Участвовать в научном исследовании сегодня может каждый — и это легко совмещать с путешествиями. Можно отправиться в научно-популярную экспедицию и, например, изучать ледники Шпицбергена с гляциологом. А можно собирать материал для исследователей в любой поездке, фотографируя местную флору и фауну, описывая погоду и сообщая об увиденном северном сиянии.
Все это подходит не только тем, кто с детства грезит наукой. Сбор данных или участие в экспедиции — это возможность посмотреть на мир глазами естествоиспытателя. Путешественники обычно знакомятся с местной кухней, архитектурой и искусством, но гораздо реже обращают внимание на цветы и деревья, птиц и насекомых. Разбираемся, как сделать наблюдения за природой частью любой поездки и чем исследователи-любители могут помочь профессиональным ученым.
В научных исследованиях есть задачи, с которыми может справиться любой человек — для их выполнения не требуется никаких специальных знаний. Это может быть, например, фотографирование звездного неба, учет животных или растений. К таким задачам часто привлекают добровольцев. Концепция, когда обычные люди помогают ученым, получила название «гражданская наука» (citizen science).
Участие любителей в научных исследованиях — совсем не новая идея. В середине XIX века ботаник Фердинанд Мюллер каталогизировал флору Австралии с помощью самого настоящего краудсорсинга: через объявления в газетах и письма в школы он привлек к описанию и сбору растений 1300 любителей. Однако с появлением интернета и смартфонов сбор материала и обмен данными стали доступны огромному числу людей. К помощи обывателей теперь прибегают и крупные университеты, и официальные ведомства. Так, Агентство по защите окружающей среды США просит всех желающих присылать информацию об увиденных сине-зеленых водорослях, сообщать о необычных растениях, животных или погодных условиях. Чаще всего, по данным научного журнала PLoS One, «гражданские ученые» участвуют в сборе и сортировке информации в трех научных областях — биологии, охране окружающей среды и экологии.
От любителей не требуют многого: сделать несколько фото, ответить на пару вопросов, найти объект на изображении или помочь с полевыми работами в экспедиции. Но такие небольшие усилия отдельных людей благодаря количеству участников приносят ощутимую пользу научному сообществу. В 2019 году волонтеры Национального морского заповедника США в общей сложности отработали почти 119 тысяч часов, что равно времени работы 66 штатных сотрудников. Другой пример: Глобальная база данных по биоразнообразию хранит миллиарды наблюдений о живых существах, и около половины из них получены из непрофессиональных источников.
Исследовательские проекты, которым нужна помощь в сборе материала, вы найдете на платформе scistarter. Там есть фильтр по стране или региону, научной дисциплине и даже по виду активности — можно, например, выбрать только те проекты, материал для которых собирается на пляже, на рыбалке или во время прогулки. Никаких обязательств брать не придется: нужно просто изучить открытые проекты и запомнить, какие наблюдения в вашем путешествии могут быть полезны исследователям. Кто-то собирает данные об увиденных белках или амфибиях, NASA просит делиться фотографиями облаков в любой точке планеты, а Университет Джона Хопкинса собирает образцы камней из пустыни.
Есть еще более простой способ: вы просто собираете данные, выкладываете их в открытый доступ, а ученые используют их в своих исследованиях. Делать это можно с помощью специальных приложений и сайтов. Вот некоторые из них:
Да, но часто это не совсем экспедиции, а туристические или волонтерские лагеря, участники которых под руководством исследователей собирают необходимый материал. Объявления о таких проектах удобно искать на ресурсах, посвященных волонтерству, — например, в группе Гудсёрфинг или на сайте добровольцыроссии.рф.
Вот что рассказывает о работе волонтера-археолога Ирина Рахманова, которая провела целый год в добровольческом проекте в Германии:
«Я работала в археологическом парке в Германии, в земле Северный Рейн-Вестфалия. Попасть туда мне удалось благодаря грантовой программе Евросоюза, сейчас она носит название ESC (Европейский корпус солидарности). Участвовать в ней могут люди в возрасте от 18 до 30 лет со всего мира. ЕС покрывает расходы на визу, перелет и страховку, предоставляет жилье, выплачивает деньги на еду и карманные расходы. Чаще всего в программе представлены социальные проекты, поэтому мой случай не совсем обычный — я занималась скорее научной работой.
В крохотном по сравнению с Москвой городке Ксантен, где я жила, находится крупнейший в Европе археологический парк под открытым небом. Раньше в этом месте была древнеримская колония, она располагалась на границе Римской империи в годы ее расцвета. Земля в регионе не промерзает, поэтому археологи работают в поле круглый год. При раскопках находят украшения, бронзовые предметы, керамику, кости. Моей первой находкой был фрагмент керамики с очень хорошо сохранившимся рельефом — зайцем. Большинство находок отправляются не в музей, а в хранилище для дальнейшего изучения.
Кроме непосредственно раскопок, я занималась множеством разных других задач: делала чертежи и замеры, сидела в офисе над микроскопом и склеивала черепки или чистила кусочки древнеримской стены, делала слепки керамики, присваивала объектам номера, помогала парку организовывать мероприятия.
По образованию я филолог, археологического образования у меня нет, но до этого была в нескольких коротких экспедициях. Делать все работы меня учили сотрудники — они всегда были очень открыты, всё объясняли, отвечали на любые вопросы. Мне не давали заданий, с которыми я не могла бы справиться или в которых могла бы повредить что-то очень ценное. Я всему училась в процессе под присмотром научных сотрудников».
Какие проекты проводят научно-популярные экспедиции постоянно:
Помощников готовы принять многие заповедники; правда, часто им поручают благоустройство территории, помощь экскурсионным группам и хозяйственные работы. Но иногда людей без специальных знаний ищут и для полевых исследований. «Гражданских ученых» приглашают, например, Полистовский, Кабардино-Балкарский, Нижне-Свирский заповедники. Если вас интересует исключительно научное волонтерство и вы не готовы заниматься строительством экотроп и уборкой территории, свяжитесь с интересующими заповедниками (полный список есть на сайте Минприроды) и спросите, нужна ли им помощь в полевых исследованиях.