От редакции: В мире до сих пор много стран, для посещения которых нужно перечитать много отчетов и советов. Иран как раз один из таких. Евгений Лепехин рассказал о том, как подготовиться к путешествию в эту чудную восточную страну. С радостью делимся его текстом, который был впервые опубликован на Medium.
Гид по Ирану. Часть 2: маршрут и города — вторая часть гида по Ирану
Мы с моей женой Арзу давно мечтали о путешествии на Восток. Хотелось испытать себя на прочность там, где почти не говорят по-английски, прочувствовать восточный колорит, съездить туда, где никто из друзей не был. Поэтому в июне мы купили два билета до Тегерана.
PRTBRT: Попасть в Тегеран проще всего с пересадкой в Азербайджане или прямым рейсом из Москвы. А дешевле всего — рейсами азербайджанских авиалиний Azal или новым лоукостером Buta Airways.
Огромный плюс, что россияне могут получить иранскую визу по прилете, но только в Тегеране в аэропорту Имама Хомейни. Группам от пяти человек, путешествующим по путевке, не нужна виза.
Как получить иранскую визу по прилете на месяц:
Подходите к окошку Visa, говорите, что вы турист, даете паспорт. Вам говорят, сколько заплатить в банк, и дают заполнить анкету. Для россиян виза стоит 70 евро.
В форме нужно указать ваши паспортные данные, адрес и номер телефона отеля или хостела, где вы планируете остановиться. Мы бронировали номер в хостеле Seven Hostels. Там знают английский и быстро отвечают по электронной почте.
Идете в следующее окно с вывеской «Bank» и оплачиваете пошлину. Можно платить в долларах или евро.
Напротив окна Visa за столом сидит парень, который выдает страховку. На две недели она стоит 18 долларов.
Когда вы все оплатили и заполнили форму, идите обратно в визовое окно и отдайте все документы.
Ждите. Обычно визу дают за 30–45 минут. В визе по прилете, как мы поняли, никому не отказывают.
Если заблудились, не паникуйте. Персонал аэропорта говорит по-английски: обратитесь к любому работнику и объясните, куда вам нужно.
Сразу после получения визы мы купили местную сим-карту и обменяли деньги. Для связи и мобильного интернета берите Irancell, ловит даже в пустыне. Рассчитаться можно долларами или евро.
В пунктах обмена также принимают доллары и евро. В аэропорту иранцы меняют только 100 долларов, там вам за них дадут 3 700 000 риалов. В городе могут предложить поменять доллары на улице — не соглашайтесь. Меняйте деньги в сарофи — так иранцы называют пункт обмена валют. Там самый выгодный курс — 3 780 000 риалов за 100 долларов. Чтобы обменять деньги, паспорт не нужен..
Хотя официальная валюта Ирана — риал, почти все продают и покупают за томаны (туманы). Так называлась официальная валюта Персии до 1932 года. Чтобы получить цену в томанах, уберите один ноль у цены в риалах. Например, 100 тысяч риалов = 10 тысяч томанов. Перед покупкой уточните, в какой валюте цена, чтобы никто не пытался вас обмануть.
Уехать из аэропорта в Тегеран можно только на такси, поэтому сразу пришлось торговаться. Нам повезло: мы встретили болгар, которые направлялись в наш хостел, и скинулись с ними по 6 долларов на такси. Водителем был азербайджанец, Арзу нам все переводила.
В Иране, помимо фарси, говорят на азербайджанском, турецком и арабском. Знание хотя бы одного из этих языков заметно облегчит вам общение с местным населением.
Английский знает только прогрессивная молодежь и интеллигенция. Поэтому, когда спрашиваете дорогу, не стройте целые предложения — в этом нет смысла. Лучше говорить фразами или даже словами. Так вас поймут быстрее.
Тут же пригодилось умение быстро считать в уме. Потому что договорились мы на цену в долларах, в руках у нас риалы, а расплачиваться пришлось в томанах. Через два дня мы уже легко ориентировались в местных ценах и торговались.
Перед поездкой выучите цифры и их названия на фарси. Это поможет при расчете на кассе или покупке билетов.
