Исламские страны очень разные: где-то не пьют совсем, где-то алкоголь нужно поискать, а где-то с ним нет проблем. Но почти везде для путешественников есть поблажки, так что, если очень захотелось выпить, решение найдется — хоть в Ираке, хоть в Египте. Наш постоянный автор Павел Морковкин изучил, как обстоят дела с алкоголем в мусульманском мире.
Считается, что ислам запрещает употребление алкоголя, о чем прямо говорится в Коране. Правда, пророк Мухаммед уже лет десять вел свои проповеди до того, как Аллах послал ему первое откровение, в котором упоминается спиртное. Да и то это было очень осторожное замечание о том, что в вине «людям есть великий вред, хотя есть и польза». Но вреда все-таки больше.
Очередные божественные послания запретили молиться в пьяном виде, а потом и вовсе объявили всю выпивку проделками шайтана. При этом всем благочестивым мусульманам Коран обещает рай, в котором, помимо прочих удовольствий, будут течь «реки из вина, приятного для пьющих».
Помимо Корана мусульмане руководствуются хадисами — преданиями о жизни пророка Мухаммеда. Из них извлекают подсказки, как поступать в конкретной ситуации. Согласно некоторым хадисам Мухаммед запрещал употреблять не только алкоголь, но и вообще любые одурманивающие вещества. Поэтому почти все исламские школы строго-настрого запрещают своим последователям пить, производить и распространять любые спиртные напитки.
Но если в VII веке убедить арабские племена отказаться от выпивки было достаточно легко, то затем ислам распространился далеко за пределы Аравийского полуострова и пришел к народам с многовековыми традициями виноделия. Учению Мухаммеда пришлось с этим считаться. В итоге пьянству, конечно, дали решительный бой, но некоторые новообращенные продолжали употреблять тайно, а представители правящих сословий даже и не скрывали своих пристрастий.
В XX веке в отдельных частях исламского мира, например в Турции, Пакистане и дореволюционном Иране, к власти пришли светские режимы. Для новых элит алкоголь стал модным символом прогресса и близости к развитым странам Запада. В СССР и на Балканах мусульманское население попало под пресс атеистической пропаганды. Все это только ослабляло влияние религии.
Сегодня в мусульманском мире — а это порядка двух миллиардов человек — ситуации с алкоголем разные, поэтому обобщать сложно. В одних местах за бутылку пива можно оказаться на скамье подсудимых, в других случился «легалайз», но употребление спиртного осуждается обществом, поэтому местные если и пьют, то дома и за закрытыми дверями. В третьих легко можно увидеть людей с пивом на улице.
Но общие тенденции есть. Во-первых, алкоголь употребляют везде. Даже в регионах, где пить не особо принято, есть местное производство пива, вин и крепких напитков, иногда неплохих. Пивные марки часто выкупают мировые гиганты вроде Carlsberg или Heineken, а все остальное достаточно аутентично. Местный алкоголь ищите в сервисах Untappd, Vivino и Distiller.
В странах с законодательными запретами обычно большой выбор безалкогольного пива и похожих по вкусу солодовых напитков. Есть даже такая нишевая штука, как безалкогольное вино, — настолько глубоко проникла западная мода на спиртное. Впрочем, можно найти и обычные крепкие напитки, за что спасибо домашнему производству, черному рынку и контрабанде из соседних, менее трезвых стран.
Для каждой страны мы указали количество чистого спирта, которое в среднем выпивает человек старше 15 лет за год, так что можно увидеть, насколько отличается ситуация в разных странах в зависимости от культуры и государственного режима. Для сравнения: взрослые жители России и Беларуси в среднем выпивают больше 11 литров чистого алкоголя в год, украинцы — 8,6 литра. Пьедестал почета в этом соревновании занимают чехи, литовцы и молдаване с показателями 14,4, 15 и 15,2 литра в год соответственно.
