Город Карсон-Сити в штате Невада находится ближе к государственной границе, чем кажется. Канадская граница — в 384 километрах к северу, а мексиканская — в 870 километрах к югу. Однако всего в получасе езды от города расположена еще одна граница — самопровозглашенной Республики Молоссия. Крошечное виртуальное государство находится в долине Дейтон, и у него есть все необходимое для уважающей себя страны: таможня, собственная валюта, почта, флот, космическая программа и президент.
Фотограф Эми Ломбард заехала в Молоссию по дороге на фестиваль сквер-данса, народного американского танца, съемки которого ей заказали. Она связалась с президентом республики, который с удовольствием пригласил ее посетить свои владения. Вместе с первой леди Молоссии он провел ее через таможню и устроил экскурсию по стране, которая по большей части состоит из нескольких деревянных административных зданий вдоль главной улицы.
«Многие воспринимают все вокруг очень, очень серьезно, и это нормально. Разумеется, президент Молоссии воспринимает свою страну всерьез и вложил немало времени и денег в создание местной инфраструктуры, — говорит Ломбард. — Однако при этом у него на редкость хорошее чувство юмора и богатое воображение».
Кевин Боу основал Молоссию вместе с королем Джеймсом Спилманом (Джеймсом I) 26 мая 1977 года и провозгласил себя премьер-министром республики. Сначала государство называлось Великой Республикой Вульдштейн. У республики не было собственной территории, она перемещалась вместе с основателями. Король Джеймс I правил недолго, и со временем единственным главой республики стал Боу. В 1995 году он остановился в Неваде, которая, по его словам, понравилась ему, потому что там «сухо и не слишком много насекомых». К 1999 году, после нескольких смен названия и модели правления, Молоссия сформировалась в нынешнем виде — как военная диктатура под руководством президента Кевина Боу.
Основать микронацию проще, чем думают многие: достаточно просто объявить о ее существовании. После этого, говорит Боу, остается продумать детали: решить, какие цели будет преследовать нация, какое у нее будет правительство, какое животное будет считаться ее символом и, наконец, как она будет называться. «Молоссия» — производное от гавайского «maluhia», которое означает гармонию в мире. В Древней Греции существовала народность с таким же именем, но американское виртуальное государство не имеет к ней никакого отношения. Президент Боу признал, что необходимо гуглить слова, прежде чем использовать их.
Строй в Молоссии — военная диктатура — нетипичен для других микрогосударств. «Большинством из них правят короли, герцоги, королевы и императоры; вы удивитесь, сколько в мире императоров, — говорит Боу. — Мне не нравилась вся эта монархическая эстетика, так что я объявил в Молоссии военную диктатуру». Одной из причин выбора такого строя стала шикарная униформа, которая есть у любого диктатора: темные очки, стильная фуражка и, конечно же, медали. По словам Боу, он вручает самому себе новые ордена каждый год.
Популяция Молоссии составляет 33 человека, при этом всего трое постоянно живут на территории республики. При этом она удивительно хорошо обустроена: от деревянных «административных зданий» до герба, выложенного из старых эмблем британской армии. Как с гордостью говорит Боу, на это потребовался минимальный бюджет. «Мы пытаемся максимально походить на признанные, узнаваемые нации, — говорит президент. — Однако с площадью в 1,3 акра (0,5 гектара) особенно не развернешься, так что мы подошли к этому делу с юмором».
К примеру, ценность валюты Молоссии подкрепляется стоимостью определенного вида теста для печенья. «Да, наши деньги не соответствуют серебряному или золотому стандартам (при такой системе ценность денежной единицы определяет некое количество драгоценного металла, на которое ее можно обменять. — Прим. ред.), он недостаточно хорош для нас, — смеется Боу. — Наша валюта валора привязана к по-настоящему драгоценному материалу — тесту для печенья с шоколадной стружкой». Разумеется, в республике действует достаточно развернутое законодательство. Согласно нему, например, в стране запрещены моржи и лук.
Президент Молоссии считает, что на сегодняшний день республика имеет все необходимое настоящему государству: «У нас есть банк, почта, администрация президента, торговая площадка, таможня и, конечно, бунгало».
У республики даже есть космическая программа. «Иногда мы запускаем ракеты. Это весело, — говорит президент. — На самом деле мы стали первой микронацией, которая запустила ракету с живым организмом на борту. Мы выбрали для этой миссии мексиканские бобы благодаря их красоте и растительной природе. Не хотелось бы, чтобы в случае падения ракеты погибло животное».
В настоящее время Молоссия воюет с ГДР и не планирует заключать мир в обозримом будущем. «Последняя территория, принадлежащая Восточной Германии, находится на крошечном острове у берегов Кубы (судя по всему, речь идет об острове Эрнест-Тельманн. — Прим. ред.). Остров необитаем, поэтому заключить мир там просто не с кем. Да и какое в этом веселье? — говорит Боу. — В этом есть доля политической сатиры. Хорошо иметь вечного врага, на которого можно свалить все несчастья». «Мы считаем Молоссию вполне реальным независимым государством, — продолжает он. — Но мы любим пошутить и повеселиться».
Виза для въезда в Молоссию не нужна, но на границе могут возникнуть проблемы при отсутствии паспорта («Да бросьте, кто едет в чужую страну без документов?» — возмущается Боу). Однако гражданство может получить далеко не каждый желающий.
«Мы получаем запросы на получение гражданства Молоссии два-три раза в неделю. В основном их на полном серьезе направляют жители Среднего Запада, которые хотели бы переехать куда угодно, — рассказывает президент. — Если бы мы давали гражданство всем желающим, на сегодняшний день население нашей страны составляло бы около пяти тысяч человек. На самом деле грустно, что так много людей готовы переехать в страну, о которой ничего не знают, просто наткнувшись на ее название в интернете».
В мире существуют сотни микронаций, подобных Молоссии. Каждые два года Кевин Боу организует конференцию, на которую съезжаются от 25 до 50 лидеров ближайших квазигосударств, обязательно в национальной униформе и при всех регалиях. «Встречаться и обмениваться идеями — это весело, — говорит Боу. — Интересно узнать, как другие люди представляют себе идеальное государство. Их идеи разнятся от традиционных до совершенно удивительных. К примеру, одна девушка называет своим государством камень, который она носит при себе в коробочке. Она считает, что нация совершенно не обязательно должна быть привязана к определенной территории; для нее это скорее общность людей, которые делают что-то вместе и с единой целью».
По словам Боу, многие энтузиасты микронаций молоды; у них недостает ресурсов, но масса идей. Президент добавляет, что, хотя некоторые микронации действительно появились из протеста, большинство их основателей просто интересуются политикой и международными отношениями: «У меня постоянно спрашивают совета желающие создать собственное микрогосударство. Я обычно рекомендую им узнать больше о других странах и культурах, изучать историю. Когда ты поднимаешь собственный флаг, что ты планируешь делать со своей страной дальше?»
Молоссия открыта для посещение примерно раз в месяц с апреля по октябрь; даты опубликованы на сайте республики. У этого государства много праздников — как оригинальных, так и позаимствованных у других культур, но главным считается 26 мая — День основателя Молоссии. «Мы советуем гостям приезжать в полдень, — говорит президент. — На празднике подают бесплатные бургеры и хот-доги, а я произношу официальную речь и провожу экскурсию по стране. Мы не запускаем фейерверки, потому что они могут вызвать пожар, однако в остальном мы празднуем не хуже больших государств. Добро пожаловать в Молоссию!»