0%
    Подчинение территории: как Советский Союз и его наследница Россия обращаются с ресурсами, людьми и природой

    Как украинское барокко повлияло на российскую архитектуру

    Рассказывает историк архитектуры Лев Масиель Санчес.

    Чтобы не пропустить новые тексты Perito, подписывайтесь на наш телеграм-канал и Instagram.

    Множество архитектурных построек на территории России отсылает к Украине. Например, знаете ли вы, что при строительстве Новодевичьего монастыря использовались украинские архитектурные образцы? Заимствования западной архитектуры, в том числе архитектуры Украины, начались еще задолго до Петра I. Избранный царями нарышкинский стиль включил в себя некоторые украинские формы. Да, чаще всего украинизмы проявлялись в церковной архитектуре, потому что украинское духовенство играло решающую роль в управлении русской церковью в первой половине XVIII века. Но особенно сильным и долгим оказалось украинское архитектурное влияние в Сибири. Как это все происходило, рассказывает историк архитектуры Лев Масиель Санчес.

    Украинское барокко

    Интерес русской культуры к Европе наметился задолго до знаменитых реформ Петра Великого. Для русской архитектуры важным оказалось время после Смуты. В тридцатые-сороковые годы XVII века постепенно сформировался стиль столетия, который сейчас обычно называют «дивное узóрочье». Кое-что было позаимствовано из архитектуры предыдущего столетия, новое же было во многом привнесено из Европы, иногда при прямом участии иностранных мастеров. Сформировавшись к середине столетия, узорочье некоторое время не претерпевало серьезных изменений. Примерно через поколение, к 1680-м годам, очевидно наметился очередной этап обновления в развитии культуры, в котором заимствования из Европы стали последовательнее и масштабнее.

    Церковь Троицы в Никитниках (1628—1653 годы). Москва, Россия
    Wikimedia

    Украинское государство того времени историки называют Гетманщиной, так как ей управляли выборные гетманы. Наивысший культурный расцвет Гетманщины пришелся на правление Ивана Самойловича (1672–1687), при котором как раз и состоялась поездка Карпа Золотарёва в Украину, и Ивана Мазепы (1687–1709). Именно в это время были построены наиболее яркие здания, которые потом будут обозначаться термином «украинское барокко» (реже «казацкое барокко» или «мазепинское барокко»).

    Истоки формирования этого стиля пока изучены мало. Исследователи указывают на заимствования из древнерусской, украинской деревянной, польской и, возможно, румынской архитектуры. В наиболее яркой степени стиль украинского барокко проявился в церковных зданиях нескольких типов. Это большие соборы с пятью или более куполами, опирающимися на столпы сводами и удлиненной западной частью (Троицкий собор в Чернигове, 1679–1695), крестообразные храмы с гранеными объемами и одним или пятью куполами (Николаевский собор в Нежине, конец 1650-х), трехчастные церкви с такими же гранеными объемами и более высокой центральной частью (Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры, 1700). Наконец, трапезные монастырские церкви с высоким куполом над церковным объемом и длинной трапезной палатой перед ним (Успенская церковь Густынского монастыря, 1695). Самыми узнаваемыми чертами таких храмов были граненые объемы и высокие граненые же купола бани.

    Также сложилась весьма узнаваемая система архитектурного декора. Это была яркая и совершенно самостоятельная архитектурная традиция, не похожая ни на Польшу, ни на Россию. Сохранилась она до конца XVIII века.

    Большой собор Донского монастыря

    Важный шаг в восьмидесятых годах XVII века сделал молодой и очень образованный царь Фёдор Алексеевич, направивший культурное посольство в Украину. Во главе делегации оказался выдающийся иконописец Карп Золотарёв, а задачей было «описание церковных чертежей». Привезенный материал лег в основу новаторского для России Воскресенского храма, который царь начал строить на своем дворе на Пресне. К сожалению, через год двадцатилетний царь скончался, и храм так и не был завершен. Но его формы повторял следующий проект украинского типа в России — Большой собор Донского монастыря, тогда еще не включенного в черту Москвы (1684–1698).

    В то время в России и Украине господствовал средневековый метод строительства по образцу: по гравюрам или личным впечатлениям мастеров от увиденных зданий. Каждое следующее здание не просто придумывалось, но повторяло какое-то предыдущее. При этом повторяло не полностью — добавлялись элементы, заимствованные из других известных зданий. Архитектора как автора проработанного в деталях замысла и точных чертежей, по которым мастерá могли бы в точности его воспроизвести, не было. Случай с чертежами, который сделал в Украине Карп Золотарёв, весьма редкий. Поэтому уже вторая по счету копия оказалась далека от точного повторения украинских оригиналов. Для средневекового мышления полная точность и не требовалось, было достаточно узнавания через самые яркие детали.

