Историю становления танцевальной культуры от вечеринок в ДК до фестиваля Present Perfect нам рассказала Валерия Архипова, арт-директор проекта «Электрокружок».
Петербург не просто был и остается сосредоточением рейверской культуры России, но и ответственен за ее непосредственное зарождение. Все началось в заброшенной квартире в доме 145 на набережной Фонтанки — когда-то шикарные 300-метровые апартаменты в 1989 году захватила группа художников. Ребята навели там порядок и организовали сквот, куда по вечерам стягивались их друзья и единомышленники, чтобы потанцевать под западную музыку.
Вскоре гостей прибавилось, и организаторы решили дать имя своему импровизированному клубу — так появился «Танцпол». Сюда шли за музыкой, которую невозможно было услышать где-то еще в городе: с бобинных магнитофонов включали первоклассный чикагский хаус и техно. Чтобы отбить аренду оборудования, за вход начали брать деньги, но даже после этого желающих было слишком много и не всем хватало места на танцполе.
Городу срочно нужна была более просторная площадка, и не одна. В том же 1989 году в ДК связи состоялась дискотека «Курьер», куда пригласили профессионального диджея Яниса из Риги. Диск-жокей впервые показал прогрессивной петербургской публике мастерство сведения пластинок. Мероприятие было окутано духом свободы: по залу разгуливали травести, а молодежь жадно выхватывала ногами ритмы недоступной для нее музыки.
В январе 1991 года создатели «Танцпола» начали серию вечеринок в Ленинградском планетарии. Это был совершенно иной уровень с постоянными привозами иностранных диджеев из Берлина и Риги. После такого успеха организаторы поехали делиться своим опытом в Москву, где через год на ВДНХ устроили Gagarin Party — официально первый рейв в истории России.
В мае 1993 года в помещении бывшего бомбоубежища на Зверинской улице открылся настоящий техно-клуб «Тоннель», где, например, на заре своей карьеры играла самая известная диджей Петербурга Лена Попова. Создатели клуба Денис Одинг и Олег Назаров очень скоро отошли от дел и занялись другими проектами. Одинг организовал творческое объединение «Контрфорс» и запустил первую регулярную серию рейвов «Восточный удар», а также вечеринки «Рейв-монтаж». Первый «Восточный удар» в 1995 году состоялся в ТЮЗе, где лайнап из отечественных диджеев собрал около 1 500 человек. Уже через год он утроил свою аудиторию и занял помещение нескольких павильонов «Ленфильма».
Первый рейв под открытым небом «Нелегальный пикник» организовал арт-коллектив «Клуб речников» летом 1996 года на Кронштадтской дамбе в Финском заливе. Туда пригласили музыкантов из берлинской саундсистемы Interflug Galaktika и российских диджеев, которые несколько часов заводили толпу из 600 человек. Опен-эйр пришелся по вкусу петербургской богеме, и уже через год состоялся еще один — Air Fair в заброшенной усадьбе Знаменка с приглашенным диджеем Чарли Холлом.
В декабре 1997 в полку регулярных городских рейвов прибавилось — в театре ЛДМ прошел DJ Parade, где 3 500 человек чествовали российских диджеев, играющих не только «привычные» техно и хаус, но и драм-н-бейс. В 1998-м рейв уже насчитывал пять тематических танцполов и занимал огромный зал спортивного комплекса «Юбилейный».
В конце 1990-х промоутеров привлекло грандиозное здание форта «Император Александр I», расположенного на небольшом искусственном островке к югу от острова Котлин. Уже в 2000 году сюда завезли оборудование, подогнали несколько барж с генераторами и организовали вечеринку невиданных масштабов. Шесть тысяч человек всю ночь танцевали на полуразрушенных конструкциях посреди Финского залива. Следующие несколько лет серия рейвов Fortdance прочно закрепила за собой эту потрясающую локацию. Каждое лето про «Форты» говорила не только продвинутая прослойка Петербурга — на остров приезжали гости из Москвы и близлежащих городов, а зарубежные и российские СМИ охотно делали репортажи о мероприятии. За восемь лет здесь побывала целая вереница звезд электроники: Tiga, Tiesto, Infected Mushroom, Армин ван Бюрен, Энни Мак и многие другие.
