Раз в четыре года проходит чемпионат мира по футболу, в котором участвуют 32 сборные. Все команды, играющие и на самом чемпионате и в отборочных турнирах, входят в FIFA, главную футбольную организацию в мире, объединяющую 210 спортивных федераций. О ней знают даже далекие от спорта люди. Международные турниры под эгидой FIFA — это футбольные звезды, сотни тысяч зрителей на стадионах и миллиарды — у телевизора, реклама, спонсоры и расходы, сравнимые с годовым бюджетом небольшого государства.
Но за пределами футбольного мейнстрима существует совершенно другая игра: с неизвестными командами, некоммерческими организациями, полупустыми трибунами провинциальных стадионов, но со своей особенной, задорной и ламповой, атмосферой. У сборных, отвергнутых FIFA, существуют свои футбольные ассоциации, и самая известная и глобальная из них — это CONIFA, Confederation of Independent Football Associations, Конфедерация независимых футбольных ассоциаций.
CONIFA позиционирует себя как глобальную некоммерческую организацию, которая поддерживает команды государств, де-факто государств, регионов, национальных меньшинств и территорий, удаленных от всемирного спорта. Состав команд в конфедерации довольно пестрый, и человеку, далекому от этнографии и геополитики, наверняка будут незнакомы многие названия. Большинство членов CONIFA можно разделить на такие группы:
При этом FIFA далеко не всегда отказывает странам, если у них нет суверенитета или международного признания. Среди ее членов есть и частично признанные Косово, Палестина и Тайвань, и автономные регионы Гонконг и Фареры, и куча островков, зависимых от Британии, Франции и США. А вместо сборной Великобритании на чемпионатах играют аж четыре команды: Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия, — правда, это совершенно особая история.
Те же, кому не повезло с FIFA, ищут себе иностранных спарринг-партнеров в окололюбительских федерациях вроде CONIFA. Среди всего разнообразия команд есть заслуживающие отдельного рассказа. Например, сборная цыган. В CONIFA она считается европейской командой, потому что ее координирует миланский футбольный клуб «Брера», выступающий в седьмом дивизионе чемпионата Италии. Тренер клуба готовит игроков, а скауты «Бреры» ищут в европейских странах футболистов ромской национальности. По словам президента клуба, этой работой они хотят изменить отношение к ромам в Европе.
Почитать по теме: Цыгане — последние бунтари Европы
Объединенную команду корейцев Японии готовит играющий тренер Ан Ён Хак, бывший футболист сборной КНДР. Да и вся команда имеет северокорейские корни. Базой для нее стал токийский футбольный клуб «Корея», который в 1961 году организовала «Чхонрён», северокорейская организация в Японии. Она спонсировалась правительством КНДР и фактически выполняла функции посольства, потому что дипломатических отношений между Токио и Пхеньяном нет. «Чхонрён» создает в Японии корейские учебные заведения, ведет пропаганду идей Чучхе, агитирует японских корейцев возвращаться в КНДР и препятствует их ассимиляции в японском обществе. Это только открытая часть их деятельности. В 2002 году, после признания Северной Кореи в систематических похищениях японских граждан, футбольный клуб разорвал все связи с «Чхонрён» и вместо прежнего имени взял себе английское название Кореи. Так руководство клуба хотело подчеркнуть свою панкорейскую направленность и привлечь живущих в Японии сторонников Южной Кореи. Сейчас ФК «Корея» играет в высшей лиге своего региона, это пятый дивизион Японии.
