Общественно-полезные путешествия по России: как помочь ученым дома и в поездке

Продолжаем рассказывать о гражданской науке и о том, как путешествовать по России и помогать.

Гражданская наука — участие любителей, а в нашем случае путешественников, в профессиональной научной работе. О ней мы уже рассказывали в нескольких материалах. Например, вы отправились в поход в Уральские горы, а заодно фотографируете участки, интересующие ученых. Уехали в деревню отдохнуть и записываете рассказы и речь местных жителей. Открыли на экране коллекцию фотографий с фотоловушек и отмечаете те, где есть животное или его часть. Для ученых такая помощь неоценима, потому что участие волонтеров дает возможность собрать и обработать огромные объемы информации, при этом выезжать на место ученому не нужно.

Как и для кого можно добывать новые знания?

Самый активный и популярный проект — «Флора России». Ученые просят фотографировать сосудистые растения. Это, если что, все деревья, кустарники и травы, кроме мохообразных. Наука хочет знать, как распространяются виды, в особенности те, что занесены издалека, и как они развиваются. Внутри есть подпроект, конкурс «Белые пятна России», посвященный территориям, о которых известно совсем мало. В основном они находятся в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Фото: Karsten Winegeart/Unsplash.com

Что надо делать: загружать фотографии на платформу iNaturalist, указывать дату и место на карте. Организаторы просят определить вид хотя бы с точностью до отдела (то есть цветковое растение или папоротник) и отметить, культурное это растение или дикорастущее.
Подробности: «Флора России»

В проекте «Плоды науки» занимаются дикорастущими яблоней, грушей и рябиной, красной и черной смородиной, малиной и земляникой.

Что надо делать: выбрать объект для наблюдений, регулярно на него смотреть и отмечать даты важных событий — от набухания почек до цветения, созревания плодов и листопада. Идея в том, чтобы пополнять коллекцию генетических ресурсов растений.
Подробности: «Плоды науки»

Зоологический музей МГУ собирает данные для проекта «Млекопитающие России». Даже по густонаселенной средней полосе нет достаточной информации. Ее настолько нет, что в вышедшем в 1999 году первом издании «Европейского атласа млекопитающих» территория России оказалась вообще не заполнена.

Фото: Anastasia Shuraeva/Pexels.com

Что надо делать: для того чтобы такого пятна не было, стоит зарегистрироваться в проекте, фотографировать животных и их следы или результаты жизнедеятельности и погибших животных и загружать снимки на портал «Млекопитающие России». Важно как можно точнее указать, где была сделана фотография. Благодаря волонтерам во втором издании на месте России не будет белого пятна.
Подробности: «Млекопитающие России»

Отдельным млекопитающим посвящен проект «Ежи России». Это только кажется, что мы все о них знаем, — на самом деле мы даже до конца не понимаем, как они выбирают место жительства. Предполагается, что проект станет продолжающимся и можно будет определить, как и где меняется численность ежей. Помимо прочего, это позволит вовремя изменить их природоохранный статус.

Что надо делать: этот проект труднее. Придется построить так называемые следовые тоннели — ловушки, которые «охотятся» на следы, а не на животное. Ловушки надо будет установить в лесу, на пригородном участке или даже на свалке. Устроен следовой тоннель просто и делается из подручных материалов вроде картона. В середину кладут приманку, на пути к приманке помещают полосу специальных «чернил» из угольного порошка и растительного масла, чтобы еж испачкал лапки, и лист белой бумаги — на нем еж оставит следы. Потом волонтер отправляет ученым копии этих «следовых листов» и свои наблюдения, а ученые узнают, кто приходил, куда и когда.
Подробности: «Ежи России»

Волонтерам с инженерной жилкой понравится проект «Интернет бактерий». Известно, что некоторые бактерии умеют производить электроэнергию, поэтому авторы хотят знать, в каких почвах такие микроорганизмы обитают. Разработка очень в духе времени: никакого загрязнения и потенциально можно сделать МТЭ, работающие на отходах, так что станция очистки станет заодно и миниэлектростанцией.

А вообще МТЭ можно будет установить везде, где микроорганизмы могут жить, скажем под землей или в удаленных поселениях. Там они станут долгосрочным и возобновляемым источником энергии, ведь бактерии будут самостоятельно поддерживать и обновлять свою популяцию.

Binyamin/Pexels.com

Что надо делать: участники получат набор комплектующих для МТЭ — микробного топливного элемента. Внутрь этой «батарейки» необходимо поместить немного местной почвы, а прибор зафиксирует наличие и параметры тока и отправит данные на облачный сервер проекта.
Подробности: «Интернет бактерий»

Есть и проект, приносящий пользу прямо сейчас,— «Пыльца Club»: он собирает сведения об ощущениях аллергиков. Реакция самых чувствительных поможет собратьям по несчастью знать, чего ждать.

