Египет стал одним из первых популярных среди европейских туристов направлений на Ближнем Востоке. Египтомания XIX–XX веков, массовое увлечение культурой и эстетикой Древнего Египта, в итоге повлияла на всю Европу. Автор блога Messy Nessy Chic Ванесса Гролл решила рассказать об этом интересном феномене.
В 1822 году Жан-Франсуа Шампольон первым расшифровал иероглифы на Розеттском камне, который нашли войска Наполеона в ходе египетского похода в 1799 году. С ростом популярности египтологии стали выходит путеводители по этой стране, в Египет стало прибывать все больше европейских путешественников.
Египет отвечал множеству интересов и вкусов туриста XIX века. Романтиков привлекали мистические и экзотические истории о Древнем Египте; остальных интересовали местные архитектурные достопримечательности и возможность поправить здоровье, зимуя на Ближнем Востоке. До 1870-х большинство туристов путешествовали вдоль Нила в дахабиях — больших парусных плавучих домах. Путешествие из Каира в Луксор продолжительностью 40 дней тогда стоило около 110 фунтов стерлингов — по нынешнему курсу около 12 тысяч фунтов стерлингов (17 тысяч долларов).
Сейчас это запрещено, но первые туристы в Египте могли подниматься на пирамиды. При этом им часто помогали местные жители, которые брали на себя роли проводников, носильщиков и страховщиков. Первый президент Корнеллского университета Эндрю Диксон Уайт описывал свой подъем на пирамиду зимой 1889 года так:
«Со мной были два арабских гида, Ибрагим и Али, а позади шел еще один слуга, который нес воду и помогал по мелочи. Он же развернул свой тюрбан и обвязал ткань вокруг меня, держась за концы, так что, если бы я споткнулся, ничего плохого бы со мной не произошло. Однако обошлось без инцидентов. Вид с вершины поразителен! Спуск внутрь пирамиды был еще сложнее, однако и гораздо более впечатляющим. Трудно поверить, что саркофаг фараона был помещен туда задолго до того, как Авраам и Моисей узнали о Египте».
В остальном местные жители мало контактировали с туристами. Это хорошо видно на фотографиях туристов того периода — египтяне на них почти отсутствуют.
Египет в это время контролировали Франция и Британия, туристическое законодательство защищало в первую очередь интересы европейских и американских путешественников, а также коллекционеров, особенно в аспектах, связанных с местными предметами старины. Местные власти пытались противодействовать этому, требуя паспорта для въезда в Египет и вводя таможенные проверки.
Больше богатых туристов стало прибывать в Египет после завершения строительства Суэцкого канала в 1869 году. Тогда же «основатель современного туризма» Томас Кук начал проводить свои первые туры по Палестине и вдоль Нила. Позже его потомки организовали регулярные круизы по великой реке на пароходах и развили инфраструктуру для регулярного туризма в Египте.
«К концу века на Ниле соседствовали две империи, — писал историк Ф. Роберт Хантер. — Британская военная оккупация и туристическая империя Кука. Нил превратился в любимый зимний курорт европейцев. Здесь путешественники могли найти домашний комфорт на пароходах и в отелях, освещаемых пустынным солнцем».
Новый виток египтомании вызвало открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году. Своим открытием Говард Картер и Джордж Герберт, 5-й граф Карнарвон, вернули Древнему Египту прежнее очарование среди европейцев. Египтомания превратилась в тутанхамономанию.
Несмотря на недостаток опыта, Картер смог получить должность главного инспектора по древностям Верхнего Египта еще в возрасте 25 лет. Он хорошо общался с местными жителями. После того как Картер встал на сторону египтян в споре с пьяными французскими туристами, он лишился должности, потому что не пожелал извиняться перед европейцами. Когда ему было уже за 40, он познакомился с графом Карнарвоном и убедил его профинансировать поиски гробницы Тутанхамона. После пяти лет поисков в Долине царей Картер нашел то, что искал.
Погребальная комната оказалась настолько мала, что Картер не смог изучить сокровища на месте. Вместо этого ему пришлось извлекать их по кусочкам, процесс занял 84 дня. Потребовалось построить рельсовую систему, чтобы доставить фрагменты артефактов к Нилу, откуда на корабле их отправили в музей в Каире.
Интерес публики подстегивало не столько само открытие, сколько история о проклятии мумии, от которого, предположительно, погиб граф Карнарвон вскоре после вскрытия гробницы. Скорее всего, причиной его смерти стало заражение крови после укуса москита, однако суеверные люди предпочитали винить во всем проклятие.
Открытие Картера изменило культуру ревущих двадцатых: оно во многом сформировало визуальные искусства этого периода и создало рынок для некоторых из самых кассовых фильмов последующих десятилетий.
О Египте писала Агата Кристи: курсирующий по Нилу пароход «Судан», подаренный королю Ахмеду Фуаду I в 1885 году, фигурирует в ее романе «Смерть на Ниле». Отправиться в круиз на «Судане» можно и сейчас, более того, можно занять даже каюту знаменитой писательницы.
Из-за политической ситуации в последнее время в Египет едет меньше туристов, однако египтология по-прежнему интересует множество людей от историков до путешественников. В Долине царей ищут еще одну гробницу, которая может содержать не меньше сокровищ, чем гробница Тутанхамона, а в самой большой из пирамид Гизы, как полагают исследователи, есть все еще не открытые комнаты.