Ванхоенакер, автор бестселлера «Skyfaring: A Journey with a Pilot» рассказал о вещах, которые больше всего поразили его во время обучения летному мастерству. Эти факты могут быть интересны не только тем, кто собирается когда-нибудь научиться пилотировать самолет, но и заядлым путешественникам. «Я люблю летать и надеюсь, что мои читатели разделяют это», — говорит автор.
Чтобы полететь в определенном направлении, самолет бывает нужно направить совсем в другую сторону. Этот факт – одна из самых больших неожиданностей для пилотов-новичков. Так, нос самолета всегда смотрит вверх, даже когда он уже высоко в небе и можно расстегнуть ремни безопасности. Поэтому идти в начало салона всегда сложнее, чем в конец, а у тележек с едой всегда должны быть отличные тормоза.
Почему так? Проще всего сравнить крылья самолета с водными лыжами. Когда человек на водных лыжах движется по поверхности озера, его лыжи смотрят вверх, чтобы преодолевать напор воды. То же самое в случае с крыльями, только они борются с напором воздуха. На самолете вроде Boeing 747 пилоты направляют нос слегка вверх даже при снижении и посадке.
Да, это звучит еще более странно, чем в случае выше. Однако все становится на свои места, если вспомнить школьные задачки по математике, в которых вычислялся угол, под которым нужно пересекать реку с быстрым течением.
В небе в роли течения выступает ветер. Когда самолет садится при боковом ветре, пилот должен направить машину по ветру, чтобы добиться приземления точно на взлетно-посадочную полосу. Эта техника непроста, но эффективна.
Требуемый угол зависит от скорости и направления ветра, которые могут измениться во время маневра, особенно при сильных порывах. При сильном ветре и густых низких облаках это означает, что когда ВПП появится в зоне видимости, она окажется заметно левее или правее носа самолета.
Посадка при боковом ветре в аэропорту Лидс-Брадфорд
Система освещения на взлетно-посадочных полосах и вокруг них устроена удивительно сложно. Огни имеют множество определенных сочетаний и могут начинаться за сотни метров до самой полосы. Расшифровки сочетаний огней на летном поле занимают немалую часть страниц (или экранов, поскольку многие перешли на планшеты) учебников для пилотов.
Одной из самых полезных при посадке систем называется PAPI (Precision Approach Path Indicators – системы визуальной глиссады указателя траектории точного захода на посадку). Система состоит из четырех красных и белых прожекторов, которые показывают положение самолета относительно идеальной траектории захода на посадку. Если горят три белых огня и один красный, это значит, что самолет находится выше этой траектории. Три красных и один белый – самолет летит несколько ниже, чем нужно. Если горит по два красных и белых прожектора – траектория идеальна. Выражение «два красных, два белых» пилоты-гики используют и в повседневной жизни, когда какое-то сложное дело удается хорошо.
При заходе на взлетно-посадочную полосу самолет обычно проходит так называемую «высоту принятия решения». На этой высоте уже должна быть видна ВПП или ее огни. Если полосы не видно, нужно уйти на второй круг и подготовиться к посадке заново. Этот момент настолько важен, что компьютер может объявить о нем по громкой связи в кабине пилота.
На таких самолетах, как Boeing 747, голос произносит только одно слово, громко и четко: «Решайте!» (decide) Это настолько запоминается, что любой пилот может точно воспроизвести эту интонацию.
Если вы не пилот, но вам понравился звук «решающего» сообщения, вы не одиноки. «Когда я рассказываю своим друзьям других профессий об этом, они часто жалуются, что у них на работе нет такого оповещения, которое бы срабатывало автоматически, например, через 30 минут совещания», – говорит Ванхоенакер.
Явление, известное как «экранный эффект», является одной из самых любопытных вещей, которые может испытать пилот. Как уже говорилось, крыло отталкивается от воздуха. Когда самолет находится на большой высоте, между крылом и землей очень много пространства. Но по мере спуска воздух между крыльями и землей становится все более сжатым. Почему это происходит? Когда вы приближаетесь к земле, воздух под крыльями уже не может «уйти» из под крыла вовремя. В результате и создается «экранный эффект» – ощущение, будто самолет уже приземлился.
Его часто сравнивают с спуском на мягкую воздушную подушку, и пилоты должны немного опустить нос самолета, чтобы поддерживать скорость спуска, когда входят в нее. Экранный эффект нельзя почувствовать в пассажирском салоне, но, как минимум, о нем можно поразмышлять. В следующий раз, когда вы будете сидеть у окна, посмотрите вниз на землю примерно за 15 или 20 секунд до приземления. Вашему телу будет казаться, что вы уже сели, хотя никакой посадки еще не было.
Книга Марка Ванхоенакера «Как посадить самолет» была опубликована 21 сентября. Она вошла в серию книг Little Ways to Live a Big Life.