Не планируйте поездку по минутам, Иран сам расставит приоритеты и направит вас в нужном направлении.
Почти всегда мы находили жилье за день до прибытия или прямо на месте. Останавливались в хостелах, отелях и у хостов, которых нашли через заблокированный Couchsurfing (Airbnb в Иране не работает).
Большинство хостов предлагают жить у них за деньги, но они никогда не напишут об этом ни в первом, ни во втором сообщении. Уточните, что входит в стоимость, а что нет. Цены варьируются от 10 до 30 евро за ночь. Даже когда хост назвал цену, переспросите его несколько раз и убедитесь, что все верно поняли.
Попадаются и мошенники. Был случай, когда девушка пригласила нас остановиться у нее бесплатно, но за день до приезда написала, что ее нет в городе. Взамен предложила переночевать на вилле ее друзей, естественно, за деньги. В таком случае лучше отказаться и найти других хостов или переночевать в отеле.
Отели и хостелы стоят чуть дороже, чем жилье у местных. В Тегеране мы жили в хостеле в двухместном номере за 40 долларов, а в Куме и Исфахане за эти же деньги сняли номер в отеле. Странно, но ни в одном хостеле и отеле Ирана мы не нашли утюг. Кстати, на фарси он называется похоже — «утюх».
Для меня стало шоком, что в Иране душ и туалет всегда совмещены. В основном привычные нам унитазы ставят в отели и хостелы, а дома используют дырку в полу. Вместо туалетной бумаги на стене висит специальный шланг, чтобы подмыться.
Ситуация различается от города к городу. Например, в Тегеране за экологией никто не следит: под ногами валяется мусор, в некоторых районах помои и нечистоты сливают прямо в канаву около дороги. Город совершенно не приспособлен для велосипедистов: за четыре дня мы не увидели ни одного.
В других городах ситуация лучше, но особенно порадовал Исфахан. Там сортируют мусор, есть велосипедные дорожки, на улицах чисто и не воняет. Похоже, что люди там просто не мусорят: за пять дней мы не увидели ни одного дворника.
Иранцы предпочитают автомобиль или мопед и очень неохотно ездят на метро. Это странно, потому что метро здесь классное (в Тегеране мы только на нем и ездили): есть кондиционеры, названия станций продублированы на английском, для женщин предусмотрены отдельные вагоны. Только прогрессивные иранки осмеливаются ездить в общих.
Путешествуют туристы в основном на автобусах. Они дешевые, с кондиционерами и сиденьями, которые можно превратить в кровать. В некоторых автобусах дают сухой паек: сок и печенье.
Не советую ловить такси на улице: цены завышенные, водители не понимают по-английски. Мы использовали Snapp (скачать для Android / iOS) — иранский аналог Uber. Приложение работает в Тегеране, Исфахане и Ширазе. В маленьких городах мы его не проверяли — ходили пешком. Средняя цена за такси в Исфахане — 45–60 тысяч риалов, или 1,5–2 доллара, в Тегеране дороже — 4–5 долларов.
Первое, что бросается в глаза, когда приезжаешь в Иран, — водители на дорогах. Вернее, их безумный стиль вождения. Забудьте о правах пешехода, светофорах и о том, что водитель должен вас пропустить. В Тегеране почти нет светофоров, а те, что есть, либо не работают, либо автомобилисты их игнорируют.
Иранцы ездят по встречке, перестраиваются из одного ряда в другой без поворотников, могут повернуть из третьего ряда налево.
Чтобы перейти дорогу по пешеходному переходу, придется попотеть. За все время пребывания в Тегеране нас пропускали только в Куме и Исфахане. В Тегеране никто не останавливается. Более того, вам будут сигналить, ведь вы мешаете движению.
Большинство дорог в Иране — автомагистрали. Тегеран, например, пронизан ими вдоль и поперек. Противоположные потоки разделены и пересекаются весьма редко, поэтому за все время мы видели только две аварии.
В стране действуют законы шариата, и есть несколько правил, которые туристы обязаны знать и соблюдать.
