Страны и территории за последние десятилетия стали предметами коллекционирования. А благодаря лоукостерам, ошибочным тарифам и краудфандингу постоянные путешествия стали доступны не только профессиональным путешественникам или обеспеченным людям. Когда людей, посетивших большинство стран мира, стало действительно много, они начали объединяться в закрытые клубы. Для чего? Чтобы составить списки самых-самых, обменяться информацией об удаленных регионах и даже вместе отправиться на остров Питкэрн или Тристан-де-Кунья.
По списку ООН (UN list). В нем 193 страны, список можно найти в «Википедии». Правда, вне этого списка находятся десятки стран и территорий, которые частично признаны мировым сообществом, являются территориями под протекторатом того или иного государства или имеют запутанный статус. Для этого был создан список UN+, в который к 193 странам прибавляется еще около 60 стран и территорий.
Понятнее всего это объяснено у путешественника Михаила Зарубина: туда входят страны — наблюдатели ООН, заморские территории Франции и Великобритании, территории США, которые не являются штатами, датские территории (Гренландия и Фарерские острова), бывшие нидерландские колонии, бывшие китайские территории и частично признанные государства типа Северного Кипра, Абхазии или Приднестровья. Есть более подробные градации, но о них ниже.
Старейшая из подобных организаций — The Travelers’ Century Club (TCC, «Клуб путешественников века»). Она была основана в далеком 1954 году. Присоединиться к клубу могут туристы, которые посетили 100 и более стран. Сейчас список TCC насчитывает 327 государств и регионов, говорит президент клуба Джоанн Шварц. Большинство участников клуба — а их около полутора тысяч — посетили от 100 до 149 стран. «Мы работаем на доверии, — говорит Шварц. — Впрочем, каждый предложенный список внимательно рассматривается, и иногда мы можем задать несколько вопросов».
Основанный в 2005 году клуб Most Traveled People (MTP, «Крупнейшие путешественники») делит мир на 891 место, включая страны, штаты, провинции и архипелаги. Трансферы в аэропорту не считаются, как и краткосрочные пересечения границы, однако в остальном у MTP нет минимальных требований ко времени визита.
Аналогичные критерии (деление по регионам, а не по странам) и у Nomad Mania, и The Best Travelled. В списке Nomad Mania 1 281 регион, включая Новосибирские острова в России и Каталонию. «Nomad Mania — это единственная платформа, которая тщательно проверяет претендентов на участие, чтобы их честность не вызывала сомнений, — говорит основатель сайта Гарри Митсидис. — Хотя это требует времени, я верю, что это укрепляет нашу репутацию качественного ресурса. Мы не стремимся к большому числу участников, но хотим выстроить активное и разнообразное сообщество».
Проверка потенциальных членов Nomad Mania устроена так: у туриста требуют представить документы, подтверждающие посещение случайной страны из предоставленного им списка. «Мы настаиваем на том, чтобы люди действительно смотрели страны, которые посещают, — пересадка в аэропорту, пересечение границы или поездка на поезде не считаются», — говорит Митсидис.
Официальные туристические рекорды записываются в Книгу Гиннесса. Для этого необходимо предъявить штампы в паспорте, GPS-координаты и историю телефонных звонков. Тем не менее в данном случае посещением страны считается и пересадка в аэропорту. Кроме того, в требованиях Книги рекордов указаны и необитаемые острова, что вызывает у многих вопросы: что там смотреть и делать, какой опыт это дает?
Пожалуй, списки с территориями выглядят более справедливыми для тех, кто рассматривает путешествия как соревнование: ведь если вы родились в России, то по списку UN уже посетили всю ее территорию. А это, мягко скажем, слегка не так.
Вопрос, что считать посещением страны, — одна из главных проблем в сообществах путешественников. Хотя основная функция этих групп — это обмен советами и обсуждение кругосветных путешествий в целом, дискуссии там, как и везде в интернете, могут быстро скатиться к спорам и хвастовству.
Норвежец Гуннар Гарфорс, первый путешественник, который посетил все страны мира дважды и установил десять туристических мировых рекордов, указывает, что большинство людей ограничены во времени. На прогулки по Парижу у обычного туриста может быть всего три дня, потому что заканчивается отпуск, а на поездку по Черногории — всего сутки, потому что неподалеку запланирована свадьба его родственника или друга. «Я часто хочу провести в том или ином месте больше времени, чем могу себе позволить, но мы живем только раз, — говорит Гарфорс. — Ограничение во времени будет всегда».
Многие путешественники отмечают, что внутри сообщества очень тонкая грань между взаимопомощью и конкуренцией.
