Как мы будем путешествовать в 2021 году?

Много прогнозов.

Всего за один год мир очень изменился, но кое-что уже можно осмыслить. Поэтому мы на основании всей информации, которая стекалась в редакцию весь 2020 год, решили проанализировать и понять, что будет происходить с нашими путешествиями в 2021 году.

Границы. Давайте сразу о них

Если их откроют, то все сразу же поедут?

Скорее всего, нет. Поедут только те, у кого есть финансовые возможности и защищенность от ковида. Естественно, всплеск интереса и бронирований будет, но 2020-й доказал:

  • Если билеты продаются, это еще не значит, что самолет полетит.
  • Если страна открыта вчера и сегодня, нет гарантий, что она будет открыта завтра.

Поэтому перед глобальным стартом страны IATA и авиакомпании будут долго вырабатывать механизмы, при которых подобных ситуаций не происходило бы и туристическая отрасль вернула себе доверие. Потому что путешествия — они не только про возможность добраться до Бали пятью разными авиакомпаниями, а еще и про перелеты и переезды с незнакомыми людьми.

Новый вид паспортов. Ковидные

Придется привыкнуть к новым схемам: наверняка введут системы пропусков, паспортов и приложений для вакцинированных (что будет с непереболевшими и невакцинированными людьми, вообще непонятно).

И тут сразу проблема: какой стандарт будет унифицированным? Уже выпущен CommonPass от швейцарской компании, международная ассоциация воздушного транспорта IATA доделывает свой, а в России уже выпустили «Путешествую без COVID-19», но работает он пока только для России, Армении и Беларуси. В планах — страны Евразийского союза; помимо вышеперечисленных, это еще Таджикистан, Киргизия и Казахстан.

Проблема тут вырисовывается сразу же: кто и куда станет собирать данные, как и кому их передавать. Сразу понятно, что страны, которые любят собирать информацию о гражданах больше остальных, будут делать собственные приложения (Россия). Поэтому встанет вопрос унификации: в Азию по какому приложению ехать? А с США договорились, чтобы по IATA Travel Pass можно было? А какие лаборатории могут автоматически передавать информацию в CommonPass?

Авиакомпании, кажется, перестают быть take it or leave it бизнесом

Помните шутку из раннего 2020-го: «Сейчас авиакомпании пишут, что надеются на наше понимание и поддержку в трудное время. Хочется спросить: а где вы были, когда мой чемодан весил 23,1 кг?»

И реально: взаимоотношения пассажир — авиакомпания (это мы еще OTA на вспоминаем) всегда были зарегулированы в пользу авиакомпании. Билет сдать нельзя, багаж 23,1 — разбирай и надевай на себя либо плати. Действительно, форс-мажорные ситуации всегда требовали обращения в суд или работы с сервисами типа AirHelp (автор ждет компенсации за перелет аж в 2018 году).

Пандемия сильно изменила этот расклад: в руководствах авиакомпаний быстро осознали, что жить, как раньше, просто не получится. Правила въезда в страны меняются каждую неделю, пассажиры заболевают и не могут совершать свои поездки — форс-мажорные ситуации создали такой вал обменов и возвратов, что вынудили авиакомпании разрешить бесплатную замену, а иногда и сдачу билетов. Классно!

Bажнейшую мысль высказал культовый Майкл О’Лири, исполнительный директор Ryanair. Он предположил, что ближайшее время станет временем ценовых войн. Всё потому, что пассажиров будет сложно вернуть (не нас с вами, которые купят билеты в Париж, Шри-Ланку, Бали и Тбилиси сразу же, как это станет возможным, а массив более традиционных путешественников). И возвращать их придется именно низкими ценами. Интересный довод, с которым наверняка не согласятся в традиционных авиакомпаниях. На конец 2020 года мы видим отличные цены по России, но крайне высокие на зарубежные перелеты дальше Турции.

Новые направления?

Авиаотрасль — традиционная сфера работы. Поэтому открытие новых рейсов, особенно зарубежных, — это всегда анализ и расчет целесообразности и прибыльности такого рейса для авиакомпании. Пандемия настолько сузила возможности для международных рейсов, что от их отсутствия авиакомпании начали формировать полетную сетку исходя из открытых стран. Поэтому стали возможны, например, прямые рейсы на Занзибар в таком количестве. Больше отправлять туристов просто некуда.

Возможно, такой тестовый период даст много пищи для размышлений, и необычные направления могут оказаться вполне себе востребованными и после пандемии.