Команда итальянской Падании появилась в 1990-х, когда итальянская правая партия «Лига Севера» начала раскручивать тему паданского национализма. Именно благодаря партии имя Падании стало известным. Этому названию всего пара десятков лет, и раньше оно употреблялось лишь по отношению к некоторым северным регионам, тогда как Лига Севера нарекла Паданией аж половину голенища итальянского сапога. Первые годы своего существования сборная была тесно связана с партией, ее члены были и среди спонсоров, и среди руководства, и среди игроков команды. Лига Севера выступает против иммиграции, особенно в отношении выходцев из мусульманских стран, поэтому ее часто обвиняют в ксенофобии и расизме. При этом в паданскую сборную можно попасть не будучи не то что паданцем, а даже итальянцем, главное, жить в Падании. Национальность тоже не была главным критерием. Например, за команду выступал потомок ганцев, но паданец по рождению Энох Барвуа, младший брат итальянского форварда Марио Балотелли. Сейчас игроки и тренеры отрицают всякую связь команды с политической партией и ее программой.
Западная Армения. Если вы не армянин, то вряд ли слышали этот топоним, и нет, это не Гюмри. Под таким названием выступает команда армянской диаспоры в Турции. Исторически так назывался восток современной Турции, потому что армянские государства существовали тут еще до нашей эры. Но даже после потери государственности, они долгое время составляли значительную часть населения вплоть до массовых убийств в конце XIX — начале XX века. Сейчас за команду Западной Армении играют армяне, предки которых жили на этой территории.
Сайт команды Западной Армении: ffowa.com
«Дарфур Юнайтед». Родина этих футболистов — Дарфур, регион на юго-западе Судана, где уже больше 17 лет идет война. С одной стороны в боях участвуют местные повстанцы из негроидных племен, которые борются против угнетения чернокожего населения, а с другой — правительственная армия и проправительственные ополченцы. За время войны погибли более 300 тысяч человек и еще почти столько же сбежали в соседний Чад. В 2012 году американская гуманитарная организация iACT собрала команду из жителей 12 чадских лагерей беженцев и отправила ее на первый международный турнир. «Дарфур Юнайтед» проиграла все матчи, но это не имело особого значения, потому что главной целью было вывезти футболистов на чемпионат. Окрыленные успехом, ребята из iACT создали еще и женскую команду «Дарфур Юнайтед», а после открыли футбольные школы в Танзании и Камеруне для людей, бежавших от войн в Бурунди и ЦАР соответственно.
Сайт «Дарфур Юнайтед»: darfurunited.com
Спорт всегда был отличным способом заявить о себе в позитивном ключе. А для непризнанных республик поучаствовать в чемпионате CONIFA или даже провести его — это отличный способ помахать своим неоднозначным флагом на международном мероприятии. Для одних команд это просто спортивный турнир, а для других — серьезный политический жест. Здесь также немало команд, имеющих в историческом бэкграунде своей территории многолетние военные конфликты с тысячами жертв.
Сама CONIFA заявляет, что не имеет ничего общего с политикой. На сайте организации приводятся слова ее генерального секретаря: «Политически мы на 100 % нейтральны, и единственная вещь, которой мы занимаемся, — это рассказываем о наших участниках».
«Есть строгие правила вступления в организацию, — комментирует один из директоров конфедерации Пол Уотсон. — Но если у вас есть законное имя, исторический прецедент, языковое и этническое самоопределение, мы не можем сказать, что они не важны. Крым, например, соответствует требованиям. Команда Падании может не нравиться людям из-за своих бескомпромиссных правых взглядов, но кто мы такие, чтобы решать, что — страна, а что — нет? Прелесть в том, что здесь Падания играет с цыганами, а потом они обнимаются и желают друг другу добра. Где еще есть подобное? Футбол обладает той силой, которой нет у многих других вещей».
CONIFA существует с 2013 года. Но она далеко не первая организация, устраивающая подобные турниры. Фактическим предшественником CONIFA была NF-Board (Nouvelle Fédération-Board), существовавшая с 2003 до 2012 года. В ней, помимо всех прочих команд, состояла еще и сборная эсперантистов.
