От редакции: Этим материалом мы с автором Дмитрием Денисенко открываем новую регулярную рубрику. В ней будем рассказывать о необычных границах по всему миру. Необычных по абсолютно разным причинам: статусу, географии, природе или политическим особенностям. Границы — это вполне привычный аспект жизни любого путешественника, и, как бы вы к этому ни относились (от гоголь-борделловского «borders are scars on the face of the planet» до мнения Дмитрия), границы будут с нами еще долго. Впереди — разделенная Никосия, культовый закарпатский Чоп, Афганистан — Таджикистан и многое другое.
«Границы, которые я полюбил» — рубрика, в которой мы рассказываем о необычных государственных границах. Одна из наших любимых рубрик на сайте.
- «Калитка в ЕС» между Эстонией и Россией
- Четыре Кипра, или Самая дырявая граница Евросоюза
- Гибралтар: Англия в Испании
- Бадахшан — памирцы, разделенные на «крыше мира». Часть первая. Таджикистан
- Бадахшан — средневековое Зазеркалье на «крыше мира». Часть вторая, Афганистан
- Три заставы на границе Закарпатья, Украина
- Приднестровье: как жить 30 лет в статусе непризнанного государства
- Великий славянский трипоинт. История «Трех сестер» — тройной границы России, Беларуси и Украины
В сообществе путешественников границы обычно недолюбливают по вполне понятным причинам: это преграда, которую нужно преодолеть на пути, зачастую неудобная, долгая и дорогая. А некоторые из них и вовсе непреодолимы в силу разных причин. Но есть люди (в том числе и автор материала), которые относятся к границам с большим интересом и даже уважением. Ведь часто за довольно условными линиями на карте стоят кровавые войны, этнические конфликты, ассимиляция малых и не очень народов и другие темные делишки, которыми так славится человечество. Бывает, благодаря границам география обогащается новыми курьезными местами, а история — забавными казусами. К тому же граница сама по себе способна создавать новые реалии — уже через 20 лет жизнь по разные стороны от нее начинает заметно отличаться, а через сотню лет изменения становятся необратимыми.
Именно об этом и пойдет речь в серии статей — о необычных границах и интересных историях, которые ними скрываются. Первая часть — про необычный погранпереход между Эстонией и Россией. И нет, это не Нарва и Ивангород, а малоизвестный пункт между деревней Крупп в Псковской области и Саатсе, Эстония.
Пересечение границы всегда было для меня волнительным и даже торжественным процессом. Даже сейчас, имея за плечами опыт прохождения самых разных и необычных границ, я подхожу к окошку пограничника с небольшим трепетом и ожиданием чего-то необычного. Ведь сразу после него меня ждет другая страна. Мне в пограничье даже чудится что-то от машины времени или телепортации: и там и там все сразу меняется, и ты оказываешься в другой реальности. Да, она может быть очень похожа на ту, из которой ты туда попал, но и отличаться может кардинально.
Если есть выбор, то я всегда предпочту наземную границу — slow crossing (по аналогии со slow travel), когда можно своими глазами увидеть, как меняется действительность вокруг: медленно и плавно или резко и одномоментно. Поэтому и добираться до пограничного пункта я стараюсь пешком или на локальном транспорте. Именно так получается лучше всего прочувствовать, как меняется обстановка, атмосфера, язык, дорожные знаки, дома и прочие детали быта. К сожалению, пункты, идеальные для slow crossing, зачастую являются местными, что автоматически закрывает их для большинства туристов.
Вообще погранпереходы (на юридическом языке «пункты пропуска через государственную границу») бывают трех типов:
- Международные (официально — «многосторонние»), где пропускают граждан всех государств (с известными исключениями — израильтян все же не пустят в Пакистан, а армян — в Баку);
- Межгосударственные (официально — «двусторонние»), только для граждан двух соседствующих стран;
- Местные — право пересечения границы имеют только жители окрестных городов и сел; такие пункты обычно организуют там, где сильны связи между прилегающими регионами двух стран.
