По версиям разных историков, карточные игры могли появиться в IX, XI или XII веке. Вокруг них сохраняется ореол загадочности, детали их происхождения и распространения неизвестны до сих пор. Для одной из самых популярных игр в мире о картах написано удивительно мало. Мы перевели материал Atlas Obscura об этом.
На самый главный вопрос истории игральных карт: кто, где и когда их изобрел — нет ответа. «На этот счет существуют разные теории, — говорит Петер Эндеброк, исследователь и коллекционер карт из Германии. — Относительно точно можно сказать, что карты появились в Азии, однако, где конкретно и как они попали в Европу, неизвестно». По разным версиям, карточные игры могли возникнуть в Китае, Персии или Индии. Однако ни одно из этих предположений не подтверждено.
Некоторые источники считают первой карточной игрой китайскую еджи ге («игра листьев»). Первые записи о ней относятся еще к VII веку. Однако в исследовании Кембриджского университета 2009 года отмечается, что еджи ге не обязательно могла быть карточной (на «листьях», например, могли быть написаны правила) и что в ней использовались кубики, как и других китайских играх того периода.
Самая ранняя запись о карточных играх в Китае относится к 1294 году. Согласно полицейскому отчету, в китайском городе Шаньдун арестовали двоих игроков, а их колоды изъяли. В нескольких музеях, включая коллекцию исламского искусства Кейра в Далласе, выставлены фрагменты пергамента, напоминающие карты. Их относят к XIII веку. Точно, однако, неизвестно, настоящие ли это игральные карты или просто кусочки пергамента.
Самая старая полная колода игральных карт, фламандская охотничья колода, хранится в американском музее Клойстерс. Ее изготовили в конце XV века, вероятно, на территории Бургундских Нидерландов, и она вполне соответствует современным стандартам: в колоде 52 карты четырех мастей.
Другой известный старый набор карт — мамлюкская колода, которая хранится в музее во дворце Топкапы в Стамбуле. Эта неполная колода относится к XV–XVI векам, а некоторые карты в ней выглядят гораздо новее, будто кто-то взял их из другой колоды, чтобы заменить потерянные.
Большинство исследователей считают, что карточные игры появились в Европе раньше упомянутых колод. По мнению Майкла Даммета, одного из основателей Международного общества игральных карт (International Playing-Card Society), в которое входят большинство известных исследователей карточных игр, европейцы начали играть в карты в конце XIV века. Это период крестовых походов, время, когда европейцы тесно контактировали с исламскими странами, пусть и путем агрессии. Крестоносцы бились с мусульманами, но, вероятно, этим их общение не ограничивалось. «Чем занимаются солдаты, когда не сражаются? Играют в игры», — говорит Эмилия Маджо, историк, переводчик и член Международного общества игральных карт. Маджо выросла на Сицилии, так что основное внимание в своих исследованиях она уделяет итальянским колодам.
Версия с крестоносцами кажется вполне вероятной, хотя и остается недоказанной. Мамлюкская колода, например, не особенно отличается оформлением от современных испанских игральных карт, что неудивительно, потому что до 1492 года Гранада принадлежала маврам, которые исповедовали ислам.
Вне зависимости от того, как карты попали в руки европейцев, последние чрезвычайно полюбили эту игру. Сначала это было развлечение в основном для богатых: карты делали вручную и оформление могло быть чрезвычайно искусным. Любой выходец из состоятельной флорентийской семьи мог научиться играть в карты во время своего гранд-тура и по возвращении заказать у местного художника собственную колоду.
Масти фламандской охотничьей колоды связаны с охотничьим снаряжением, что было достаточно распространено. Часто на картах изображали собак, оленей, приманки и тому подобное. Иногда в качестве мастей изображали гербы королевских семей, например французскую геральдическую лилию. Однако к концу XV века с появлением печатных станков и все большим распространением карточных игр оформление колод пришло к более-менее единому стандарту. В одни и те же игры стало можно играть разными колодами, поскольку в них были одни и те же карты.
Впрочем, некоторое разнообразие сохранялось. В Европе играли четырьмя колодами: немецкой, швейцарской, французской и латинской — последняя была распространена в Испании и Италии, и у нее немного отличались изображения мастей. Все они появились в конце XV века. Считается, что первой была латинская колода (которая мало отличается от мамлюкской), затем швейцарская, немецкая и французская.
В современные итальянские и испанские колоды обычно входят 40 карт, хотя иногда их может быть 48 или 52. Они разделены на четыре масти: кубки, мечи, монеты и посохи. По достоинству карты делятся на числа от одного до семи и фигуры: валет (fante), рыцарь (caballo) и король (re).