Медицина снова важна, или Make strahovka great again

Пандемия изменила важную мысль о страховке: теперь даже отчаянные путешественники будут всегда держать в голове уровень медицины в стране, в которую они поедут. Болеть ковидом в Таиланде или Малави — два очень разных течения болезни. И это мы не говорим еще про поездки с семьей, детьми или пожилыми родителями.

Ну а страховка наконец-то получит заслуженное место в списке важных документов. Потому что болеть — это а) дорого и б) случается с каждым.

Вакцина

Кажется, что для путешественников вакцинация будет важнейшей возможностью вернуться к привычному образу жизни. Но вот вопрос: как мир будет относиться к российской вакцине? Будут ли принимать ее всерьез? Не превратится ли вакцинирование в политическую игру со странами-полюсами? Да и вообще: безопасно ли вакцинироваться в принципе и вакцинироваться российской вакциной?

Врач Фёдор Катасонов в своем телеграм-канале «Федиатрия» рассказал (обязательно прочитайте его пост): «Вред от этой вакцины сильно менее вероятен, чем польза. В додоказательные времена вакцины так и выпускали, и никто не стеснялся. Болезнь пугала, все бежали прививаться. Хотя вакцины были иногда сильно опаснее современных».

А про сами путешествия что?

Пауза для коротких бюджетных путешествий по миру

Сам процесс доезда из дома в любую точку мира настолько усложнился и оброс дополнительными формальностями, что о коротких бюджетных путешествиях по миру (до двух недель) пока можно и не мечтать. Авиаперелеты стали настолько дорогими, что позволить их себе могут либо состоятельные люди, либо лонгстееры, у которых высокая стоимость перелета и сопутствующих расходов (не только финансовых, например бизнес-виза в Индонезию, но и временны́х: карантины) компенсируется низкими тратами на месте.

Путешествия сразу по нескольким странам тоже пока умерли. Вернутся ли?

Очевидно, что привычные до 2020 года поездки на две недели с пересечением сразу нескольких границ окажутся под большим вопросом. У каждой страны — свои правила въезда, требования сдачи ПЦР-тестов (а это просто дорого), карантины, а возможно, и собственные приложения (о них мы говорили выше). Все это сильно удорожит путешествия и отрежет от собственно путешественной части большой временной кусок. Поэтому калейдоскопичные поездки на ближайшее время, скорее всего, встанут на паузу.

Путешествия по России: что будет в 2021 году? А 2020-й — что это было вообще?

С одной стороны — национальный проект «туризм» и безумный всплеск интереса к родной стране. А с другой — непонимание, можно ли что-то по 2020 году измерить и понять, ведь он был запредельно аномальным.

Основная проблема была и остается в людях, которые занимаются хоспиталити-индустрией в России. И насколько все хорошо в авторских турах (их действительно много, и много достойных), настолько все сложно в традиционном отельном бизнесе: завышенные цены, потому что высокий спрос, низкое качество сервиса и ужасный вкус.

Мы в редакции уверены, что выстрелят и продолжат идти к успеху места, которые создают смыслы вокруг себя, у которых есть комьюнити и возможности для разных активностей. Хрестоматийный пример 2020-го — терем Асташово. Достопримечательность сам по себе, он еще и объединяет в себе инфоцентр всего региона Галич — Чухлома — Солигалич. Именно в тереме вам дадут контакт гида в Солигаличе, расскажут, где лучшая смотровая на Чухломское озеро и проведут экскурсии по окрестностям. Такие места, как терем, смогут выстроить вокруг себя альтернативные туристические кластеры и уже делают для развития туризма больше, чем региональные власти с их фестивалями пряника, укропа и двойников битлз.

Основной ошибкой 2021 года может стать уверенность отрасли в России, что туристы поедут так массово, что можно будет, как и в 2020-м (привет, Крым, самый массовый сборник негативных комментариев об отдыхе в 2020 году), не напрягаться на сервис.

Походы и велопутешествия выйдут на новый уровень массовости

Каждая публикация на PRTBRT про открытие новых пешеходных или велосипедных маршрутов в сотни километров (Италия и Британия, для примера) вызывала у читателей прилив мотивации. Кажется, сейчас даже те, кто не рассматривал такой вид путешествия, стали планировать именно его: это безопасно, это природа, это физическая активность, и это можно запланировать с друзьями и близкими. А еще в контексте России это возможность сбежать от российской туристической реальности и попасть в очень красивые места, где не будет страшной застройки или плохого сервиса.

