривает и в историю, и в генетические исследования, чтобы доказать, что наше чувство морали не всегда зависит от того, насколько мы хорошие сами по себе. Он рассматривает представителей животного мира, схожих с нами в реакции на стресс или ожидании одобрения от сородичей. Автор объединяет сразу несколько наук, помогая увидеть наше поведение в целом, без слепых пятен.

    Шошанна Зубофф. Эпоха надзорного капитализма

    История Шошанны Зубофф достойна экранизации в жанре остросюжетного триллера: профессор информатики Гарвардского университета постепенно отказывается от технооптимизма, понимая, что инновации в сфере науки о данных (data science) используются для того, чтобы следить за людьми. В итоге автор перестает преподавать, чтобы провести собственное расследование. Книга, кстати, включена в топ-лист книг XXI века по версии The Guardian.

    В «Эпохе надзорного капитализма» рассказывается о том, как век открытой информации незаметно превратил пользователей интернета в рабов. Мы добровольно даем доступ государству и большим корпорациям к личной информации ради возможности выложить очередной таймлапс своей тренировки или TED-лекции о многозадачности. Зубофф объясняет, как гаджеты анализируют не только наши лайки и комменты, но и учащенный пульс в ответ на рекламу и даже выражение лица при разговоре с кем-то в офлайне. По мнению автора, возможность не давать компаниям доступ к нашей повседневной жизни — это новая привилегия, за которую надо бороться. Книга косвенно связана с нашумевшей статьей NYT о том, что офлайновое образование наедине с учителем и кнопочные телефоны без подключения к интернету стали признаком привилегированного класса.

    «Эпоха надзорного капитализма» хороша прежде всего потому, что подкреплена результатами многолетних исследований. Уверена, после нее вы перестанете выкладывать фото приготовленной вами еды и начнете снимать умные часы перед просмотром «Нетфликса».

    Рени Эддо-Лодж. Почему я больше не говорю с белыми людьми о расе

    В свете борьбы Black Lives Matter в США Рени Эддо-Лодж стала еще популярнее, хотя ее книга получила сильный отклик в Европе несколько лет назад. Журналистка рассказывает о британском наследии колониализма и о том, что в Англии почему-то редко говорят о расовой дискриминации, больше обращаясь к американской истории.

    Книга Эддо-Лодж универсальна для любой страны. Она описывает порядок формирования системы, в которой существует бытовой расизм. Материал выстроен очень логично, с фактическими примерами и объяснением того, как изменилась классовая система в XXI веке. Более того, книга помогает лучше понять интерсекциональность и многоуровневость любых движений за права человека.

    Кларисса Пинкола-Эстес. Бегущая с волками

    Кларисса Пинкола-Эстес — известный психоаналитик и философ, анализирующий сказки и фольклор с точки зрения архетипов. Несмотря на то что «Бегущую с волками» часто называют библией для женщин, книга подойдет любому читателю, так как автор рассматривает женское и мужское через призму анимы и анимуса.

    Как бы пафосно это ни звучало, но «Бегущая с волками» — это прежде всего духовная книга, которая не только рассказывает о том, как на нас влияет культура, но и предполагает определенную работу над собой. Пинкола-Эстес собрала сказки и легенды со всего мира, доказывая, что истории передают определенное сообщение через поколения с помощью символов, а не сюжета. Многонациональный бэкграунд писательницы помогает ей найти общее и в латиноамериканской, и в европейской, и даже в русской культуре. Автор рассказывает о том, что в каждом человеке есть определенные способности, которые современный мир постоянно подавляет. Интересно почитать и о выгорании, и о тревоге, и об абьюзивных отношениях с такой нестандартной позиции.

    «Бегущая с волками» — одна из тех книг, на усвоение которой требуется очень много времени. Не надейтесь проглотить ее за месяц-два, а лучше походите с каждой из глав какое-то время. Если вы решите перечитать это исследование снова, я гарантирую, что с каждым разом оно будет раскрываться вам с другой стороны.

