Шимла — столица индийского штата Химачал-Прадеш, курорт, расположенный на севере Индии, в предгорьях Гималаев. Сюда ездят кататься на лыжах и играть в гольф на высоте две тысячи метров над уровнем моря. Многие туристы начинают из Шимлы поход по Гималаям. Но в прошлом этот город был не просто туристическим центром — здесь буквально творилась история Индии. Здесь страна обрела независимость от Британской империи. Мы перевели материал Live History India о Шимле.
«Воздух здесь восхитительный, чистый и освежающий, но я не видел ничего нелепее, чем пейзаж этого города… Взгляните наверх и увидите нависающий над вами соседний дом. Перегнитесь через ограду своей террасы и обнаружите крышу дома ниже. То, что столица Индийской империи вот так висит на склоне горы, кажется абсурдом», — писал вице-король Индии граф Фредерик Темпл Гамильтон-Темпл-Блэквуд об индийском городе Шимла, или, как его называли британцы, Симла. Когда-то неприметная деревня на склоне Гималаев, он стал летней столицей империи, которая управляла пятой частью мира.
Каждый год летом британская администрация отправлялась в тяжелое путешествие продолжительностью пять дней. Люди и целые ведомства преодолевали 1800 километров из Мумбая в Шимлу с единственной целью — сбежать от палящей жары индийского лета. Погода в Шимле вызывала у британцев ностальгию, здесь они чувствовали себя как дома.
Хотя Шимлу официально объявили летней столицей Индийской империи только в 1864 году, ее отношения с Британией начались гораздо раньше. В 1804-м непальские гуркхи осадили горное княжество Кангра-Ламбагреон и низвергли его правителя Сансара Чанда. Он попросил о помощи сикхского махараджу Ранжита Сингха, который разбил гуркхов. Те, однако, прошли дальше на юг и построили несколько фортов вокруг Шимлы.
Эта экспансия встревожила Британскую Ост-Индскую компанию, и на север были направлены военные силы для сдерживания гуркхов. В результате в 1816 году стороны подписали Сугаульский договор, по которому завоеванные Непалом земли отошли Британской империи, а англичане получили возможность вербовать непальцев в армию. На тот момент Шимла была просто горной деревней с древним храмом на горе Джакху, где, как верили местные жители, отдыхал обезьяноподобный бог Хануман, а заодно искал холм Сандживи с лечебными травами.
Сначала британцы не обращали особого внимания на этот регион. Только три года спустя, в 1819-м, помощник политического агента в горных штатах лейтенант Росс построил здесь для себя домик из дерева и соломы. Прошло еще три года, прежде чем в Шимле появился первый дом-пукка (так в Азии называется жилье из прочных и долговечных материалов). Его построил преемник Росса лейтенант Чарльз Пратт Кеннеди. Интересно, что именно в этом доме в 1827 году генерал-губернатор Бенгалии Уильям Амхерст произнес знаменитую фразу: «Так было положено начало поселению, которое оставило неизгладимый след в истории Индии».
В следующем году Шимлу посетил главнокомандующий британскими войсками в Индии Степлтон Коттон. Он организовал одно из первых мероприятий по развитию инфраструктуры в этом районе и построил пятикилометровую дорогу вокруг холма Джакху с мостом, который соединил основную часть Шимлы с Чхота-Шимлой.
Так начался вековой роман между Шимлой и Британской империей, длившийся до ухода англичан из Индии. Сменявшие друг друга генерал-губернаторы и вице-короли сделали городок своей летней резиденцией, и, по словам Редьярда Киплинга, он стал «центром власти и удовольствий». Здесь плели интриги, заводили романы и пересказывали самые свежие сплетни. Молодые британские офицеры ехали сюда, чтобы завести полезные контакты и укрепить свои карьерные перспективы, а это привлекало семьи, которые привозили в Шимлу своих дочерей на выданье. В городе регулярно устраивали балы, ярмарки, пикники и спортивные соревнования.