Ислам на Балканы пришел в ходе османских завоеваний XIV–XV веков. Сегодня мусульмане расселены на этой территории неравномерно, кроме того, здесь живут бошняки и горанцы — одни из немногих славянских народов, исповедующих ислам. А еще на Балканах базируется суфийский орден бекташи — исламская секта, последователи которой не только разрешают себе пить алкоголь, но и регулярно это делают в ритуальных целях.
В целом ислам в регионе достаточно необременительный и, хотя значительная часть населения называет себя мусульманами, особой религиозности здесь не наблюдается. Это касается и алкоголя: пить на Балканах не только можно, но и нужно, ведь вино здесь делают уже тысячи лет! Пивоварни тоже имеются, в том числе и крафтовые, а главная алкогольная достопримечательность, конечно же, ракия — крепкий напиток на сливах, винограде, абрикосах или других ферментированных фруктах.
Со странами постсоветской Центральной Азии приключилось примерно то же, что с Балканами: тысячелетиями здесь развивалось виноделие, но с распространением ислама пришло в упадок. Возрождение ремесла началось, когда эти территории присоединили к России. После Октябрьской революции местные ликеро-водочные предприятия снабжали весь Союз вином, пивом, настойками, водкой и коньяком. Одно время даже делали ром из выращенного в Центральной Азии сахарного тростника. Можете порасспрашивать батю своего друга — он наверняка помнит портвейн «Агдам».
Почти весь этот ассортимент можно встретить и сегодня. Есть даже виски производства киргизского агропромышленного холдинга «Аталык». Алкоголь не продается в каждом первом ларьке, как в Восточной Европе, но его совершенно точно можно найти в крупных супермаркетах или специализированных магазинах. Однако распивать купленное на улице все-таки не стоит.
Очередной регион с тысячелетней винодельческой традицией, которая начала угасать из-за османского правления. Но в XX веке к власти пришел Мустафа Кемаль Ататюрк, который сам был не прочь выпить. С тех пор алкогольная промышленность в Турецкой республике только набирала обороты.
Спиртное здесь продается в барах и магазинах, имеющих специальную лицензию. Импортные напитки довольно дорогие из-за высоких ввозных пошлин, однако есть местная альтернатива. Самое популярное пиво, Efes, довольно отстойное. Другая марка, Bomonti, хоть и производится на том же заводе, но намного приятнее на вкус.
Хорошие турецкие крафтовые пивоварни — Gara Guzu и Bosphorus.
Неплохие турецкие винодельни — Château Kalpak и Chamlija.
Главный турецкий «крепкач» — это ракы, прозрачный напиток с добавлением аниса. Ракы пьют разбавленным водой, от чего тот белеет и становится похожим на молоко. Самые популярные бренды — Yeni Rakı и Tekirdağ Rakısı.
Надо отметить, что Турция довольно неоднородная страна, мнение о которой не стоит составлять по Стамбулу и тем более по курортам Анталии. Население в разных ее частях может сильно отличаться, в том числе степенью религиозности и толерантностью к алкоголю. Если набережная вестернизированного Измира летом усеяна компаниями, распивающими пивас, то в консервативном Эрзуруме за такое поведение можно даже схлопотать в щи.
В этих странах проживают многочисленные христианские общины, и именно им мы должны сказать спасибо за сохранение алкогольных традиций. В Ливане есть куча виноделен, некоторые из них работают уже больше века, производят несколько сортов пива и арак — крепкий напиток с анисом, похожий на турецкий ракы.
Бейрут, столица Ливана, вообще считается местом, куда выходцы более консервативных арабских стран едут отдохнуть душой и телом. Найти здесь алкоголь вообще не составит проблемы: в городе куча баров, ресторанов и даже винотек. Обязательно посетите Vertical 33. Самое популярное пиво, Beirut и хайнекеновское Almaza, часто можно купить даже в обычном магазине, но за хорошим ассортиментом стоит отправиться в специализированный алкошоп. В провинции и регионах, подконтрольных партии «Хезболла», спиртное найти будет сложнее.
