Чтобы не пропустить новые тексты Perito, подписывайтесь на наш телеграм-канал и Instagram.
Что прежде всего ищут туристы, приезжая в незнакомый, но древний город? Конечно, старину. Старый город в том или ином виде должен быть в любой уважающей себя столице. И его обязан истоптать любой уважающий себя турист. Гид по Армении Анна Тащян рассказывает о малоизвестной достопримечательности Еревана — старом городе Конд, который спрятался в самом центре столицы.
Еревану около 2800 лет, но традиционного старого города здесь нет. Есть крепость Эребуни, та самая, которой почти три тысячи лет и с которой началась история города. Есть несколько зданий XIX века в центре. И вроде бы все, остальная архитектура — советская. Спасибо надо сказать архитектору Таманяну, это он сделал из типичного для начала XX века ближневосточного поселения с пыльными улицами и глинобитными домами неповторимый по стилю современный мегаполис. Но для этого пришлось весь старый Ереван сровнять с землей. Почти весь.
Удивительно, но один из старинных кварталов тогда еще Эривани не был разрушен. Мусульмане называли его Тапабаши, а армяне — Конд. Таманян хотел сохранить его в качестве образца старой архитектуры. Конд существует и по сей день. Именно он отвечает в Ереване за старый город, хотя выглядит не очень презентабельно для туристов.
Трущобный вид Конда мало изменился со времен сноса большей части города. При этом существует он в самом центре бурно развивающейся и застраивающейся столицы. С таманяновских времен и до сих пор в воздухе витает идея сделать его историческим центром. Предложение не находит реализации, а Конд ветшает, обрастает самостроем и все больше становится городом в городе, которым никто не занимается, но который все еще хранит маленькие сокровища истории начиная с XVII века. Анна Тащян рассказала нам об истории района и о том, как и что в нем стоит посмотреть.
Конд находится всего в полутора километрах от главной площади Еревана. Он ограничен четырьмя улицами: Пароняна, Лео, Сарьяна и Фрика. Стоит квартал на небольшой возвышенности [и «Конд», и «Тапабаши» переводятся как «вершина холма». — Прим. авт.], поэтому ориентируйтесь на подъем: если видите на этих улицах лестницу, уходящую вверх во дворы, скорее всего, она ведет в Конд. Проще всего будет начать прогулку от церкви Святого Ованеса (Иоанна Крестителя) на улице Пароняна. Таксисту можно просто назвать «церковь Конда».
Первое здание храма было построено еще в Средние века, но его разрушило чудовищное по силе землетрясение 1679 года. Источники говорят, что подземные толчки продолжались несколько месяцев. В начале XVIII века на средства кондского богача Мелика Агамала на этом месте была возведена новая церковь. Этот человек и его род много значат в истории Конда. Даже сейчас старики помнят потомков Мелик-Агамалянов. Церковь — трехнефная базилика, увенчанная куполом, — была отреставрирована в 1980-е, поэтому вид имеет весьма новый по сравнению с остальными зданиями квартала.
Из церкви выходите на улицу Фрика и по ней входите в Конд.
По карте, даже если вы ее найдете, внутри Конда трудно ориентироваться. Застройка хаотичная, а улочки такие узкие, что автомобиль едва может проехать машина — прохожим приходится прижиматься к стенам. С номерами домов тоже, естественно, путаница.
Но заблудиться не бойтесь. Во-первых, квартал небольшой и вы, куда бы ни пошли, вскоре из него выйдете. Во-вторых, всегда можно спросить дорогу у местных жителей. Не стесняйтесь и не опасайтесь — хотя Конд и похож на бразильскую фавелу, но здесь совершенно безопасно. Жители оглядят вас с любопытством, но по-доброму. Дорогу подскажут и, очень вероятно, предложат показать интересное здание и даже пригласят в дом. Особенно если поздороваетесь по-армянски: «барев дзес».
Если вы вошли со стороны церкви, то вскоре попадете на одну из трех основных улиц — Руставели. Только у этих улиц: Руставели, Конда и Симеона Ереванци — есть названия. Держитесь их для ориентира.
Справа от вас окажется задник большого красивого здания — это «Двин Мюзик Холл», перестроенная бывшая советская гостиница. И шикарный новый Двин, и жилая новостройка рядом резко контрастируют с бедными домами вокруг.
И, конечно, у вас возникнет вопрос, не собираются ли снести Конд и застроить это место нормальными домами. То собираются, то нет. Этот вопрос обсуждается на разных уровнях уже много лет. И что самое странное — большинство жителей Конда против сноса. Во-первых, это центр города, а где им потом дадут квартиры, неизвестно. Во-вторых, надеются все же на грамотную реконструкцию и превращение Конда в исторический район. Ну, а в-третьих, просто привыкли. Многим удалось улучшить свои условия, надстроить и перестроить жилье, чтобы в итоге превратить его во вполне комфортные особнячки. А еще жители Конда ценят его за тишину, спокойствие и почти деревенскую атмосферу в сердце шумного города.