Самыми оживленными улицами Шимлы были Ридж-Роуд и Молл-Роуд, на которых находились рынки, а важнейшими британскими памятниками стали построенная в 1844 году церковь Христа с высокой башней кремового цвета и готический театр Гейти, в котором ставили любительские пьесы. Еще одна достопримечательность, оставшаяся от колониальных времен, — корпус Железнодорожного совета, «собранное на болтах и гайках» в 1890-е годы. Весь каркас здания, изготовленный из чугуна и стали, построили в Англии и затем перевезли на корабле в Бомбей.
Но у всего есть своя цена. Массовая миграция в Шимлу была «романтичной, но довольно пугающей», по словам Йена Стивенса, редактора индийской газеты The Statesman. «Воспоминание, которое засело у меня в голове, — это вид кули (низкооплачиваемых работников из числа местных жителей), которые поднимались на склоны с чудовищно тяжелыми грузами за спиной», — писал журналист. Среди грузов были и люди в паланкинах — крытых креслах, которые перетаскивали носильщики.
Нехватка местной рабочей силы привела к тому, что британцы насильно привозили носильщиков из отдаленных мест, не давая заниматься сельским хозяйством. Главным средством передвижения были мулы и лошади. Так продолжалось до 1856 года, когда из Калки в Шимлу проложили дорогу для повозок, а затем, в 1903 году, и железную дорогу.
Чем больше людей приезжали в Шимлу, тем больше здесь строили домов. Во многих из них принимались решения, влиявшие на всю империю. Так, 1 октября 1838 года в Секретарской ложе, резиденции адъютанта генерал-губернатора Джорджа Идена, был подписан Симлский манифест об объявлении войны с Афганистаном. В роскошном доме, известном как замок Ротни, жил член Имперской государственной службы Октавиан Юм. Он инициировал создание Индийского национального конгресса — организации, которая позже сыграла важнейшую роль в борьбе Индии за независимость.
Кстати, Октавиан Юм также считается отцом британской орнитологии. Он основал журнал Stray Feathers, в котором вместе с подписчиками писал заметки о птицах со всего Индийского полуострова. В замке Ротни Юм собрал обширную коллекцию чучел птиц, которую затем передал Музею естественной истории в Лондоне.
В 1914 году в Шимле прошли переговоры между Британской империей, Китаем и представителями Тибета. Обсуждались вопросы границ. Главным переговорщиком был сэр Генри Мак-Махон, министр иностранных дел Британской Индии, и демаркационную линию между тибетским регионом Китая и Индией назвали в его честь.
Возможно, самым важным историческим зданием в Шимле стала Вице-королевская ложа на холме Обсерватори-Хилл. В 1945 году в здании ложи прошла встреча представителей британской администрации и основных политических сил Индии, на которой был предложен план Уэвелла по достижению независимости страны. Его отклонили представители мусульман. Историки полагают, что эта конференция была последним шансом сохранить единую Индию. В 1947 году в ложе прошла встреча последнего вице-короля Индии Луиса Маунтбеттена, Джавахарлала Неру, Сардара Пателя и Мухаммада Али Джинна, на которой они приняли решение о разделе Британской Индии на Индийский союз и Пакистан.
Даже после объявления независимости Шимла оставалась важным политическим центром. В 1972 году президент Пакистана Зульфикар Али Бхутто и премьер-министр Индии Индира Ганди подписали в городе Симлское соглашение — мирный договор, который должен был исправить последствия войны 1971 года. В документе гарантировалось, что Пакистан признает независимость Бангладеш в обмен на возвращение пакистанских военнопленных.
Сегодня Шимла остается популярным туристическим центром с открыточными видами и чарующей колониальной архитектурой. Город по-прежнему привлекает горной прохладой, густыми кедровыми лесами и зданиями, расположенными на столь крутых склонах, что первый этаж дома на одной улице может оказаться на высоте четвертого этажа дома в соседнем переулке.
Основной достопримечательностью стала теперь уже бывшая резиденция британских вице-королей Раштрапати Нивас. Сейчас здесь музей и исследовательский центр. Местные жители гордятся и железной дорогой Шимла — Калка. По ней можно добраться до Нью-Дели, преодолев 806 мостов и 102 туннеля. Хотя большинство туристов едет сюда развлекаться, некоторые все же хотят познакомиться с историей города, который имел большое значение для страны.