В Сирии ситуация похожа на ливанскую. Разница лишь в том, что алкогольная промышленность, как и любая другая, пришла в упадок за годы войны, да и сирийские вина значительно хуже ливанских.
И палестинской выпивкой мы обязаны местным христианам. Они, а еще не особо ревностные мусульмане делают домашнее вино, поэтому местная алкогольная сцена представлена прежде всего homemade-напитками.
Фабричных брендов всего два: пиво Birzeit и Taybeh, оба названы в честь деревушек в районе Рамаллы, где эти напитки варятся. Taybeh несколько лет назад начали выпускать еще и вино, а кроме этого, организовывают винные и пивные фестивали, с песнями, плясками и дегустацией продукции. Правда, в свободной продаже купить эти напитки можно только в Рамалле и Вифлееме. Есть еще небольшое производство арака Muaddi.
Но все это касается лишь западного берега реки Иордан. В секторе Газа, втором палестинском эксклаве, ситуация совершенно другая. Христиан там около тысячи на два миллиона населения, а контролируют эту территорию радикальные исламисты ХАМАС. Поэтому все, что остается местным алкопотребителям, — это домашнее производство и черный рынок. В любом случае сектор Газа — одна из самых закрытых территорий на планете, поэтому вряд ли вы отправитесь туда в турпоездку.
Христианское коммьюнити в Иордании куда меньше, чем в соседних странах, но и здесь вы без алкоголя не останетесь. Он менее доступен, чем в Сирии или Ливане, но в больших городах есть бары, алкогольные магазины и рестораны при дорогих отелях. В провинции дела ожидаемо намного хуже.
Популярные пивные бренды — Amstel и Petra (одна компания).
Крафт — Carakale.
Вино — Jordan River и Zumot (плюс арак того же производителя).
В Ираке ислам признан официальной религией и ни один принимаемый закон не должен противоречить конфессиональным нормам. В Багдаде работает созданная еще до Саддама Хуссейна крупная фабрика Eastern Beer Company, которая выпускает пиво, виски, водку, джин и арак, но найти эти напитки непросто. В основном они продаются в дорогих отелях и редких алкошопах.
Гораздо лучше в плане алкоголя на севере страны, в Курдской автономии. Во-первых, у курдов есть свои маленькие винодельни. Во-вторых, магазины с алкоголем там встречаются гораздо чаще, чем на остальной территории Ирака. Особенно много их в христианских городках, которые буквально пестрят рекламой разных «хайнекенов» и «Джонни Уокеров».
Среди современных жителей Северной Африки распитие алкоголя не то чтобы распространено, но определенно имеет место. Вкратце – где берберы, там и алкоголь. На севере Марокко даже на улицах можно увидеть захмелевших парней, правда, это в основном маргиналы. Если ехать на юг, такая ситуация сохраняется примерно до Агадира, который очень популярен у западных туристов, а дальше начинается сухая территория, нет даже алкошопов.
В Египте живет около 10 миллионов христиан. Помимо них есть еще и пьющие мусульмане и немусульмане, которые мусульмане по документам. Но тунисцы, почти все номинально исповедующие ислам, перепивают их всех. Во всех трех странах алкоголь продается в специализированных магазинах, крупных супермаркетах, барах и, конечно же, в ресторанах в туристических районах.
Самое популярное египетское пиво Stella (не путать с бельгийским Stella Artois!), вина Omar Khayam и еще с три десятка разных наименований спиртных напитков выпускаются на одном и том же предприятии, принадлежащем Heineken.
Похожая ситуация и в Марокко. Все массовые пивные бренды (Casablanca, Stork, Flag) и часть винного ассортимента производит французский гигант Castel. Эта же компания владеет тунисским пивным рынком: Celtia, 33 и Stella (не путать с египетским Stella и бельгийским Stella Artois!).