    Большой собор Донского монастыря (1684–1698 годы). Москва, Россия
    Официальный сайт Донского ставропигиального мужского монастыря
    Большой собор Донского монастыря (1684–1698 годы). Москва, Россия
    Официальный сайт Донского ставропигиального мужского монастыря

    Собор был построен по обету царевны Екатерины Алексеевны, одной из многочисленных сестер покойного царя Фёдора, и его братьев, новых царей Ивана V и Петра I. Это был второй собор в монастыре, где хранилась почитаемая икона Донской Богоматери, защитницы южных рубежей России. Возможно, строительство собора было благодарностью ей за заключение Бахчисарайского мира с Турцией (1681).

    Этот собор представляет собой гибрид русской и украинской архитектуры. От украинской его строители взяли крестообразный план с пятью куполами над каждым из объемов. От русской — луковичные главы на круглых барабанах, скругленные объемы рукавов креста. Также русскими чертами являются низкий дополнительный этаж (подклет) и открытые галереи на уровне второго этажа. Четыре столпа — признак монастырского или городского собора как в Украине, так и в России. В крестообразных украинских храмах столпы не использовались.

    Новодевичий монастырь

    Важнейшим царским заказом 1680-х годов было строительство Новодевичьего монастыря под Москвой. Заказала его царевна Софья Алексеевна, управлявшая Россией в это время от имени своих братьев Ивана и Петра. Комплекс из трапезной церкви, колокольни и стен с надвратными церквами включил сооруженный в предыдущем столетии монастырский собор Смоленской Богоматери.

    Нарышкинский стиль

    В целом построенный Софьей Новодевичий монастырь является великолепным образцом не украинского, а нарышкинского стиля, сложившегося к середине 1680-х годов. Этот стиль отразил следующее после украинского направление западных поисков в русской архитектуре. Его создатели из трактатов с гравюрами позаимствовали декоративные детали архитектуры Северной Германии, Дании и других стран — стиль, который называют северным маньеризмом. Региональная разновидность Позднего Ренессанса, этот стиль процветал там с конца XVI по середину XVII века. В России этот декор приспособили к разным типам зданий, в том числе и к храмам украинских типов. Это и есть нарышкинский стиль, который по старой привычке ошибочно называют московским барокко или нарышкинским барокко. Никаких форм барокко в нем на самом деле нет.

    Новый стиль был ведущим в русской архитектуре вплоть до начала 1710-х годов. В 1714 году для ускорения строительства Петербурга царь Пётр запретил каменное строительство по всей России, кроме новой столицы, чтобы собрать там всех мастеров каменных дел. Петербург строился иностранными мастерами и — теперь да! — в стиле барокко.

    Несмотря на то, что монастырь построен в нарышкинском стиле, есть в нем и украинские черты. Одна из раньше всего начатых церквей Новодевичьего монастыря, надвратная Покровская церковь (1683–1688), использует форму украинского трехчастного храма. В дальнейшем эта форма, как и вариации крестообразной, широко распространятся в нарышкинском стиле. Но они будут копировать не украинские, а уже новые русские образцы. Это опосредованные заимствования из Украины.

    Надвратная Покровская церковь (1683–1688 годы). Москва, Россия
    Wikimedia

    Казанская церковь

    Последним примером придворного интереса к архитектуре Украины была Казанская церковь (1697–1698), которую в своем подмосковном имении Узкое построил Тихон Стрешнёв. Он был дальним родственником, воспитателем и очень близким человеком царя Петра. Во время отъезда Петра в Европу Стрешнёв стал одним из фактических руководителей государства.

    Его храм — крестообразный пятиглавый. Так же, как и собор Донского монастыря, храм в Узком имеет русские черты (округлые рукава креста, нарышкинский декор) и украинские (большие граненые восьмерики — восьмигранные объемы — под главами). Для времени постройки обращение придворного к украинским формам выглядело старомодным. Впрочем, это можно считать отражением вкусов пожилого боярина, собиравшегося понемногу отойти от государственных дел. Последнее, однако, ему так и не удалось: Стрешнёв стал первым губернатором Москвы и оставался активным государственным деятелем вплоть до своей кончины.

    Храм Казанской иконы Божией Матери (1697–1698 годы). Узкое, Россия
    Wikimedia

    Пограничье: казачьи храмы

    Значимые постройки были связаны с казацкими полками. Донское казачество с момента возникновения подчинялось московскому царю, однако территориально и культурно было близко Украине. При царе Петре в казачьей столице Черкасске (ныне станица Старочеркасская) построили огромный Воскресенский Войсковой собор (1706–1719), целиком выдержанный в формах украинской архитектуры. Он относится к весьма распространенному в Украине типу девятичастных храмов. Однако отличие его в том, что там эти храмы всегда были пятиглавыми. Здесь же дополнительные четыре главы установили над выступающими между рукавами креста объемами. От русской архитектуры в храме только обходная галерея и шатровая колокольня, а также близкая к луковицам форма куполов (впрочем, нет уверенности, что такие купола были у собора изначально).

    Воскресенский войсковой собор (1706–1719 годы). Станица Старочеркасская, Россия
    Wikimedia

    Повторял его формы Успенский собор в Дубовке (1763–1796), столице волжского казачества на Волге севернее Царицына (нынешнего Волгограда). Храм не сохранился до нашего времени и плохо изучен. Судя по формам, в его строительстве могли принимать участие мастера из Украины.