Так началась эпоха качественных коммерческих рейвов. В 2003 году радио «Рекорд» запустила серию легендарных вечеринок «Пиратская станция», которая всего за несколько лет разрослась до гигантских масштабов. «Станция» приглашала самых популярных на тот момент диджеев и устраивая на сцене представления в духе Цирка дю Солей. «Пиратская станция» знаменита еще и тем, что она семь раз привозила Голди в Петербург. Команда «Контрфорс» пригласила в Россию культовый фестиваль Mayday, а через год объединилась с промоутерами Fortdance и организовала первый Soundtropolis, который прошел в Гатчине при участии знаменитого The Advent и Jen Driver.
Ближе к 2010 году ажиотаж вокруг масштабных вечеринок заметно угас — любители клубного андеграунда переместились на более компактные площадки, оставив спортивные комплексы и ледовые дворцы ностальгирующим по прошедшей молодости 40-летним и непредвзятым любителям мейнстримовой электроники. Всей культуре стихийных вечеринок нужен был срочный перезапуск.
Зимой 2014 года команда m_division, до этого занимавшаяся организацией рейвов в Сибири, пошла на риск и устроила масштабную олдскульную вечеринку в театральном пространстве «Скороход» на Московском проспекте. Послушать американских техно-братьев Octave One и ветерана детройтской сцены Блейка Бакстера пришло более 700 человек.
Новейшая история вечеринок m_division тесно связана с территорией завода имени Степана Разина, чья суровая монументальность прекрасно отражает дух индастриала и техно — ключевых жанров почти всех событий команды. Влиятельное издание DJ Mag даже включило недавний фестиваль Gamma и завод имени Разина в топ-10 событий, проходящих в самых необычных локациях.
Летом 2015 года в большую игру вступили Roots United, любимчики петербургской публики благодаря первоклассным вечеринкам в «Стереобаре». Ребята сразу застолбили звание лучшей промокоманды Северной столицы, устроив первый независимый фестиваль электронной музыки Present Perfect, на котором выступили Hidden Orchestra, Натан Фейк, Xosar, Radio Slave и многие другие. Территория Музея стрит-арта стала идеальной площадкой для описания идеального настоящего: индустриальные артефакты отсылали к периоду становления российских рейвов, а объекты современного искусства и эксперименты с освещением прокладывали дорогу в будущее. В следующие два года PPF расширял лайнап, добавлял сцены и даже стал одним из трех фестивалей в мире, с которыми сотрудничает музыкальная платформа Boiler Room.
В перерывах между фестивалями команда Roots United утоляла жажду публики серией вечеринок Off в центре дизайна Artplay, расположенного в здании бывшего Центрального конструкторского бюро машиностроения, представив там выступления Legowelt, DJ TLR, Powell, DJ Haus.
В начале этого года ребята открыли новую живописную локацию на карте — «Порт Севкабель» с комплексом просторных производственных помещений и потрясающим видом на Финский залив. По соседству в 2000-х гремели масштабные вечеринки в помещениях морского вокзала и павильонах «Ленэкспо» — линия истории замкнулась, а гости вернулись на былое место силы российского клубного андеграунда. В «Севкабеле» также прошла первая дневная вечеринка команды, призванная развеять стереотип о том, что веселиться и танцевать можно лишь в темное время суток. Day Off состоялся при поддержке культового европейского фестиваля Dekmantel, отправившего в Петербург целую хаус-делегацию в лице Dekmantel Soundsystem, Palm Trax и Тома Траго.
В этом году Present Perfect впервые займет территорию «Порта Севкабель», где состоится вечеринка-открытие с легендами Роем Айерсом и Ларри Хёрдом, а также основная программа фестиваля с Ниной Кравиц, Broken English Club, Objekt, Blawan, Ellen Allien, Линой Вилликенс, Hessle Audio и многими другими. Гостям будет доступна полностью реконструированная набережная, а в случае непогоды можно будет спрятаться под крышей одной из сцен.
За 30 лет петербургские вечеринки прошли путь от стихийных мероприятий, организованных практически на коленке, до современных высокотехнологичных фестивалей в черте города, которые хочется поддерживать и про которые хочется рассказать всему миру. Это не конец, это только начало, ведь идеальное настоящее ведет к превосходному будущему.