    Петер Вольлебен. Тайная жизнь деревьев

    Петер Вольлебен, лесник и биолог из Западной Германии, написал книгу о сложных взаимоотношениях деревьев друг с другом. Его исследование о том, как растения с помощью корней передают друг другу сигналы на несколько километров, заставит любого человека почувствовать себя слишком примитивным. Вольлебен объясняет, почему городские и лесные тополя разительно отличаются друг от друга, а гниющие пни кормят живые деревья десятилетиями. Это невероятно трогательная книга, после которой вам захочется выйти на улицу, обнять дерево рядом с домом и поблагодарить его. Кстати, если у вас есть любимое место в городе под какой-нибудь раскидистой кроной, возможно, вас намеренно очаровали специальным запахом листьев.

    Эта книга очень хорошо идет в комплекте с художественным романом The Overstory Ричарда Пауэрса, получившем Пулитцеровскую премию.

    Фрэнсис Фукуяма. Политический порядок и политический упадок

    Если вы каждую неделю с удовольствием слушаете лекции Шульман по политологии или как минимум хотите понять, почему в мире происходит то, что происходит, то вам прямая дорога к Фукуяме. Известный своим взглядом на теорию конца истории философ и экономист немного изменил свой взгляд на глобальные процессы.

    В этой немаленькой книге Фрэнсис Фукуяма рассматривает историю с точки зрения политической эволюции в разных странах. Он объясняет, почему в определенных странах успешно формируется демократия, а в других нет или почему Италия и Греция столкнулись с экономическим кризисом после вступления ЕС. Примечательно, что Фукуяма предсказал и выбор американцами Трампа в качестве президента, и даже протесты BLM.

    В целом читать эту книгу стоит для формирования некой общей картины: обрисовывать бэкграунд автор явно умеет, несмотря на легкое высокомерие. Но, как говорится, на то политология и есть наука, что эмпатии в ней места мало.

    Элизабет Колберт. Шестое вымирание

    Элизабет Колберт рассказывает об условиях, при которых происходило массовое вымирание видов за последние 500 миллионов лет. По мнению экологической журналистки, научное сообщество не зря вспомнило об этом именно сейчас: наше общество с его технической революцией своими действиями запустило шестую волну вымирания. Колберт подробно рассматривает уже исчезнувшие виды и те, которых почти не осталось из-за наших новых привычек в потреблении, аграрной индустрии или даже путешествиях. Автор общается с самыми известными учеными в этой области и объясняет, почему порой даже невинные действия человека могут стереть с лица земли столько живых организмов. Кстати, книга получила Пулитцера в 2015 году.

    Томас Пикетти. Капитал в XXI веке

    Книга Пикетти была признана самым спорным трудом по экономике последнего десятилетия и при этом — самым значительным. Это и неудивительно: ученый тщательно анализирует причины экономического неравенства в Европе и США, вовсе не радуя читателей оптимистичными выводами. Пикетти подтверждает теорию, что разрыв между богатыми и бедными будет только усиливаться, если страны не поменяют систему налогообложения. Книга объемная и тщательно описывает анализ данных, которых еще 10 лет назад не было. Исследование экономиста задело определенный нерв в Америке. Журналисты запереживали, что Пикетти мечтает построить новый социализм (спойлер: нет), а Билл Гейтс даже договорился о звонке, чтобы сказать ученому лично, что он с ним не согласен.

    Дэвид Фостер Уоллес. Бесконечная шутка

    Возможно, художественный роман выглядит странно в этом списке, но я считаю, что «Бесконечная шутка» как нельзя лучше вобрала в себя то, что происходит с обществом последние лет тридцать. Сюжет кажется достаточно простым: секретные агенты, террористическая группа и студенты спортивной школы ищут копию фильма, при просмотре которого зрители умирают от блаженства. Но пусть история вас не обнадеживает: первые 300 страниц романа — это ощупывание стен в темноте, где вы пытаетесь усмотреть хоть какую-то логику в повествовании. Однако, продравшись через эту часть, которой Уоллес отсеивает недостаточно лояльных читателей, вы поражаетесь его пророчествам. Здесь и почти дословное описание и масок в Инстаграме (в 1996-то году!), и стриминговых сервисов, и волны тревожных расстройств и депрессий. В общем, я гарантирую, что как только вы дочитаете эту книгу, то сразу же начнете ее заново.

    КнигиПодборки
    Дата публикации 07.09.2020

    Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.