В немецкой колоде обычно 32 или 36 карт четырех мастей: желуди, листья, сердца и бубенцы. Числовые карты могут быть достоинством от семи до десяти. Фигуры в немецкой колоде отличаются от латинской: это младший офицер (unter), старший офицер (ober), король (könig) и туз (ass).
Швейцарская колода похожа на немецкую: в нее входят 36 карт четырех мастей, только вместо листьев розы. Масти в латинской, немецкой и швейцарской колодах не делятся по цветам, такое разделение есть только во французской колоде.
Французская колода наиболее популярна и постепенно вытесняет остальные. В нее входят 52 карты четырех мастей (пики, трефы, червы и бубны) и двух цветов (черный и красный). Популярность этой колоды объясняется несколькими причинами. Во-первых, у нее самое простое оформление, карты дешево и просто печатать. Во-вторых, этой колодой играли самые агрессивные империи последних веков: Франция, Великобритания и США. В-третьих, французская колода задействована в самых популярных карточных играх, например покере и бридже. Впрочем, распространенность этих игр может быть результатом доступности колоды, а не ее причиной.
Эти четыре колоды наиболее распространены на Западе, но они не единственные. Даже если не учитывать карты, напечатанные для конкретных игр, таких как «Уно», все равно останутся тысячи других колод, например Таро.
Колоды Таро появились позже других карточных наборов. Их собирали путем добавления новых карт к существующим колодам. Впервые это произошло в Италии середины XV века, где новые карты называли «триумфальными» (позже их стали называть «старшими» или «козырями»). Исследователи считают, что изначально карты Таро не использовались для гадания, ими играли в новые игры, построенные на взаимодействии обычных и козырных карт. Такие игры могут быть чрезвычайно сложными.
Оккультные практики с картами Таро появились в конце XVIII века. Гадания придумал французский пастор, который верил (совершенно ошибочно, но очень твердо), что эти карты — сборник древнеегипетской мудрости, переданный людям самим Тотом, египетским богом знания. Пастор не оставил никаких документальных подтверждений своей веры. Многие исследователи считают, что использование карт Таро для прозрения будущего мало отличается от гадания на Уно. Но эти карты как минимум очень красивые, так что гадательные практики быстро набрали популярность во всей Европе.
Количество самобытных карточных игр, в которые играют за пределами Европы, не поддается подсчету. До контакта с европейцами в Японии играли раскрашенными ракушками. Карты в эту страну привезли португальские купцы, но японцы придумали собственные игры с ними. Так, ута-гарута — это игра, участники которой должны соотносить карты с фрагментами стихотворений у себя на руках и на игровом столе. Позже появилась колода Ханафуда, или цветочные карты. В этой колоде 48 карт и 12 мастей, по одной на каждый месяц. Компания Nintendo изначально была основана для продажи цветочных карт и на самом деле до сих пор зарабатывает этим.
Китайскую денежную колоду считают предшественницей исламских и христианских колод с четырьмя мастями. В нее входят 38 карт четырех мастей, связанных с монетами. В Китае, впрочем, существовало и множество других колод. Некоторые исследователи считают, что именно здесь изобрели карточные игры как таковые.
В Индии с древних времен играли круглыми картами. Большинство этих колод, но не все, назывались ганджифа. Оформление и количество карт и мастей сильно различались: от 48 до 120 карт и от восьми до 12 мастей. Некоторые карты были круглыми, но при этом оформлялись как французские.
Существует огромное количество менее известных или почти исчезнувших колод. Одна из них — карты галицких евреев, которые они изготавливали, чтобы не играть европейскими картами с христианской символикой. Колода называлась квитлех и состояла из 24 карт. Играли ими в нечто похожее на блек-джек, чаще всего в дни Хануки. Сейчас эта игра почти исчезла.
Никто достоверно не знает, как и почему формировались наборы мастей европейских колод. «Существует много теорий на этот счет, но их нельзя доказать», — говорит Эндеброк. Может быть, одни масти предназначены для обозначения аристократии, а другие — крестьянства (бубны и пики); может быть, некоторые символизировали мир, а другие — войну (кубки и мечи). Наиболее вероятно, что все получилось случайно: богатый граф в Италии или Баварии решил собрать колоду и попросил художника изобразить желуди, потому что ему нравились дубы.
Сейчас наиболее распространена французская колода, а другие постепенно забываются. «В начале XX века французы играли своей колодой, а немцы своей, — говорит Эндеброк. — Но теперь в Германии повсеместно играют только французскими колодами». И так, увы, происходит во всем мире.