0%
    Подчинение территории: как Советский Союз и его наследница Россия обращаются с ресурсами, людьми и природой

    Экспедиция Ukraїner: топ-5 локаций от исследователей Украины

    Биосферные заповедники, воссозданные деревни и донбасский буддизм.

    Совсем недавно у Ukraїner завершилась первая часть экспедиции. Команда проекта объехала все самые интересные регионы страны и сняла о каждом отличные видеоролики. Для нас Ukraїner собрал и рассказал о пяти необычайных локациях и местах страны, которые обязательно стоит посетить (ну, когда снимут запрет на въезд. — Прим. ред.).

    «Аскания-Нова», Приазовье

    «Аскания-Нова» — настоящее чудо не только Приазовья, но и всей Украины. Это старейший степной биосферный заповедник в мире и самая большая степная заповедная территория Европы. В здешних экосистемах насчитывается больше 500 видов высших растений и более трех тысяч видов животных. В 1984 году совет ЮНЕСКО внес «Асканию» в список эталонных территорий планеты.

    Краеугольный камень заповедника «Аскания-Нова» заложил потомок немецких колонистов, барон Фридрих Фальц-Фейн в 1874 году. После того как 17-летний Фридрих, интересовавшийся природой с малых лет, успешно сдал вступительные экзамены в гимназию, родители решили наградить сына за старания и подарить ему птичий вольер. В дальнейшем в их дворе начали появляться и степные животные.

    Со временем уже повзрослевший Фридрих заметил, что овцы, которых он держал на продажу, уничтожают степную растительность в регионе, и загорелся желанием сберечь участок степи в его естественном виде. Так хобби переросло в призвание. В 1898 году Фальц-Фейн выделил первые 600 гектаров угодий из сельскохозяйственного использования. Исследователь решил проверить, как будет жить природа без вмешательства человека. Значительную долю доходов от овцеводства он направлял на содержание зоопарка и заповедной степи.

    Современная территория заповедника «Аскания-Нова» занимает 33 тысячи гектаров и разделена на три большие части: Северную, Большой Чапельский под и Южную. Также в «Аскании» имеется зоологический, орнитологический и дендрологический парки, научный музей, ботанический сад. Прогулка по заповеднику — это не маршрут на один день.

    Лошади Пржевальского, бурчелловы зебры, разные виды антилоп, бизоны. Здесь можно изучать повадки животных, не выезжая, скажем, куда-то в Южную и Центральную Африку или Северную Америку.

    Припять, Полесье

    Припять — город в Киевской области, который находится недалеко от украинско-белорусской границы, в двух километрах от Чернобыльской АЭС. Этот город проектировали и строили как город-спутник электростанции, девятый атомград (город, где большинство жителей работает в сфере атомной энергетики. — Прим. ред.) в Советском Союзе.

    Город берет свое название от реки, на которой построен, — Припяти, правого притока Днепра. Припять основана в 1970 году, и, кроме города атомщиков, она должна была служить большим железнодорожным узлом, пересечением магистралей и пристанью для речного судоходства. Однако 26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла большая авария. На следующий день объявили эвакуацию приблизительно 47 тысяч жителей Припяти. Вследствие аварии город стал радиационно-опасной зоной, где больше не могут жить люди. С тех пор 30-километровая территория вокруг станции стала зоной отчуждения.

    За десятки лет отсутствия человека в Чернобыльской зоне большая ее часть покрылась молодым лесом, где селятся дикие животные. Много краснокнижных животных возвращаются сюда. Растет количество лосей, оленей, волков, рысей. Оседают даже те, что никогда не жили на этой территории: серый аист, бурый медведь, орлан-белохвост. Также в зоне отчуждения живет популяция диких лошадей Пржевальского — вида, который в ХХ веке был уничтожен в природной среде. На Украине лошадей Пржевальского также разводят в заповеднике «Аскания-Нова». Оттуда в 1990-х годах этот вид диких лошадей завезли в зону отчуждения Чернобыльской АЭС, где популяция теперь живет самостоятельно, без человеческого вмешательства.

    Сегодня Припять — это территория легенд, мрачных пейзажей и торжества природы. В то же время это потенциальный город-музей международного уровня, память об огромной техногенной катастрофе. Побывать здесь хотя бы однажды необходимо всем, убеждены некоторые бывшие жители Припяти. Посетить и жить дальше так, чтобы на Земле не появлялись новые мертвые города.

    Материал: Припять на Ukraїner

    Фрумушика-Нова, Бессарабия

    Фрумушика — село в Бессарабии, основанное в XVIII веке и разрушенное в советские времена. В 1946 году, когда Вторая мировая уже закончилась, советские войска опять готовились к войне. Для этого они решили построить в степи танковый полигон. Чтобы освободить территорию, выселили жителей пяти местных сел: Кантемир, Зурум, Рошия, Кофрумсталь и Фрумушика. Андрея Палариева с семьей переселили тогда за 30 километров от Фрумушики, к поселку Сарацика. Потом он вернулся в соседнее Бородино. Его сын Александр родился и провел детство в этих степях.

    Чтобы вернуть отцу место, где тот прожил свои молодые годы, весной 2006 года Александр взялся возрождать Фрумушику. Ни единого большого дерева хозяева не срезали, село отстроили согласно картографическим записям, найденным в архивах. Фрумушика-Нова — новейшая копия той Фрумушики, которая через 60 лет как бы родилась вновь. На ее территории Александр с сыновьями и отстроили семейную усадьбу. Вскоре рядом появились и другие тематические хаты: украинская, немецкая, еврейская, молдавская, болгарская, гагаузская и русская. Так семья создала музей под открытым небом «Бессарабское село». А затем и одну из крупнейших в Европе овечьих ферм.

