0%
    Подчинение территории: как Советский Союз и его наследница Россия обращаются с ресурсами, людьми и природой

    Тирау — город в Новой Зеландии, в котором гофрированный металл превратили в предмет искусства

    Железные фасады, скульптуры и вывески сделали этот крошечный городок достопримечательностью, известной на всю страну.

    Маленький городок Тирау на севере Новой Зеландии превратился в достопримечательность в начале 2000-х годов, когда местный житель Стивен Клозье начал строить здесь гигантские скульптуры из гофрированного железа. Теперь скульптуры Клозье можно встретить по всей стране и даже в соседней Австралии, а Тирау полюбили туристы, которые фотографируют местные вывески, фасады и фигуры гигантских зверей. Мы перевели материал Atlas Obscura об этом скульпторе и его родном городе.

    Новозеландец Стивен Клозье никогда не стремился стать художником. Механик по профессии, он перебивался случайными заработками в Тирау, крошечном городке с населением 800 человек, название которого переводится с языка маори как «Капустная роща». Сейчас Клозье известен своими необычными уличными скульптурами и яркими дорожными знаками из гофрированного железа. Их которые можно найти по всей стране, а особенно много их на Северном острове. В Окленде на въезде на ягодную ферму стоит скульптура улыбающейся клубнички, размахивающей флагом. Крышу пекарни в Путаруру украшает огромный мясной пирог, из которого будто вываливается начинка.

    Все началось с гигантской веселой собаки с висячими ушами. Расположенная на углу улицы в Тирау, эта фигура стала одной из самых узнаваемых достопримечательностей города и принесла ему звание мировой столицы гофрированного металла. За собачьим фасадом находится городской инфоцентр и общественный туалет.

    Клозье построил это здание в 1998 году по заказу городского совета, который, в свою очередь, собирал идеи на тему городского дизайна у местных жителей. «Мы хотели чего-то необычного, потому что наш город сам по себе довольно необычный, — говорит Клозье. — Мой отец предложил сделать собаку из гофрированного железа, и совет принял эту идею. Реализовать ее позвали меня». Механик никогда раньше не работал с гофрированной сталью, но уже через три месяца смог представить результат — гигантскую белую дворняжку с высунутым языком.

    Собака — привычный образ для любого жителя Новой Зеландии, где промышляют овцеводством. Рядом с собачьим инфоцентром уже имелось другое миметическое строение — магазин шерсти с фасадом в виде овечьей морды. В сочетании с постройкой Клозье получается комичная сцена, будто овца убегает от собаки. Местные жители полюбили это место.

    «Весь остальной город захотел себе такие же скульптуры», — говорит Клозье. Сделав несколько фигур для местных ресторанов и магазинов, он запустил компанию по их производству Corrugated Creations. Постепенно скульптуры Клозье наводнили всю Новую Зеландию и даже оказались в соседней Австралии.

    Расположенный на пересечении двух федеральных шоссе Тирау — удобное и популярное место остановки путешественников, которые теперь с удовольствием фотографируют работы Клозье, будь то птица пукеко (черноспинная султанка) на одной из крыш или гигантский богомол на вывеске садоводческого магазина. Эти фигуры могут восприниматься как необычные придорожные достопримечательности, но, кроме уникальных фотографий, они дают возможность увековечить материал, который сыграл важную роль в архитектурной истории Новой Зеландии. «Любой новозеландец узнает этот материал, — говорит Клозье. — Здесь это естественная часть пейзажа».

    Британские колонисты привезли гофрированное железо (технически это на самом деле не железо и не жесть, а сталь) на новозеландские острова в XIX веке. Благодаря дешевизне и прочности оно стало популярным материалом для кровли и отделки домов, церквей, амбаров и других сельских строений и остается таковым до сих пор.

    «Гофрированное железо использовалось таким разнообразными способами, что превратилось в икону киви [самоназвание новозеландцев, — Прим. ред.], к которой мы эмоционально привязаны, с собственной исторической и эстетической ценностью, — пишет Стюарт Томсон, автор книги Wrinkly Tin об истории гофрированного металла в этой стране. — С ним соперничал ряд более необычных материалов, но железо до сих пор остается квинтэссенцией Новой Зеландии».

    В 2015 году Клозье приступил к своей самой масштабной на данный момент работе — расширению магазина шерсти с фасадом в виде гигантской бараньей головы. Фасад, на постройку которого ушло почти 150 метров гофрированного железа, более детализирован, чем соседние фигуры. Железного барана украшают изогнутые треугольные рога, округлые пучки шерсти и даже желтая бирка на ухе. «Работа над фигурами похожа на сборку головоломки, но за это я ее и люблю, — говорит Клозье. — Она держит разум в тонусе».

    Не все считают работы Клозье красивыми. Скульптор говорит, что для некоторых они как бельмо на глазу. Однако он уверен, что именно эти работы помогли нанести его крошечный город на карту Новой Зеландии. «Тирау был одним из тех городков, которые вы без остановки проезжаете по пути куда-то еще, — говорит Клозье. — Теперь город сам стал туристическим направлением, потому что люди приезжают сюда посмотреть на фигуры. Думаю, это определенно помогло Тирау».

    Современное искусствоНовая Зеландия
    Дата публикации 04.09.2020

    Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.