Евросоюз и ООН признают только Республику Кипр — это 60 % острова, на которой живут греки-киприоты. Остальные 40 % занимают: непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра, Зеленая линия между турецкой (северной) и греческой (южной) частями острова и небольшая британская зона, разросшаяся из двух военных баз. О том, почему единого Кипра нет и как пересечь границу «несуществующего государства», рассказывает Дмитрий Денисенко.
«Границы, которые я полюбил» — рубрика, в которой мы рассказываем о необычных государственных границах. Одна из наших любимых рубрик на сайте.
- «Калитка в ЕС» между Эстонией и Россией
- Четыре Кипра, или Самая дырявая граница Евросоюза
- Гибралтар: Англия в Испании
- Бадахшан — памирцы, разделенные на «крыше мира». Часть первая. Таджикистан
- Бадахшан — средневековое Зазеркалье на «крыше мира». Часть вторая, Афганистан
- Три заставы на границе Закарпатья, Украина
- Приднестровье: как жить 30 лет в статусе непризнанного государства
- Великий славянский трипоинт. История «Трех сестер» — тройной границы России, Беларуси и Украины
Идея поехать на Кипр может показаться скучной и банальной: пляжный отдых, офшоры и Летний кубок КВН. Но для тех, кто любит горы, непризнанные государства и необычные границы, Кипр — отличное направление. Здесь три разные культуры концентрируются в одном месте, хардкорные границы разделяют средневековые города и есть культовые заброшки, в которые нельзя (ну, почти нельзя) попасть.
Зеленая линия — это не граница в юридическом смысле слова, это буферная зона ООН (United Nations Buffer Zone in Cyprus) между греческой и турецкой частями острова. Есть мнение, что в разделении Кипра виноваты турки, которые вторглись на остров в 1974 году и испортили людям отдых на солнечных пляжах Фамагусты. В действительности это не совсем так.
Со времен Древней Греции на территории Кипра проживали греки. После османского завоевания во второй половине XVI века на острове поселилась большая община турок (около 18 % от числа населения). Они не концентрировались в каком-то определенном городе, а были рассредоточены по всему Кипру, и даже в столичном городе Никосии турков всегда было меньше, чем греков.
Взаимоотношения между ними никогда не были идеальными, но после Второй мировой войны конфликт усилился, причем в нем участвовали уже три стороны: греки, турки и англичане — остров в то время был их колонией, а греки вели борьбу за независимость. Атмосферу последних лет британского Кипра отлично передает книга «Горькие лимоны» (Bitter Lemons, 1957) Лоренса Даррелла, брата натуралиста Джеральда Даррелла.
Первый отрезок Зеленой линии появился в 1964 году, после предоставления независимости Кипру. Линия разделила турецкие и греческие кварталы в Никосии. Поводом послужил конфликт местных греков с турками, а руководили процессом разведения сторон британцы. По легенде, «зеленой» линию назвали потому, что британский офицер провел ее на карте зеленым карандашом.
Дальше напряжение только нарастало: греки стремились к энозису — воссоединению острова с Грецией, туркам был нужен таксим — право полностью контролировать свою территорию Кипра. Фактически граница разделила остров в 1974 году, после операции «Аттила» — вторжения на север Кипра турецкой армии.
О столкновении можно прочитать в открытых источниках, не буду пересказывать. Меня во всей этой истории зацепил выдающийся уровень идиотизма и некомпетентности военных обеих сторон.
Сначала турки десантировались не в том месте и затянули начало операции. Потом отличились греки: греки-киприоты сбили с земли один из самолетов военно-воздушных сил Греции во время секретной операции, 30 коммандос погибло. Участие греческой армии в конфликте многие отрицают, хотя по факту была интервенция на остров и Турции, и Греции.
Но самая нелепая ситуация произошла у порта Пафос. К городу приближались три корабля турецкого флота, и греки-киприоты, зная, что их прослушивают турки, поблагодарили «своих» моряков за своевременное прибытие. Сообщение перехватили турки и начали стрелять по своим же кораблям. В итоге два корабля серьезно повредили, один затонул, два самолета сбили. Это был крупнейший после Второй мировой войны случай friendly fire (огня по своим): погибли 80 человек.
Вторжение длилось почти месяц, в результате турки заняли почти 37 % территории острова. Конфликт прекратился после размещения миротворцев ООН в буферной зоне между сторонами. После этого военные действия не повторялись, но в 1983 году турки объявили о создании Турецкой Республики Северного Кипра.
Помимо признанной Республики Кипр, на острове располагаются Турецкая Республика Северного Кипра, британские военные базы Акротири и Декелия и сама Буферная зона ООН, на которой тоже живут люди.
Британские военные базы и поселения, входящие в их территорию, занимают 2,7 % площади острова. Попасть сюда можно без проблем и дополнительных виз. Сделать это стоит: типичные кипрские пейзажи дополняют красные телефонные будки, британские флаги и прочие атрибуты Соединенного Королевства.