Эту атмосферу вы тоже почувствуете. Конд как маленькая Нарния: входишь и оказываешься в другом мире. Забываешь, что пять минут назад стоял на оживленной ереванской улице, ведь здесь даже шума машин не слышно.
Просто ходите и смотрите вокруг. Где-то ужаснетесь бедности и подумаете: «Как же можно так жить?!», а где-то увидите своеобразную уютную экзотику. И обязательно найдете следы истории, но для этого надо присмотреться.
Сразу, как пройдете «Двин», справа увидите стену темного туфа — это стена дома тех самых Мелик-Агамалянов. Правда, когда-то дом был гораздо больше.
С левой стороны что-то вроде маленького мемориала с крестом, рядом фонтанчик и беседка. Это памятник одному из местных жителей, говорят, весьма авторитетному в свое время. В советские годы Конд был довольно криминальным районом. Милиция сюда особо не совалась, да и легко было от нее спрятаться: способствовали рельеф и архитектура Конда. Здесь встречаются даже секретные двери, ведущие якобы в дом, а на самом деле — в сквозной двор, через который удобно скрыться от преследователей.
Обращайте внимание на стены, они отражают все слои цивилизации: из чего дом был построен, чем облицован позже, чем его утепляли. Нижний слой, как правило, относится к XVII–XVIII веку. Нередко в одной стене встречается и дерево, и камень, и кирпич. Последний кирпич только с виду. В XVII веке этот материал был в моде, и под него обтачивали туф — камень, из которого построен весь Ереван.
Во многих местах встречаются персидские мотивы: восточного вида арки над оконными проемами, орнаменты. Это тоже XVII–XVIII век.
Кстати, о стенах: в Конде много граффити. Экзотику квартала ценят современные художники — контраст стрит-арта и разрушающейся старины впечатляет.
Посмотрите на крыши домов. Над некоторыми из них кружатся голуби, значит, здесь голубятня. Они всегда были характерны для Конда, и в наши дни здесь живет несколько голубятников, уже немолодых, но до сих пор увлеченных.
Наверняка вам бросятся в глаза части домов, стоящие на опорах. Это кухни и туалеты. Канализацию в Конд провели поздно, и санузлы пристраивали к домам. Кстати, счетчиков воды здесь до сих пор нет.
Население Конда, как и всего Еревана, до XX века было смешанным. Несколько веков Эривань переходила то к Персии, то к Османской империи. Конд традиционно считался армянским кварталом, но жили здесь и персы, и тюрки, и армянские цыгане боша. Дома христиан и мусульман различались внешним видом, это заметно и сейчас. Мусульманские здания обращены вовнутрь, скрыты за высокими каменными оградами, а в уличных стенах нет окон. Зато есть внутренний дворик и веранда, вся жизнь проходит внутри и скрыта от чужого взгляда. Так строили для того, чтобы мусульманская женщина, проводящая основное время дома, не показывалась на глаза посторонним.
Есть в Конде два здания, которые просто необходимо увидеть. Они находятся на улице Симеона Ереванци (бывшей Чкалова), это как раз противоположный конец района, если начинать с Руставели.
Первое здание представляет собой руины бывшей мечети, в которых сейчас живут люди. Мечеть Тапабаши была построена в конце XVII века при персидском владычестве и считается одной из самых старых построек Еревана. В начале XX века большинство мусульман покинуло Армению и кондская мечеть опустела. После геноцида армян в Османской империи 1915 года 16 семей беженцев из Западной Армении добрались до Конда и поселились в пустом здании мечети, получив добро властей. Им, кстати, очень помогало материально все то же семейство Мелик-Агамалянов. С тех пор здание толком не ремонтировалось.
В 1988 году от ветхости обвалился купол. На его месте жители высадили сад, и корни деревьев, прорастая сквозь крышу, разрушают кладку все больше и больше. Здание сейчас в аварийном состоянии, хотя в нем все еще живут три семьи, а по прописке и того больше. Почему? Причина все та же: люди надеются, что получат квартиры. Аналогичная ситуация, впрочем, и во всем остальном Конде: прописано там гораздо больше народу, чем живет по факту. Так что государству в этом вопросе тоже непросто, поэтому он до сих пор и не решен.
Второе здание находится недалеко от мечети (если стоять к ней лицом на улице Симеона Ереванци, то надо идти направо), это бывший дом представителя местной знати. Он выделяется внешне: четко видны те самые культурные слои: и кирпич, и дерево, и камень, и персидский арочный мотив над окном.
Интересно, что многие коренные ереванцы никогда не были в Конде. Если сказать кому-то о желании прогуляться туда, то старшее поколение уж точно в лучшем случае пожмет плечами: «Да что там делать, в трущобах?», а в худшем начнут активно отговаривать. Но именно здесь можно увидеть остатки истории Еревана. Потому что Конд — это настоящий старый Ереван, который страна почти потеряла и которого жители столицы, к сожалению, даже немного стесняются. Правда, в тайной надежде на скорое возрождение.