По идее, в Иране с 10–12 лет все девочки обязаны носить хиджаб и полностью покрывать тело. На деле же многие девушки оставляют открытыми щиколотки, руки до локтя, лицо и даже шею. Если в России хиджаб полностью закрывает лоб, волосы, шею и даже плечи, то в Иране хиджабом считается любой накинутый на голову платок — плотно закутываться необязательно.
Вопреки всем предубеждениям платок на голове защищает от солнечного удара и помогает легче переносить жару
Еще есть чадор. Это большое черное, белое или цветное покрывало, в которое облачаются иранки. Чадор — признак религиозности. В основном его носят женщины постарше, но встречаются и молодые девушки. Перед входом в мечеть все женщины должны надеть чадор. Если у вас нет своего, его можно купить или арендовать на час за 1–2 доллара. В Куме в мавзолее Фатимы аль-Маасумы чадор дают на входе бесплатно.
Мужчинам проще — нельзя носить только шорты и майки. Молодежь в основном ходит в футболках и джинсах, а мужчины постарше носят брюки и рубашки.
Если поедете в Иран летом, оставьте куртки, свитеры и теплые носки дома — они вам не понадобятся. Температура в среднем 37–38 °С на солнце и 35 °С в тени, ветер горячий.
Днем с 12:00 до 17:00 что-то вроде сиесты: все отдыхают, улицы пусты. Дождей летом не бывает. Самое лучшее время для поездки — апрель или май. Еще не так жарко, и можно гулять весь день, наслаждаться красотой древних купеческих домов, мечетей, гулять по базару или устроить пикник на площади Накш-э Джахан в Исфахане.
Законы и наказания здесь суровые. За торговлю или употребление алкоголя — 80 ударов плетью. За первое воровство отрубают пальцы руки, за второе — половину ступни, за третье — пожизненное заключение, за четвертое — смертная казнь.
Все магазины и базары выставляют товар прямо на улицу, потому что никто не хватает товар с открытых прилавков и не убегает.
Мы слышали о случаях, когда мопедисты вырывают сумки, проезжая мимо. Выход простой — берите с собой рюкзак.
Несмотря на законы шариата, иранские девушки очень ярко красятся, делают пластические операции, любят яркий маникюр и одежду. Например, красные кроссовки или оранжевый платок. Поэтому пользоваться косметикой можно, но вряд ли это удобно в 40-градусную жару.
Как и мечети, публичные места и общественный транспорт разделены для мужчин и женщин. Мужчинам можно прикасаться к незнакомкам только в случае необходимости: если женщина упала или ей стало плохо и нужна помощь. Это правило действует и для женщин.
Безопасность
Из-за жестких законов Иран — одна из самых безопасных стран в мире. По статистике, на 100 тысяч человек здесь приходится три умышленных убийства. Для сравнения: в России показатель втрое выше — 9,2 убийства на 100 тысяч человек.
Все путешествие мы гуляли по ночам и чувствовали себя безопасно. За две недели к нам ни разу не подошли сомнительные личности с просьбой «закурить» или «позвонить». Подходили только знакомиться или предложить помощь, если видели нашу растерянность.
Самый распространенный вид «преступления» в Иране — накрутить цену. Этим промышляют таксисты и торгаши: называют космические цены за поездку или какую-нибудь безделушку. Но вы всегда можете найти другое такси, поторговаться или просто уйти.
На базаре обязательно торгуйтесь, за некоторые вещи можно скинуть 40% от первоначальной цены.
В Иране мы уяснили одно правило — заводите друзей среди местных. Без них придется тяжело и скучно. Невозможно познать культуру и быт, гуляя по улице, — нужно провести с иранской семьей хотя бы день. Они покажут вам настоящий Иран, поделятся самым сокровенным из культуры, кухни и обычаев.
Иранцы очень общительные: любят поболтать, много едят и пьют чай по десять раз за день, обязательно в компании с кем-то, сами знакомятся с иностранцами, искренне предлагают помощь.
Поскольку иностранцев здесь мало, их сразу примечают в толпе. Поэтому не удивляйтесь, если к вам подойдет иранец или иранка и заговорит первым.