В 2005 году при участии NF-Board прошел Кубок UNPO (Организация наций и народов, не имеющих представительства), где в финале команда Южно-Молуккских островов (сейчас юридически и фактически Индонезия) обыграла футболистов из Чеченской Республики Ичкерии. В том же году вместе с Федерацией футбола Турецкой Республики Северного Кипра они организовали турнир в честь 50-летия этой самой федерации, который юбиляры и выиграли. В нем участвовала команда из тогда еще не провозгласившего свою независимость Косово, которое сейчас входит в FIFA.
В 2006 году NF-Board провела в Окситании (юг Франции и небольшие части Испании и Италии) первый чемпионат мира VIVA World Cup, в финале которого саамы разгромили Монако. Северный Кипр обиделся, что мундиаль не отдали ему, и в те же даты устроил собственный турнир — Кубок ELF (Equality, Liberty, Fraternity), отчего, конечно, оба турнира проиграли в количестве участников. Киприоты сумели позвать к себе сборные двух полноценных стран, Кыргызстана и Таджикистана, но те привезли не футбольные, а футзальные команды. В финале кубка хозяева победили крымских татар [не путать с Федерацией Крыма! Команда крымских татар не входит в CONIFA. Федерация Крыма числится среди членов CONIFA, но не провела ни одного матча. — Прим. автора].
За следующие шесть лет NF-Board проведет еще четыре кубка мира. Три из них выиграет Падания и один — Курдистан.
В Гамбурге в 2006 году прошел еще один примечательный турнир под названием FIFI Wild Cup — тут явно виден стеб над официальным мундиалем (FIFA World Cup). Организатором выступила Республика Санкт-Паули — виртуальное государство, которое находится в одноименном районе Гамбурга. Район этот больше всего известен двумя вещами: улицей красных фонарей Репербан и футбольным клубом «Санкт-Паули» — он паршиво играет, но имеет огромную армию фанатов с антифашистскими и антирасистскими взглядами. В тот раз опять победили турецкие киприоты, а организаторы решили больше не проводить турнир, потому что остались недовольны посещаемостью.
В развитых странах подобные турниры редко вызывают ажиотаж. Там местные жители избалованы хорошим футболом, а с командами гостей болельщики обычно не ездят: в основном на матчи своих земляков ходит диаспора. Совсем другое дело, когда чемпионат проводится в бедных непризнанных государствах. Здесь у людей не особо большой выбор развлечений, и трибуны никогда не бывают пустыми.
Программка к CONIFA чемпионату мира 2018 года. По иронии он прошел в Великобритании, хозяевами считалась африканская команда Баравы.
«В финансовом плане наша страна понесла ущерб, а вот в политическом мы очень даже выиграли, — рассуждает о чемпионате CONIFA в Арцахе житель Степанакерта Мхитар Лалаян. — По крайней мере в семи странах узнали о Нагорном Карабахе. Еще для местных жителей организовали праздник в виде чемпионата, дали возможность увидеть красивый футбол. Благодаря чемпионату ускорили реконструкцию четырех стадионов, которую неизвестно, когда бы завершили. Еще заасфальтировали и обустроили дороги».
«Не могу сказать, что я вижу игру высшего класса. Но у нас никогда не было такого футбольного чемпионата, и мне просто интересно как футбольному фанату», — делится впечатлениями от турнира Айк Газарян, еще один житель Степанакерта.
Проморолик к CONIFA чемпионату Европы в 2019 году
Такой недогосударственный футбол начался еще в 1870-х годах, когда между собой начали играть сборные частей Британской Империи: Англии, Шотландии, Уэльса, Ирландии, Канады. Спортивные общества, созданные по этническому принципу, никогда не были чем-то экзотическим. Например, во Львове до Второй мировой войны, кроме польских футбольных клубов, на разных уровнях выступали украинский клуб «Украина», еврейский «Хасмонея» и немецкий ВИС. С другой стороны границы СССР была команда советской Украины, которая участвовала не только во внутрисоюзных чемпионатах, но и в товарищеских матчах против сборных других стран.