    Однако для того, чтобы попасть во Фрумушику, необходимо преодолеть километры разбитой дороги. Чтобы изменить ситуацию, Палариевы решили установить наибольший в мире памятник чабану. Монумент уже внесен в Книгу рекордов Гиннесса, его высота — 16,4 метра. Сооружение памятника имеет четкое экономическое объяснение: «Его стоимость равна стоимости километра дорожного покрытия, а нужно проложить 18 километров. Так не лучше ли построить объект, к которому дорогу нужно подвести?» — объясняет Александр.

    Туристы приезжают во Фрумушику-Нову, чтобы увидеть еще один уникальный для Украины объект. Это музей социалистического реализма под открытым небом. Просто посреди степи стоит более сотни скульптур, изображающих вождей советской эпохи. В знаменитых вековечных позах Ленин, Брежнев, Сталин, Чкалов, Киров и Чапаев встречают рассветы и провожают закаты солнца, которые в этом регионе просто невероятные.

    «Чайовня Сурия», Закарпатье

    На горе Гемба в Закарпатье зимой 2013 года появилось место, которое начало притягивать путешественников, словно магнит. «Сурия» — уютная «Чайовня», расположенная на высоте 1 164 метра над уровнем моря, куда ведет канатная дорога. В домике пахнет дровами, а ягоды и грибы для блинов собирают в лесу поблизости.

    Бывалые туристы активно консультируют тех, кто только планирует отдых в Закарпатье. В списке этих мест для посещения — водопад Шипит, одноименный фестиваль, канатная дорога в поселке Пилипец, поселок Воловец и «Чайовня Сурия», поскольку основатели проявили оригинальность уже в том, что не открыли тут банальную колыбу (сезонное жилье пастухов и лесорубов, а также горный бар. — Прим. пер.).

    Местные жители долго не могли понять секрет успеха «Чайовни». Вначале тут готовили борщ, делали свои настойки, вермут и глинтвейн. Но постепенно отказались от мяса, а со временем и от алкоголя. В то же время здесь можно попробовать собранный на Гембе иван-чай, сваренные в печи сбитень, масалу, имбирный чай. Но главное сокровище этого места — вид за окном.

    Здесь не беспокоятся о рекламе и поиске дополнительных посетителей, зная, что всегда найдутся те, кто будет либо идти через снега специально, либо волею случая заглянет сюда в метель или же летний ливень и откроет для себя домашнюю атмосферу неспокойной горной вершины.

    Сейчас, когда все процессы в «Чайовне» уже более-менее отрегулированы, ее основательница Юлия Омельченко хочет выйти на новый уровень: сделать фабрику чая, как на Шри-Ланке. С группой сомечтателей она планирует возвращать карпатские чайные традиции туда, где их погубила коллективизация, пластик, забвение и неверие. Возвращать в новой обертке, в новом понимании и значении.

    Одна маленькая «Чайовня» на горе изменила представление многих путешественников (да и местных) о том, как даже в отдалении, без воды и света, в постоянных сложных погодных условиях может выглядеть обитель мечты, тепла и чайной традиции.

    Карпатские горы и буддизм из Донбасса

    Возле села Кривополье в Карпатах расположилась одна из старейших буддистских общин Украины, изначально основанная в Донецке. После начала военного конфликта в Донбассе монахи были вынуждены оставить свой регион и уйти в горы.

    Они бреют головы наголо и надевают белоснежные халаты с оранжевыми накидками ангса (традиционная одежда буддистских монахов. — Прим. ред.). Они просыпаются на рассвете и читают молитвы солнцу. Их внешний вид и быт нетрадиционны для украинцев, но живут монахи в Карпатах и разговаривают на украинском языке.

    Первая буддистская религиозная община была официально зарегистрирована в Донецке в 1991 году. По данным 2017 года, на Украине зарегистрировано уже 59 общин. Но это только официальная цифра, на самом деле их гораздо больше. До войны деятельность буддистских центров независимой Украины в основном была сосредоточена на Слобожанщине: в Донецкой, Луганской, Харьковской областях. После оккупации сторонникам восточных практик пришлось расселяться по разным уголкам Украины.

    Сергей Филоненко — монах ордена Лотосовой сутры. Он рассказывает, что именно их община является старейшей на Украине. Она возникла сразу после провозглашения независимости, а помог ее зарегистрировать украинский религиовед Игорь Козловский.

    Война прервала строительство Священного кургана мира, который монахи возводили на горе у Северского Донца, и заставила буддистов искать другие места силы. Сначала по совету учителя Дзюнсэя Тэрасавы монахи купили дом на берегу Днепра в Черкасской области, и часть общины осталась там. В Карпатах поиски удачной локации продолжались дольше. Однако когда с местом было уже решено, вместо старой гуцульской хаты, которую не удалось сохранить, лишь за семь месяцев монахи построили новую и начали жизнь с чистого листа.

    Сейчас на горе проживают 20 монахов, и все они являются старожилами ордена. Сергей надеется, что с переездом на новое место у них появится больше сторонников, ведь религиозную практику необходимо поддерживать — негоже, чтобы все закончилось на них. Монахи мечтают о прекращении войны и возвращении оккупированных территорий в состав Украины.

    УкраинаСоветы
    Дата публикации 19.12.2018

    Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.