Не было такого, чтобы мы не нашли дорогу куда-то. Стоит только спросить прохожих, через двух-трех человек вы обязательно найдете кого-то, кто знает английский. А бывает и так, что прохожие искали тех, кто говорит по-английски, чтобы помочь нам. Это одна из самых добрых и отзывчивых наций, что я встречал.
В Верзене, глухой деревне на юге Ирана, был случай. Арзу приболела и захотела фруктов. Я отправился искать магазин. Подошел к каким-то парням на улице со словами «миве доккан», что означает «фруктовый магазин». Один из них ткнул пальцем на мопед. Через несколько секунд мы уже мчались по Верзене. После того как я купил фруктов, незнакомец отвез меня обратно бесплатно.
В Иране не принято сразу переходить к сути разговора. Сначала нужно предложить гостям чай, накормить и задать дежурные вопросы.
На базаре же продавец, видя вашу заинтересованность в товаре и то, что вы иностранец, говорит: «Отдам бесплатно, брат!» Не спешите радоваться. Переспросите цену три-четыре раза — обычно ее называют. Но если на пятый раз вам по-прежнему хотят отдать вещь бесплатно, значит, так и есть.
Это таароф — когда отказываются от денег, но в итоге все равно берут или предлагают еду по десять раз, хотя вы уже девять раз отказались. Это искренняя вежливость, но некоторые иранцы извратили ее и стали использовать для того, чтобы впарить что-нибудь обольщенному иностранцу.
Почти каждый день мы ели кебаб, пили иранский йогурт дук. В Ширазе попробовали фесенджан ( курицу в соусе из граната и грецких орехов) и фалюде (сладкую лапшу, которую подают с мороженым). В Исфахане ели плов, иранские сладости пулаки и гяз. Каждый день объедались свежими фруктами, а вместо чая пили свежевыжатые соки.
Завтрак во всем Иране одинаковый. В каждом доме, отеле или хостеле утром вам на стол поставят свежий лаваш, огурцы, помидоры, творожный сыр, арбуз и вишневое варенье. Кофе в иранской культуре не прижился, почти везде подают чай.
Порции в Иране огромные — одной можно накормить троих. Поэтому в обед мы всегда брали один кебаб на двоих, наедались на полдня, а ужинали фруктами.
За две недели на двоих мы потратили 1 500 долларов, или 100 тысяч рублей по курсу на 12 июля 2017 года. В эту сумму входит стоимость визы, страховки, расходы на транспорт и проживание. При этом мы ни в чем себе не отказывали, ездили на такси от одного кафе к другому, ходили в музеи, покупали сувениры, подарки и фрукты, питались только в ресторанах.
Примерные цены в Иране:
билет в музей — 200 тысяч риалов, или 5 долларов;
фотография в персидском стиле — 250 тысяч риалов, или 6 долларов;
билет на VIP-автобус Исфахан — Шираз — 10 долларов;
ужин в ресторане с живой музыкой — 290 тысяч риалов, или 8 долларов;
хостел — от 870 тысяч до 1,5 миллиона риалов, или 25–40 долларов;
поездка в Персеполис — 1 миллион риалов, или 27 долларов;
американо — 125 тысяч риалов, или 3 доллара;
2 килограмма фруктов — 70 тысяч риалов, или 2 доллара;
обед: кебаб, йогурт и салат — 4,5 доллара;
два шарика мороженого — 20 тысяч риалов, или 0,6 доллара.
Иран меняет сознание и раскрепощает. В России мы привыкли закупаться в супермаркетах, где не нужно говорить с продавцом и торговаться, ходить по улице в наушниках, не замечать людей, просящих о помощи. Нам проще написать сообщение, чем позвонить или зайти в гости. Мы стали очень замкнутыми и закрытыми.
Иранцы другие. Они по-прежнему много общаются вживую, устраивают пикники, много путешествуют по своей стране. Для них общение с человеком имеет ценность, они вкладывают в это большой смысл. Поэтому справедливо сказать, что люди — главное сокровище Ирана. Несколько раз, заметив нашу растерянность, незнакомцы сами подходили и предлагали помощь. Безвозмездно. Если мы просили кого-то помочь нам, спрашивали дорогу, они бросали свои дела и провожали нас прямо до нужного места. Удивительная страна. Удивительный народ.