Отправиться в плавание на корабле — несомненно, один из самых приятных способов времяпрепровождения, особенно летом. Круиз, катание на яхте или рыбалка — день в море расслабляет и освобождает. Если, конечно, вы не страдаете морской болезнью (тогда освободится только содержимое вашего желудка).
В худшем случае может показаться, что единственное излечение от морской болезни — это немедленная смерть, однако Жан-Мишель Кусто, сын знаменитого Жак-Ива Кусто, считает иначе. Жак-Ив Кусто изобрел акваланг в годы Второй мировой и таким образом косвенно стал основателем скуба-дайвинга. А его передачу «Подводная одиссея команды Кусто» смотрели целыми поколениями с момента ее выхода в 1970-х.
Каково быть сыном этого человека? «Он выбрасывал меня за борт с кислородным баллоном за спиной, когда мне было всего семь лет», — рассказывает Жан-Мишель. Сейчас Кусто-сын занимается глобальной образовательной программой по сохранению океанов. Его команда сотрудничает с курортами Ritz-Carlton, которые пропагандируют среди состоятельных гостей любовь к океанской жизни, которую они сохраняют даже по возвращении с отдыха.
Было бы наивно полагать, что Жан-Мишель Кусто просто пошел по стопам своего отца. Кусто-младший изучал океаны даже дольше — почти 70 лет. За это время Жан-Мишель выпустил более 80 фильмов, один из которых получил «Эмми». Отец Кусто пришел к защите окружающей среды не сразу, однако сына с самого начала интересовали вопросы сохранения природы: в 2006 году он убедил Джорджа Буша-младшего объявить группу островов и атоллов на Гавайях американским национальным морским памятником — Папаханаумокуакеа стал самой крупной охраняемой морской территорией в мире.
Издание Thrillist обратилось к знаменитому океанографу с простым вопросом: «Как справиться с морской болезнью?» Вот что он рассказал.
Морская болезнь — это то же самое укачивание, но в данном случае на корабле, а не в самолете или автомобиле. Она возникает из-за несовпадения движения, которое ощущает вестибулярный аппарат, с тем, что видит глаз: чаще всего статичную линию горизонта. «К этому нужно привыкнуть, — говорит Кусто. — Обычно морской болезнью страдают те, кто мало бывает в море».
Кусто, который провел в океане почти 75 лет, говорит, что не помнит, чтобы хоть раз чувствовал морскую болезнь. При этом, по его словам, многие его коллеги по экспедициям регулярно ею страдали.
Сильная качка и высокие волны — это главные причины морской болезни, а Тихий океан известен своими бурными водами. «Я живу на мысе Консепшен, неподалеку от Санта-Барбары. Здесь всегда сильные волны и ветер, которые сильно раскачивают суда», — говорит Кусто. При этом он ругает круизные лайнеры, в которых можно избежать болезни, просто не глядя на воду: «На таких кораблях чувствуешь себя изолированным от океана. Можно сидеть в своей каюте и даже не видеть воду. Когда я читаю лекции на круизных кораблях, я говорю пассажирам, чтобы они немедленно шли смотреть на море».
«Некоторые принимают таблетки, чтобы предотвратить укачивание, другие находят способы адаптироваться самостоятельно», — говорит Кусто. Принимать следует препараты с действующим веществом дименгидринатом (в России — «Драмина», «Авиамарин»), но главное — не слишком много. Иногда применяют лекарства, подавляющие рвоту. По мнению Кусто, это ошибка: «После таких препаратов недомогание сохраняется, но вдобавок ощущается сонливость и усталость, что окончательно лишает плавание всякого удовольствия».
Также от укачивания помогает пластырь со скополамином — он может действовать три дня, что отлично подходит для долгих путешествий, однако в некоторых странах продается по рецепту. Еще один способ избежать морской болезни — носить браслет Sea-Band. Такие браслеты действуют благодаря точечному массажу, который помогает от тошноты, соответственно, не стоит беспокоиться о побочных эффектах от приема лекарств. К сожалению, действие Sea-Band слабее, чем у препаратов.
Универсальный совет, как избежать морской болезни, — оставаться трезвым. Алкоголь и марихуана воздействуют на вестибулярный аппарат сами по себе, так что опьянение может только усугубить укачивание.
Морская болезнь непредсказуема. Что делать, если случается приступ? «Избегайте носовой части корабля, — говорит Кусто. — Но не спускайтесь ниже палубы и не прячьтесь в камбузе. В такой ситуации это все равно что камера пыток». Внизу, в замкнутом пространстве, разница между ощущениями вестибулярного аппарата и тем, что вы видите, вызывающая укачивание, становится только сильнее. По словам Кусто, станет лучше, если не сдерживать рвотные позывы. «Я видел, как из камбуза выходят с зеленым лицом. Гораздо легче станет, если „покормить рыбу“», — поясняет океанолог.
По мнению Кусто, в преодолении морской болезни важно само отношение — радость от встречи с океаном может вылечить что угодно. «Самое важное — задуматься о своей связи с океаном, — говорит ученый. — Тогда от недомогания удастся отвлечься». В прошлом году Кусто исполнилось 80; по его словам, мало кто из его компаньонов в плавании чувствовал себя плохо, если в этот момент они наблюдали за гигантскими океанскими волнами или морскими животными. Он отвлекал их рассказами о красоте водных просторов или об исчезающих видах. «Когда люди видели китов, они забывали и о своем недомогании, и о чем-либо еще», — вспоминает Кусто.
«Просто прыгните в воду, если есть возможность, — говорит Кусто. — В океане вы почувствуете себя лучше как минимум благодаря соленой воде».