В Декелии есть место, где три Кипра сходятся практически в одной точке. Если остановиться на трассе, ведущей из Фамагусты в Айя-Напу или Ларнаку (координаты: 35°04'15.8"N 33°49'32.6"E), вы будете на территории Великобритании, в 50 метрах от вас будет огороженный колючей проволокой турецкий Кипр, а с другой стороны — Республика Кипр.
В некоторых источниках сказано, что Зеленая линия является no man's land, пустующей территорией, но на самом деле это не так. Протяженность демилитаризованной зоны — 180 километров, ширина доходит до 7,4 километров, что составляет около 3,7 % от площади острова. На территории зоны есть несколько деревень и поселков, где живут греческие и турецкие киприоты, всего около 10 000 человек. Но для туристов доступ туда закрыт.
Путешественник Александр Лапшин как-то написал, что Зеленая линия является самой дырявой границей Евросоюза. Все верно, кроме того, что де-юре это не граница: Республика Кипр ее не признает, потому что претендует на всю территорию острова. С греческой стороны пограничных укреплений нет, но охрана стоит. С турецкой стороны осуществляется полноценный пограничный и таможенный контроль, штампы ставят на отдельную бумажку.
До 2004 года пересечение Зеленой линии было почти невозможным, но после вступления в Евросоюз и турецкая, и греческая стороны смягчили требования: режим постепенно упрощался, открывались новые пункты пропуска. Сегодня их семь.
Попасть с южной стороны на северную легко: виза не нужна, греки-киприоты осуществляют формальный выборочный контроль паспортов, особенно на пропускных пунктах в центре Никосии. Главное условие Республики Кипр — вы должны иметь штамп о въезде в страну, то есть прилететь в аэропорт Ларнаки или Пафоса или прибыть в порт Лимассола, дальше можно путешествовать по всей территории острова. О намерении посетить турецкую часть на границе Республики Кипр не стоит сообщать: есть прецеденты, когда после этого туристам запретили въезд в страну.
О чем важно помнить:
Если вы прилетели в аэропорт Ларнаки или Пафоса, вы можете выехать с острова как с греческой, так и с турецкой стороны. Но в последнем случае у вас могут возникнуть проблемы при получении шенгена. Будет считаться, что вы нелегально покинули страну Евросоюза: штампа о выезде из Республики Кипр в вашем загранпаспорте не будет.
Если вы прилетели в аэропорт Эрджан на турецкой стороне, лучше не пересекать границу Республики Кипр. Теоретически это возможно: греческие пограничники на Зеленой линии довольно расслабленные и могут невнимательно посмотреть ваш паспорт. Но если вы захотите выехать с южной стороны, вас депортируют или арестуют, потому что вы нелегально прибыли в страну.
В его прибрежной части Вароше до 1974 года находились самые роскошные отели курорта. Когда город заняли турки, жители и отдыхающие покинули его в один момент. Как писал шведский журналист Ян Олаф Бенгтсон: «Асфальт на улицах потрескался от солнечного жара, и посреди дороги растут кусты. Сейчас, в сентябре 1977-го, обеденные столы все еще накрыты, в прачечных все еще висит одежда, а лампы еще горят».
Увидеть город-призрак можно только из удаленных точек. В греческой Айя-Напе есть несколько смотровых площадок (но много туристов и не очень хороший вид), там же — водные туры. Лучше всего смотреть на Варошу непосредственно из турецкой Фамагусты, отличный вид открывается с пляжа около Arkin Palm Beach Hotel. Пробраться через ограждения на заброшенную территорию реально, но за это вас могут арестовать.
Он сложен из покрашенных камней недалеко от Зеленой линии на склоне горы Пентадактилос: длина почти 500 метров, ширина — 225 метров. Слева от флага — цитата Ататюрка: «Счастлив тот, кто может назвать себя турком». Композицию хорошо видно за десятки километров, и идея в том, что она должна вызывать неприятные ощущения у греческого населения.
Здесь можно увидеть то, как средневековый город грубо поделили на две части: километры колючки, наблюдательные вышки, покинутые пулеметные точки в заброшенных домах и тупиковые улочки, перерезанные бетонными стенами с угрожающими табличками. Гулять лучше с греческой стороны: турки напрягаются до сих пор.
В 1974 году после нападения турецкой авиации аэропорт закрыли. С тех пор он находится в буферной зоне, и на его территории располагается штаб ООН. На взлетном поле сохранились остатки нескольких самолетов, сам аэропорт загажен птицами, но обстановка, плакаты и таблички сохраняют дух 1970-х. Чтобы попасть на территорию, нужно просить разрешения у Кипрской миссии ООН или договариваться с кем-то неофициально. Я писал письма в миссию ООН, но ответа не последовало, у Варламова и iTravel проникнуть в аэропорт получилось.