Еще переходы делятся на несколько типов по видам транспорта, на котором в них можно пересечь границу. Если с воздушными, водными и железнодорожными все понятно, то на земле все несколько сложнее. Большинство из них предназначено для автомобилей, но за редким исключением везде пускают и пешеходов, и велосипедистов. А вот некоторые небольшие пункты предназначены только для пешеходов и велосипедистов — там обычно колоритнее всего.
Но есть и необычные переходы, доступные для многих. Один из таких — пункт пропуска Крупп — Саатсе, российско-эстонский ламповый переходик совсем рядом с берегом Чудского озера. Местные его называют «калиткой в Евросоюз», потому что он является пешеходно-велосипедным. На машине проехать нельзя законодательно, да и физически это было бы трудновато — все строения пограничников расположены на уютной полянке.
К полянке с двух сторон, российской и эстонской, подведены дороги, причем эстонская грунтовка по качеству будет лучше российского асфальта. В пункте осуществляют только пограничный контроль (то есть проверяют визы и штампуют паспорта), а таможенников здесь нет, поэтому разрешено проносить с собой только 23 килограмма багажа. Российские пограничники пускают только россиян и эстонцев, а эстонские полицейские — всех. Поэтому если среди ваших паспортов есть хоть один российский или эстонский — добро пожаловать сюда.
Основной контингент — местные жители, которые принадлежат к почти исчезнувшему народу — сету, абсолютное большинство которого проживает на эстонской стороне и которому посвящен милый музей в приграничном селе Саатсе. Сету — очень интересные люди, если упрощенно — это православные эстонцы, хотя сами себя таковыми не считают. При этом и русские их за своих не держат, а в царские времена даже называли полуверцами.
Границу переходят в основном для торговли. Эстонцы несут домой дешевую водку и сигареты, а россияне в том же направлении — грибы и прочие продукты собирательства и растениеводства. Лидируют лисички, которые массово растут в окрестных лесах. Дело в том, что за килограмм лисичек в Псковской области скупщики дают 100 рублей, а в Саатсе — 5–7 евро. Автор был свидетелем того, как тетеньки с российской стороны тащили огромные пакеты с лисичками и тут же продавали их прямо на выходе с погранпункта, отстояв очередь к машине эстонского коммерсанта.
В паспорта местным жителям не ставят штампов (иначе их пришлось бы менять каждый месяц), поэтому благодушный эстонский полицейский по привычке просто посмотрел в наши паспорта, улыбнулся и с приветствием отдал нам их обратно. Пришлось попросить его все же поставить штампы (и не зря: в районе Саатсеского сапога нас остановил патруль и проверил паспорта, убедившись в наличии отметки о въезде).
А еще у россиян из окрестных сел почти поголовно два паспорта — российский и эстонский. Дело в том, что почти весь нынешний Печерский район Псковской области в 1920–1930-е годы принадлежал Эстонии, и местные жители были ее гражданами. Поэтому Эстония после обретения независимости в 1991 году активно раздавала паспорта местным жителям, которым для этого даже не надо было ездить в Эстонию, нужно было только подтвердить, что вы или ваши родственники жили в районе до 1940 года. Вскоре правила ужесточили, но тем не менее порядка 15 тысяч россиян, сами того не ожидая, в 2004 году стали гражданами ЕС после вхождения туда Эстонии.
Но, несмотря на все связи и переплетения между странами, смена атмосферы ощущается сразу: все вокруг резко становится аккуратным, прямо-таки скандинавским. Не зря эстонцы по происхождению ближе к финнам, чем к своим соседям из балтийских стран, это отражается и на уровне жизни, и на общей стилистике. Но воспевать идеальные дороги, экологичность и прочие прелести Эстонии нужно в отдельных статьях.
Лучший вариант — на велосипеде из Пскова, будет достаточно среднего уровня подготовки (всего 40 километров езды), но ехать стоит осторожно, водители не всегда лояльны, а асфальт оставляет желать лучшего (автор даже потерпел крушение, после которого познакомился с суровым врачом псковского травмпункта). Из Пскова же пару раз в день ходит автобус до пограничной деревни Крупп. С эстонской стороны из села Саатсе есть автобус в город Пылва. Или же можно добраться на своем автомобиле, но его придется оставить на границе.