Но первой командой, созданной с целью пиара своего региона, пожалуй, можно назвать сборную Алжира, тогда еще французской колонии. В 1958 году, в разгар войны за независимость, выходцы из Алжира, игравшие во французских профессиональных клубах, сбежали в Тунис, где и организовали свою национальную сборную. Это был абсолютно политический проект, который создавался ради пропаганды антиколониального движения. Об этом говорило даже их название — «Команда Фронта национального освобождения» — в честь организации, стоявшей во главе борьбы за независимость.
За четыре года алжирцы сыграли почти сотню товарищеских матчей в 14 странах в Северной Африке, арабских государствах Ближнего Востока, Восточной Европе, Китае и Северном Вьетнаме. Места для визитов были выбраны так потому, что именно страны соцлагеря стали главными союзниками алжирцев в их войне. В 1959 году алжирская сборная посетила шесть городов Советского Союза и сыграла в Москве со сборной вьетнамской молодежи и пятью клубами второго и третьего дивизионов СССР: ленинградским «Адмиралтейцем», одесским «Черноморцем», запорожским «Металлургом», харьковским «Торпедо» и ростовским «Ростсельмашем». В 1962 году Алжир получил независимость, а годом спустя стал полноценным членом FIFA.
Сейчас CONIFA по четным годам проводит кубок мира, а по нечетным — кубок Европы. В прошлом году европейское первенство состоялось в Арцахе, там победила команда Южной Осетии, обыграв Западную Армению. А предыдущий мундиаль прошел в Лондоне в 2018 году, но номинальными хозяевами считались футболисты из сомалийской Баравы. Самыми сильными оказались закарпатские венгры, победившие в финале по пенальти Северный Кипр. Пока что регулярно проходят только чемпионаты мира и Европы. В следующем году планируется провести и первенства остальных континентов.
Сейчас в CONIFA состоят 59 футбольных организаций, но обычно на турнир приезжают всего десяток-полтора команд. Как правило, все упирается в деньги. И самой конфедерации, и футболистам приходится искать спонсоров для проведения каждого турнира. В 2012 году «Дарфур Юнайтед» запускала краудфандинг, чтобы собрать необходимую для поездки в Курдистан сумму. А Дэвид Бекхем даже пожертвовал свою футболку для их благотворительного аукциона.
Для работы на самих турнирах привлекают волонтеров. А во время последнего чемпионата Европы жители Арцаха даже селили приезжих болельщиков у себя дома.
Еще одной проблемой становятся визы. Обычная поездка превращается в увлекательное бюрократическое приключение, когда дело касается непризнанных республик и прочих неясных образований. В 2016 году ромские футболисты снялись с чемпионата мира в Абхазии просто из-за того, что не смогли оформить документы для поездки.
Проморолик к CONIFA чемпионату мира 2016 в Абхазии
Выбрать место проведения турнира тоже бывает нелегко, ведь многие команды CONIFA представляют очень бедные регионы или территории, на которых идет война.
Сборная Северного Кипра, одна из самых сильных команд в CONIFA, отказалась от поездки на чемпионат в Арцахе. Хотя и Северный Кипр, и Арцах позиционируют себя как независимые государства, фактически они являются частью соответственно Турции и Армении. А между этими государствами и их жителями отношения, мягко говоря, напряженные.
В этом году провести чемпионат мира планировалось в Сомалиленде, абсолютно безопасной непризнанной республике на территории Сомали. Однако против этого выступила сборная приходов Джерси, острова Джерси в Ла-Манше, который относится к владениям британской короны. Футболисты отказались ехать в Сомалиленд, сославшись на то, что британский Форин-офис (Министерство иностранных дел и по делам Содружества) рекомендует отказаться от поездок в этот регион без серьезной причины.
Вместо Сомалиленда CONIFA выбрала другое место — Северную Македонию. Впрочем, из-за пандемии COVID-19 этот турнир тоже пришлось отложить. Но жеребьевка команд уже прошла, так что выбирайте, за кого будете болеть на будущем мундиале.