Что надо делать: сообщать о своем самочувствии и вносить данные о стадии цветения аллергенов — приложение «Пыльца Club» знает добрый десяток из числа наиболее характерных для средней полосы России. Таким образом, проект поддерживает карту распространения пыльцы и самочувствия аллергиков практически в реальном времени.
Подробности: «Пыльца Club»

Наука в полевых условиях: Москва, Урал, Сибирь, Осетия

На станции кольцевания птиц «Байкальская» можно научиться кольцевать птиц, устанавливать для них ловушки и выпутывать из них. Ученые обучают волонтеров определять вид, пол и возраст пойманных птиц, измерять их, взвешивать и надевать на лапку кольцо с номером. Есть шанс встретить птиц не только из Сибири: некоторые летят в европейскую часть России или из нее и дальше, в Скандинавию и Прибалтику, но есть и такие, что долетают до Австралии, например сибирский жулан.

В самое жаркое время, когда стаи перелетных птиц следуют одна за другой, ученые и волонтеры работают не покладая рук. Ловушки нужно обходить каждые полчаса, вставать рано, ложиться поздно. Зато вы получаете бесценные переживания непосредственного физического участия в научной работе.

Фото: Станция кольцевания птиц "Байкальская"/Vk.com

Новосибирские ученые изучают летучих мышей в проекте «Летучие мыши Сибири и где они обитают». О рукокрылых наука знает куда меньше, чем нужно, особенно в контексте пандемии: летучие мыши переносят бактериальные и вирусные болезни, обмениваются возбудителями заболеваний и иногда передают болезни человеку. При этом мы непозволительно мало знаем о местах зимовки и маршрутах миграций этих животных, без чего невозможно предсказывать распространение патогенов. Перемещаются мыши, кстати, на сотни километров.

Ученые хотят оценить зараженность животных инфекциями и паразитами, выяснить, где зимуют самые массовые виды, как меняется численность летучих мышей в крупных зимовках — все это ключевые для биологической безопасности вопросы.

Волонтеров приглашают вместе обследовать пещеры, где зимуют летучие мыши, и искать летние убежища и места размножения. Затем собранные данные передадут паразитологам, вирусологам и в центр кольцевания рукокрылых. Отдельная задача — научить горожан правильно относиться к летучим мышам, чтобы избежать заражения и не быть жестокими.

Пока сибиряки изучают летающих существ, участники проекта «Зоомониторинг» в Москве занялись четвероногими. Бездомные кошки — часть экосистемы города. Их много, но насколько много, где они живут и какие они, толком никто не знает. Действующие программы работы с бездомными животными не дают результата, и, возможно, проблема в том, что они опираются не столько на статистические данные, сколько на субъективные представления о реальности. Так что конечная цель проекта очень проста — определить, сколько в Москве безнадзорных кошек и как зависит плотность их популяции от типа среды обитания.

Организаторы проекта выделили в городе 40 учетных площадок, каждая площадью один квадратный километр. Участки представляют четыре типа среды обитания: парковая зона, малоэтажная застройка, промышленная зона и высотная застройка. В мае-июне и августе-сентябре нужно будет зайти в каждый дом и уголок в пределах вашей площадки, чтобы поговорить с местными жителями об обитающих там кошках и самостоятельно понаблюдать за животными: посчитать их, определить окрас, примерный возраст и по возможности пол.

И еще кошками, но только покрупнее, занимается проект «Восстановление кавказских барсов в Северной Осетии». В рамках госпрограммы восстановления популяции чистокровных особей разводят в питомнике, готовят к жизни в дикой природе, а затем выпускают. Важно восстановить и улучшить места обитания, создать безопасные условия для жизни и свободного передвижения барсов, чтобы они могли дать первое потомство. Первую пару выпустили в 2018 году, вторую — в 2020-м.

Волонтеры этого проекта решают две задачи, причем обе равнозначно важные. Во-первых, участвуют в полевых работах, в частности ставят фотоловушки, снимают с них данные, следят за работой GPS-трекеров, установленных на выпущенных животных, и участвуют в поисковых операциях. А во-вторых, занимаются просвещением местных жителей, проводят социологические исследования и обрабатывают их результаты.