    Архитектура этих двух соборов возникла в культурной ситуации русско-украинского фронтира. Сходные гибридные черты имеют многие постройки северных районов Гетманщины (например, полковой собор Рождества Христова в Стародубе, построенный примерно в 1690-е годы), а также Слободской Украины (территории к востоку от Гетманщины).

    Влияние духовенства: украинские священники и сибирские храмы

    Важнейшую роль в дальнейшем распространении украинских архитектурных форм в России сыграли многочисленные церковные деятели — выходцы из Украины.

    Одной из важных реформ царя Петра была церковная. Ее самым существенным институциональным аспектом стало упразднение патриаршества и превращение Церкви в госучреждение, управляемое коллегиальным Синодом. Но не менее значимым было приглашение на епископские должности большого количества украинского духовенства. Это были преимущественно выученики Киево-Могилянской академии, выдающегося православного учебного заведения. Необходимость качественного церковного образования была очевидна в ситуации православно-католической конкуренции в Украине, до середины XVII века входившей в состав Речи Посполитой. Образованные киевские монахи намного лучше подходили для целей Петра, чем консервативное русское духовенство.

    Тенденция назначения украинцев в русские епархии просуществовала до конца правления Елизаветы, то есть до 1760-х годов. Новые митрополиты, архиепископы и епископы привозили с собой украинских певчих, иконописцев, иногда и каменщиков. Украинское влияние в XVIII веке в русской церковной музыке огромно, менее заметно в живописи и еще меньше, но все равно вполне ощутимо в архитектуре. Так, высокие рукава креста граненой формы и двухъярусный западный объем отсылают к Украине в архитектуре Успенского собора Отроча монастыря в Твери (1722), построенного по заказу митрополита Сильвестра Холмского-Волынца. При достройке заложенного еще в 1677 году огромного кафедрального Успенского собора в Смоленске митрополит Гедеон Вишневский постарался уподобить здание Успенскому собору Киево-Печерской лавры. Важнейший храм Киева как раз был перестроен в 1720-х годах и приобрел семь глав. Освященный в 1740 году собор в Смоленске также был сделан семиглавым, что было совершенно не обычно для России. Сейчас собор пятиглавый.

    Успенский собор Отроча монастыря (1722 год). Тверь, Россия
    Wikimedia

    Под Петербургом в своей вотчине селе Кёрстове духовник императрицы Елизаветы Фёдор Дубянский построил деревянный пятичастный украинский храм Богоматери Всех Скорбящих Радость (1718–1735, не сохранился). В пограничном с украинскими землями Воронеже митрополит Пахомий Шпаковский возвел кафедральный Благовещенский собор (1718–1735, не сохранился), довольно точно повторявший собор Донского монастыря в Москве. Возможно, последний был взят за образец потому, что в нем хранилась икона — защитница южных рубежей России.

    Уникальна история распространения украинской архитектуры в Сибири. Она началась со строительства Троицкого монастыря в Тюмени по заказу тобольского митрополита Филофея, бывшего эконома Киево-Печерской лавры. На берегах Туры он решил повторить архитектуру своей излюбленной обители, причем в работах участвовали, судя по всему, украинские мастера. По крайней мере, детали Троицкого собора (1709–1715) выполнены в формах украинского барокко. Когда русские мастера копировали украинские образцы, детали не сохранялись.

    Троицкий собор (1709–1715 годы). Тюмень, Россия

    Необычно пятиглавие собора: главы с куполами-банями стоят по сторонам света, при этом высотой и размерами резко выделены три продольных главы, поэтому издалека собор кажется трехглавым. Думаю, что это не просто дань украинской традиции трехглавых храмов, но также акцентирование посвящения собора и монастыря Троице в проповеднических целях. Над воротами монастыря сооружена крестообразная церковь Петра и Павла (1726–1755) той же формы, что и церковь над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры. Также в монастырский комплекс входила трапезная церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1717), построенная по образцу украинских трапезных церквей.

    Церковь Петра и Павла (1726–1755 годы). Тюмень, Россия
    С. М. Прокудин-Горский (1912 год)

    Огромный монастырь, построенный выдающимся митрополитом, произвел большое впечатление на сибиряков и повлиял на широкое распространение и очень долгое бытование украинских форм в Сибири. Наибольший успех имели высокие кровли бани, которые сооружались на десятках деревянных и каменных храмах от Тюмени и Тобольска до Иркутска и Байкала. Украинские декоративные формы стали неотъемлемой частью украшений храмов тобольской школы (середина XVIII века) и затем тобольского барокко (последняя треть XVIII века). В Тюмени мотивы из монастыря включали в архитектуру городских храмов. Наконец, в деревянной архитектуре Сибири иногда возводились храмы украинских типов — крестообразные и трехчастные.

    Опыт заимствований из Украины чрезвычайно обогатил русскую архитектуру. Украинизмы стали одним из важнейших элементов того удивительного разнообразия, которого архитектура России не знала ни до, ни после XVIII века.

    Украина
    Дата публикации 01.03.2023

    Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.