Херитаж-туризм. Наконец-то!

Россия — сложная. Нужно чуть больше поводов поехать сюда, чем, например, для поездки в Европу. Поэтому вот еще один повод: херитаж-туризм. Что это? Поездка в места, где вы провели детство или где жили ваши родственники. Вспомнить деревни и малые города, в которых вы последний раз были только детьми, расспросить родителей о жизни в их Торопцах, Боровичах, Уленкулях и Верхотурьях, а затем поехать туда и побродить по окрестностям — с трепетом, грустью и тоской.

Совместно с «Кружком» мы выпустили в этом году пронзительный дневник трех девочек, которые на велосипедах отправились из деревушки Взвад в Старую Руссу. Подобные поездки-воспоминания можете совершить и вы, если отправитесь в деревни по следам своих родителей и бабушек.

Автомобильный туризм по России — это не боль

Россия оказалась вполне подготовленной к автопутешествиям: основные федеральные дороги на западе страны справились (не считая треклятой М-4, на которой все лето ремонтировали мосты), а путешественники узнали, что с трасс можно съезжать и смотреть окрестности. Да, прямо как роудтриппинг во всем мире! Многие открыли для себя дорогу до Джилы-Су и прекрасную трассу «Сортавала» в Карелии. А сколько всего еще не открыто!

При этом проблема аренды автомобилей в стране до сих пор стоит очень остро. Да, есть каршеринг, да — местные прокаты в стиле автопрокат51 и сдаюмашину123.рф. Но каршеринг получается невыгодным при аренде на несколько дней, а автопрокаты — мутные. В 2020 году Hyundai запустил Mobility — сервис подписки на автомобиль, а если открыть карту «Яндекс.Драйва», то вы увидите коридоры между Москвой и Сочи и между Казанью и Сочи: летом 2020 там дали пользователям возможность ездить на каршеринге на юг страны. Правда сдать там автомобиль нельзя.

Но всего этого пока мало: не хватает качественных и недорогих традиционных сервисов аренды автомобиля в аэропортах и центрах города. Очевижно, что в 2021 году сервисы подобные Hyundai Mobility запустят сразу несколько автомобильных брендов, но смогут ли они предложить действительно хорошие цены и удобства для путешественников — неясно.

Для овертуристических городов — шанс изменить (спасти) себя

Барселона, Париж, Венеция, Дубровник — эти центры притяжения получили очень нужную передышку, чтобы переосмыслить себя и понять, как правильно изменить подход к туристам. Власти Барселоны, например, уже запустили процесс преобразования Ла Рамблы из туристической улицы в культурный кластер для местных жителей. И это прекрасно, потому что города обязаны в первую очередь принадлежать их жителям, а только потом — туристам.

Для овертуристических стран — тоже шанс изменить себя, но точно ли там всё поняли правильно?

В Таиланде где-то в середине пандемии заявили, что хотят отказаться от бюджетного туризма в пользу дорогостоящего лакшери. Где-то с грустью вздохнули тысячи тайцев, которые владеют небольшими отелями, хоумстеями, кафе и прокатом скутеров. Настоящий шанс для перенасыщенных стран в такой паузе — перенаправить туристические потоки из овертуристических мест и разработать новые точки притяжения, чтобы при открытии границ запустить рекламные кампании уже на эти дестинации.

И нет, даже улицу Каосан закрывать не надо, хоть там и не очень-то круто.

Спонтанность — король зарубежных путешествий 2021 года

Планирование доковидного вида пока оставим (самое раннее) на вторую половину 2021-го. Сейчас придется действовать спонтанно: сдать тест, улететь на несколько дней, пока все открыто, и вернуться. Правила меняются настолько быстро и так кардинально, что горизонт планирования сейчас очень короткий: об этом писали все, от нас до Винского, весь прошлый год. Не покупайте билеты на зарубежные путешествия, не замораживайте деньги, которые потом будет очень сложно вернуть.

Более или менее планировать можно только поездки по собственной стране.

Как смотреть на 2021 год?

Конечно, со сдержанным оптимизмом. Если государства договорятся, мировое вакцинирование пройдет успешно, а приложения-паспорта будут функциональными, то путешествия начнут довольно быстро и бодро оживать. Вопрос о том, сколько будут стоить наши путешествия, пока остается открытым: неясно, действительно ли все станет дороже или страны вместе с авиакомпаниями начнут так бороться за туристов, что какое-то время будут демпинговать.

Авторские колонки
Дата публикации 29.12.2020

Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.