И это тоже Россия (почти): невероятные снимки острова Шпицберген

Александр Мазуров вернулся из Арктики с потрясающими фотографиями.

Фотограф северной природы и основатель проекта Russian Explorers Саша Мазуров только что вернулся из большой поездки на остров Шпицберген. Специально для нас Саша отобрал лучшие фотографии и рассказал о статусе острова, быте и опасностях. Уже совсем скоро он отправится снимать Ямал, поэтому мы настоятельно рекомендуем подписаться на его инстаграм @alex.mazurov, там последние месяцы как-то особенно морозно и красиво.

Шпицберген, Свальбард, Грумант — все это названия арктического архипелага, расположенного в Северном Ледовитом океане. Эти имена пришли из разных языков. Шпицбергеном окрестил архипелаг еще голландский мореплаватель Виллем Баренц, название Свальбард пришло из норвежского, Грумантом называли архипелаг русские поморы. Все это указывает на пересечение культур, которые переплетались здесь с самого начала истории этого места.

Это пересечение в какой-то степени также определило и сегодняшнее особое положение Шпицбергена. Несмотря на то что над архипелаг является частью норвежского королевства, это демилитаризированная зона, на территории которой еще 50 государств имеют право на эксплуатацию естественных ресурсов Шпицбергена и его территориальных вод.

Столица — норвежский город Лонгйир; помимо него, на архипелаге есть три российских поселка — Баренцбург и законсервированные Пирамида и Грумант, а также международное исследовательское поселение Ню-Олесунн. Своим присутствием в таком виде Россия обязана истории: поморы ходили на Шпицберген за моржовым клыком начиная с XII века. В советское время все три поселка развивались вокруг угольных шахт, в какой-то момент численность советских граждан на архипелаге была выше, чем норвежских — до развала СССР и начала 1990-х.

К этому моменту из-за отсутствия средств, а также пожара на шахте в Пирамиде было принято решение о консервации двух поселков из трех. В Баренцбурге шахта действует до сих пор, однако все большую роль в жизни русского поселка начинает занимать туризм, поэтому сегодня на архипелаге работает российский центр арктического туризма «Грумант» и развивается туристическая инфраструктура в Баренцбурге и Пирамиде.

Как добраться до Шпицбергена?

На самом деле проще, чем кажется изначально. Прямой перелет из Осло занимает около двух с половиной часов. Любопытно, что для посещения Шпицбергена виза не требуется, так как он не является территорией, входящий в зону Шенгенского соглашения, но виза нужна для пересадки в Норвегии.

Где остановиться?

В Лонгйире есть несколько гостиниц разного уровня комфорта и стоимости. Также есть гостиницы в Баренцбурге и Пирамиде, но туда еще нужно добраться (летом по воде, зимой на снегоходах), поэтому обычно проживание в российских поселках является частью комплексных туров.

Я прилетел. Что дальше делать, куда идти, что смотреть?

В Лонгйире есть несколько интересных локаций: от старых шахт до Всемирного семенохранилища, куда были помещены образцы семян основных сельскохозяйственных культур для безопасного хранения на случай, к примеру, апокалипсиса. В Баренцбурге также есть на что посмотреть, а Пирамида вообще имеет особенную атмосферу — эдакий брошенный уголок социализма посреди Арктики.

В 2012 году датская инди-рок-группа Efterklang выпустила альбом «Piramida», вдохновленный именно заброшенным российским поселком.

Но основная красота, конечно, находится за пределами города. Правда, самостоятельно их посетить не получится, дорог между поселками нет, все перемещение происходит на лодках в летний период и на снегоходах в зимний. Также за пределы города нельзя выходить без оружия (белые медведи!), и вообще, несмотря на очаги цивилизации, вокруг Арктика — условия, мягко говоря, не подходящие для самостоятельного туриста. В Лонгйире есть несколько норвежских туристических компаний, которые устраивают в основном одно-двухдневные туры, российская сторона специализируется на турах в окрестностях Баренцбурга и Пирамиды от пяти до восьми дней.

Что еще нужно знать о Шпицбергене, перед путешествием?

Несмотря на присутствие других государств, архипелаг живет по норвежским законам, а Норвегия старается максимально не затрагивать природу и экосистему архипелага. Поэтому ни в коем случае здесь нельзя мусорить. Нельзя близко контактировать с животными: кормить оленей, беспокоить моржей на берегу и бежать по следам белого медведя в надежде его сфотографировать.

~[]~

ФотопроектыАрктикаРоссия
Дата публикации 19.03.2019

Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.