Крепкий алкоголь в Северной Африке куда разнообразнее: тибарин — финиковый 40-градусный ликер с душистыми травами, созданный французскими католическими миссионерами; буха — прозрачный тунисский напиток с говорящим названием, настоянный на инжире; махия — марокканский аналог бухи, придуманный местными евреями, который иногда делают еще и из фиников; араги — финиковый самогон, его производят берберы в египетском оазисе Сива.
Первый регион в подборке, в котором исторически не было виноделия. Впрочем, несколько лет назад французские экспаты решили исправить это недоразумение и стали выпускать первое сенегальское вино Clos Des Baobabs. Местным пивом заведует опять же европейский гигант Castel. Также можно найти ирландский Guinness Foreign Extra Stout, который варят в нескольких странах Африки.
В больших городах алкоголь продается в специализированных магазинах и иногда на заправках. Бары тоже имеются в изобилии — от дорогих заведений, рассчитанных на иностранных туристов, до пролетарских пивных, где скандалят пьяные местные жители, а барная стойка от греха подальше защищена железной решеткой. В провинции можно попробовать традиционные напитки: пальмовое вино и пшеничное пиво. Примерно та же картина в Мали, Буркина-Фасо и Гвинее.
Мальдивы — это ласковые воды Индийского океана и залитые солнцем белоснежные пляжи, а еще строгое исламское государство, где вообще нет свободы вероисповедания. Гражданами Мальдив могут быть только мусульмане. Последователям других религий запрещено вести миссионерскую деятельность или публично проводить свои обряды. Выход из ислама и богохульство здесь наказываются, а атеистов или активистов, которые пытаются хотя бы немного либерализировать законы, преследуют исламские фанатики.
Но даже здесь бабло победило зло. Начав развивать туризм полвека назад, власти смекнули, что со своим сухим законом на западных отдыхающих они могут не рассчитывать, и разрешили спиртное в курортных зонах. Так что для туристов тут есть свое алкогетто, за пределами которого найти выпивку будет сложновато. Хотя местные, конечно, тоже пьют. Национальный напиток — слабенькое пальмовое вино.
В обоих государствах ислам — официальная религия. Мусульманам пить запрещено, немусульмане могут употреблять алкоголь, но должны получить разрешение у местных властей, иначе в магазине им ничего не продадут. Для иностранцев, к счастью, вся эта бюрократия не обязательна.
В обеих странах есть по одному лицензированному производителю алкоголя, оба основаны британцами еще в XIX веке. В Пакистане это Murree Brewery, выпускающий пиво, водку, виски, джин, бренди и ром. Первая фабрика была построена около городка Марри, от которого и получила название. Позже появились филиалы в других городах Пакистана, а самое первое здание после провозглашения независимости уничтожили мусульманские погромщики.
В Бангладеш все контролирует компания Carew & Co, названная по имени Роберта Рассела Кэрью, первого технолога, работавшего на заводе. Ассортимент у бенгальцев примерно такой же, но без пива. Всю эту продукцию можно купить в официальных местах продажи, которые часто находятся в дорогих отелях в крупных городах.
Домашний алкоголь разной крепости можно достать у местных немусульманских народов. В Пакистане таким промышляют калаши на северо-западе страны и хунзакуты в долине реки Хунза. Последние исповедуют ислам исмаилитского толка, но там довольно свободные порядки. В Бангладеш бутлегерством занимаются буддисты в юго-восточных регионах.
Если в Малайзии ислам — официальная религия, то Индонезия номинально считается светским государством, хотя и с самым большим мусульманским населением в мире. Тут попроще, чем на Мальдивах, но о свободе вероисповедания все еще можно только мечтать. Впрочем, если вы приехали в качестве туриста, то все эти религиозные движения вас не коснутся, хотя доступность алкоголя напрямую зависит от демографической картины, которая здесь меняется едва ли не через каждые сто километров. К примеру, в Малайзии трудности могут возникнуть на северо-востоке полуострова Малакка, где сконцентрировано мусульманское население.