Часто тон дискуссии зависит от того, какие темы поднимаются: вопросы, как безопасно попасть в Сирию или Йемен, непременно вызовут жаркую дискуссию среди желающих стать рекордсменами. Впрочем, те, кто путешествует из интереса к странам, а не ради штампов в паспорте, куда спокойнее и отзывчивее.
По мнению Шварц, комьюнити путешественников — это на 100 % о взаимопомощи, и на 15 % — о конкуренции (именно так: сумма, а не разделение). Митсидис сдержаннее: по его мнению, 80 % дискуссий в таких сообществах полезны, а еще 20 % — просто споры о чем угодно.
Еще одна проблема таких сообществ в том, что они долгое время строились исключительно на доверии. В результате может возникнуть недопонимание в вопросах первенства в тех или иных рекордах, особенно если нет документов или публикаций об этом. В 2017 году Кассандру де Пеколь объявили первой женщиной, которая посетила каждую страну мира. Это спровоцировало скандал, в результате которого теперь ее называют «первой известной женщиной», посетившей все государства.
«Любой может сказать, что посетил все страны мира, однако, если он или она попытается попасть в книги по истории или побить мировые рекорды, нужны доказательства», — говорит де Пеколь. Она отмечает, что в прошлом (десятилетия и столетия назад) женщинам было сложнее свободно путешествовать, именно поэтому помнят Амелию Эрхарт, которая первой перелетела Атлантику в одиночку, и Нелли Блай, которая совершила 72-дневную кругосветку.
Де Пеколь признает, что дело не только в узнаваемости. Рекорды могут означать лавину публикаций и контрактов на издание книг, сотни тысяч подписчиков в социальных сетях и статус тревел-эксперта. С этой точки зрения небольшая соревновательность имеет смысл.
Из опасений подвергнуться критике некоторые рекордсмены используют для описания своих достижений довольно обтекаемые формулировки. Так, Лавалло, который посетил все страны мира сразу после своего 27-го дня рождения, говорит, что, хотя многие называют его самым молодым путешественником, сделавшим это, он предпочитает называть себя «одним из самых молодых», поскольку «не хочет задевать ничьих чувств». Джессика Набонго, напротив, высказывается предельно конкретно, позиционируя себя как первую чернокожую женщину, поставившую такой рекорд. Такую стратегию она выбрала, когда узнала о наполовину кенийце, который посетил каждое из мировых государств.
Как много профессиональных путешественников действительно посетили каждую страну в мире? Это зависит от того, кто ведет подсчет. Митсидис, которого считают одним из главных архивариусов в сообществе, говорит, что, согласно исследованием, публикациям СМИ и слухам, все мировые государства посетили 199 человек. Если считать тех, кто не хочет публичности, число можно удвоить. Получается около 400 человек за все время, что велись записи.
«Не так уж и много, верно? — говорит Митсидис. — Это число растет каждую неделю. Когда я закончил свое путешествие в 2008 году, нас было всего лишь примерно 20 человек».
Все эксперты отмечают, что, хотя есть определенная статусность в том, чтобы посетить больше мест, чем средний турист, люди делают это по разным причинам и нет неправильного способа путешествовать, главное — понимать свои привилегии и уважать других. Хотите увидеть все страны до своего совершеннолетия? Вперед. Хотите стать самой старой женщиной, которая посетила каждую страну в мире дважды? Флаг вам в руки. Планируете побить один из рекордов Гарфорса (норвежец, например, посетил 198 стран, не увольняясь с работы)? Он с удовольствием поздравит вас.
«У нас разный взгляд на путешествия, и каждому стоит делать только то, что радует его, и не обращать внимания на то, что делают остальные, — говорит Шварц из TCC. — Если исследование мира приносит вам радость, вы все делаете правильно».
Если из русскоязычных путешественников вы знаете только троицу Варламов — Лебедев — Доля, то спешим вас обрадовать: на просторах бывшего СССР (в основном в РФ и Украине) найдется десяток людей, которые постоянно и интересно пишут о малопопулярных и малопосещаемых странах. Много и увлекательно пишут в фейсбуке, например, украинец Константин Симоненко и россиянин Михаил Зарубин.
Интересный факт: В топ-списке мировых путешественников есть несколько малоизвестных россиян, о которых практически не найти информации в Сети. Например, Игорь Сергеев и Надежда Лазарева находятся в первой тридцатке списка TBT, из россиян выше только Артемий Лебедев. Чуть ниже — Александр Невский (очень сомневаемся, что это известный современный актер), Владимир Шарлаев, Семен Павлюк. Отметим, что в списке 100 путешественников редко попадаются люди моложе 50 лет.