Фото: bars.ossetia/Facebook.com

Ученые из Института экологии растений и животных в Екатеринбурге сделали проект «Лес идет в горы: фотомониторинг изменения климата», чтобы увидеть изменение климата в действии. Вернее, «изучить реакцию древесной и кустарниковой растительности высокогорья на изменение климата и антропогенные воздействия». В горах есть линия, выше которой лес не растет, она называется «верхняя граница леса». Когда граница смещается вверх или вниз, это сигнализирует об изменении климата.

Проект ориентирован в первую очередь на тех, кто идет в горный поход. Горы фотографируют уже много десятилетий, что дает возможность непосредственно сравнить прошлое и настоящее. Поэтому участникам выдают старые снимки и просят сделать фотографии в тех же местах. На странице проекта есть карта, показывающая, что и где снимали в горах, оттуда же можно скачать старые фотографии, чтобы затем попытаться их повторить. Со временем проект распространится и на другие горные массивы.

И снова Сибирь. Ученые из Томского госуниверситета сделали проект «Расскажите о своей жизни: речь жителей сибирских сел и деревень» и изучают, как меняется речевая ситуация в сибирских деревнях и селах. Они документируют, как говорят тамошние жители, какие диалектизмы используют и тому подобное. Записывать речь в сельской местности начали еще в сороковых годах XX века и важно не останавливаться.

Больше всего ученым нужны информанты — собственно люди, которые живут в селах и могли бы рассказать о своей жизни: интересные случаи, воспоминания о детстве, войне, ссылке в Сибирь, о промыслах, животных, местной природе Сибири и так далее. Повод записать на диктофон или снять видео, как ваши родители, бабушки, дедушки, друзья рассказывают о себе.

Классика научного волонтерства — археология

Археологам нужны добровольцы не только махать лопатой — нужны художники, топографы и геодезисты. Все начинается с разведки, а после раскопок идут камеральные работы: находки нужно очистить, рассортировать и зарисовать. Вы могли не знать, но археологи до сих пор делают рисунки артефактов. Некоторые находки реставрируют на месте.

Например, в Астраханской области энергично занялись хазарами, теми самыми, которых Вещий Олег подвергал мечу и пожарам. В прошлом году начались раскопки памятника Семибугры-1, где, вполне возможно, располагался один из административных центров Хазарского каганата, а Самосдельская экспедиция уже два десятка лет раскапывает место, на котором, как считают ученые, находилась столица каганата город Итиль.

Под селом Самосделка особенно интересно, там практикуют своего рода экспериментальную археологию. Скажем, ученые построили юрту эпохи Золотой Орды — по всем правилам, с отоплением и лежанками, — чтобы пожить в ней и увидеть, насколько верны и жизнеспособны наши представления о жилищах прошлого. В другом эксперименте ученые юрту сожгли и закопали, чтобы раскопать через 10 лет и посмотреть, что и как изменилось.

Фото: Археологическая экспедиция Якты-Куль - Кусимово/Vk.com

Заниматься гражданской наукой не выходя из дома

Научным волонтером и географом можно быть и дома за компьютером. Например, «Путешествие по внутренним волнам» позволяет помогать тем, кто в море. Известно, что волны встречаются не только на поверхности морей и океанов, но и внутри, в глубине водной массы. Это не только малоизученное и интересное, но и опасное явление, потому что такие волны долго не видны на радарах, а потом неожиданно встают стеной на пути судна и могут стать причиной кораблекрушения. Участвуя в проекте, вы получите набор снимков из космоса, на которых нужно будет отличить внутренние волны от явлений, порожденных течениями, вихрями и взаимодействием водных масс в полях концентрации хлорофилла.

Идея Geo-Wiki состоит в том, чтобы сортировать спутниковые снимки Земли и сопоставлять с тем, что там внизу на самом деле. Скажем, на каких фотографиях кукурузные поля, а на каких — пшеничные. Где девственные, нетронутые леса, а где леса с вырубками. В подпроекте Picture Pile нужно сортировать фотографии зданий в Дакке, столице Бангладеш.

С 2009 года, когда была запущена платформа Geo-Wiki, волонтеры уже участвовали в создании глобальной карты размеров сельскохозяйственных полей и влияния человека на леса и в проверке карты населенных мест Европы. Заинтересованные участники могут участвовать в экологическом мониторинге Земли, предоставляя обратную связь о существующей информации, наложенной на спутниковые снимки, или совершенно новые данные.

Подробности: Geo-Wiki

На сайте «Люди науки» помимо выбранных нами есть еще десятки необычных проектов, в которых вы можете принять участие. Этот некоммерческий и бесплатный проект — первая в России платформа проектов научного волонтерства (citizen science, гражданской науки) для ученых и волонтеров.

ВолонтерствоРоссия
Дата публикации 31.05.2021

Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.