В Индонезии алкоголь легко найти в туристических и немусульманских регионах: Бали, север Суматры, север Калимантана, отдельные районы Сулавеси.
В остальных регионах даже если спиртное не продается в обычных магазинах, его можно найти в алкошопах или на черном рынке. Поспрашивайте местных — они или сами достанут вам за доплату, или отведут в какой-нибудь неприметный магазинчик.
В провинции Ачех на крайнем северо-западе Суматры почти все население составляют мусульмане и действует исламское право, так что спиртное запрещено.
Еще один сухой регион — Папуа. Местные жители от алкоголя становятся агрессивными, из-за чего растет уровень преступности, так что власти стараются бороться с пьянством. Впрочем, папуасы все равно сами гонят спиртное и даже продают его.
В Индонезии народное пиво — это хайнекеновский Bintang, Bali Hai, Prost и Anker, который варит азиатский пивной гигант San Miguel. Как и в Африке, тут есть собственный Guinness Foreign Extra Stout. В Малайзии есть несколько местных пивоварен, а остальное — мировые или сингапурские бренды, которые импортируют или варят тут же дочерние компании.
Балийский крафт — Stark.
Местные малайзийские пивоварни — Penang, Napex.
Индонезийское вино — Plaga.
Виноград тут никогда не выращивали, и первый индонезийский винный бренд, Plaga, появился на Бали лишь несколько лет назад. Это пришлось очень кстати, учитывая грабительские ввозные пошлины на алкоголь и, как следствие, дикие цены на все импортные напитки.
Местный арак, в отличие от одноименного ближневосточного напитка, гонится из риса и не имеет анисовых добавок, есть как фабричного, так и кустарного исполнения. Последний вариант опасен для жизни, и индонезийские СМИ периодически сообщают о жертвах суррогата. В неисламских регионах очень любят пальмовое вино туак — бражку из пальмовых соцветий. Обычно она некрепкая и всегда домашнего приготовления.
После революции 1979 года Иран стал исламской республикой, конечно же, с сухим законом. Исключение делается только для немусульман, которые могут изготавливать алкоголь для религиозных нужд. Поэтому один из вариантов добыть спиртное — познакомиться, например, с местными армянами.
Однако не стоит делить людей по религиозному признаку, потому что пьющего народа в Иране полно. Многие готовят у себя дома вино или арак — крепкий дистиллированный напиток. Другие просто знают, где достать. В богатых районах Тегерана можно даже заказать доставку алкоголя на дом. Исключением из правила будут разве что главные религиозные города страны Кум и Мешхед, в которых с выпивкой вряд ли повезет.
Стоит помнить, что кустарный алкоголь часто бывает ужасного качества и люди им постоянно травятся. Есть недешевые контрабандные фабричные напитки, но и в этом случае никто не застрахован от подделки.
Тут все просто: местные не пьют, но сделали послабление для многочисленных туристов и экспатов. Производства алкоголя здесь тоже нет, а импортированные напитки продаются в барах и ресторанах по диким ценам. В Эмиратах есть еще и сети специализированных алкошопов.
В Саудовской Аравии распространена очень консервативная и радикальная форма ислама, так что здесь очень мало пьющих даже по сравнению с Ираном. Те, кому очень нужно, ездят в алкотуры в соседний Бахрейн, но многие саудовцы, даже не раз побывав за границей, не употребляют и не видят в этом смысла.
Западные экспаты делают алкоголь сами или тащат его по дипломатическим каналам. Есть черный рынок, но цены кусаются: брендовый виски может стоить до 600 долларов за бутылку. С такими цифрами пить не очень захочется. Ребята попроще довольствуется самогоном: около 25 долларов за полтора литра прозрачного напитка сомнительного качества.
Если хотите продолжить виртуальный алкотрип, рекомендуем наш гид по турецкому вину, вину российского юга и венгерского региона Токай, рассказ о популярном корейском напитке соджу и путеводитель по траппистским монастырям-пивоварням Бельгии и Нидерландов.