Наверняка вы хотя бы раз оказывались в ужасно крутых и страшных историях: стояли на краю обрыва, на вершине горы, встречались нос к носу с диким зверем. О чем вы думали в эти моменты? «Как страшно, как спастись?» Или «Ну где же телефон? Такой кадр»? С 2011 по 2017 год, делая селфи в опасных местах, погибли 259 человек. Но это вряд ли кого-то остановит. Перевели материал Outside Online о том, почему люди готовы умирать за фото.
В 2014 году 36-летняя тайваньская модель и альпинистка Джиджи Ву впервые сфотографировалась на вершине горы в купальнике. Фото набрало много лайков в соцсетях, и в последующие четыре года девушка сделала более сотни селфи в бикини на самых впечатляющих вершинах Азии. Ее аудитория выросла до нескольких десятков тысяч подписчиков. Разумеется, это не было сумасшествием: Ву знала технику безопасности и просто брала купальник с собой для фото в конце восхождения. «Это красиво и одновременно абсурдно», — объясняла она свое увлечение.
В январе 2019 года Ву отправилась одна в путешествие по тайваньскому национальному парку «Юйшань». Поднимаясь на одну из вершин горного массива, альпинистка сорвалась в ущелье глубиной около 25 метров (это примерно как девятиэтажный дом). Тогда она связалась с друзьями и сообщила, что ее парализовало ниже пояса, а друзья обратились к спасателям.
Погода стояла ужасная, температура опускалась ниже нуля. Спасатели отправились к Ву на вертолете, но после нескольких неудачных попыток им пришлось добираться пешком. Девушка была тепло одета и завернулась в спасательное одеяло. Гонконгский телеканал TVB сообщал, что она до последнего продолжала вести дневник и даже оставила несколько сообщений близким.
Спасателям потребовалось 43 часа, чтобы добраться до Ву. Когда это случилось, она была мертва — либо из-за переохлаждения, либо из-за травм. После несчастного случая аккаунты девушки в Facebook и Instagram удалили и заменили памятной страницей.
Смерть Джиджи Ву — это последняя на момент написания статьи громкая трагедия, связанная с селфи. В интернете такие случаи начали называть киллфи. Часто их жертвами становятся селебрити и медийные личности. В октябре 2018 года погибли тревел-блогеры Минакши Мурти и Вишну Вишнават: они упали со смотровой Тафт-Пойнт в американском национальном парке «Йосемити», предположительно, потому, что делали селфи. Там же месяцем ранее разбился 18-летний Томер Франкфуртер из Иерусалима, который пытался сфотографироваться на фоне водопада Невада. В июле 2018 года звезды YouTube-шоу High on Life утонули в водопаде Шеннон-Фолс в Канаде. А в конце марта того же года мужчина из Китая хотел сделать фото на краю утеса в Гранд-Каньоне и сорвался вниз с высоты в 300 метров. В марте 2018 года в Нью-Йорке разбился самолет. Пятеро находившихся на борту погибли, в живых остался один пилот. Он предполагает, что трагедия могла произойти по вине пассажира, который пытался сделать селфи у окна и случайно задел вентиль аварийного перекрытия топлива. Всего с 2011 по 2017 год из-за опасных селфи умерло 259 человек.
Не стоит забывать, что на каждого погибшего приходятся тысячи пострадавших. В марте 2019 года в зоопарке Аризоны ягуар напал на женщину, которая перелезла через ограду, чтобы сделать селфи. По той же причине несколько человек пострадали от нападений бизонов в Йеллоустоунском национальном парке в США и произошел ряд аварий на велогонке «Тур де Франс».
Да, это только ситуация, вышедшая из-под контроля. Что является глубинной причиной всех перечисленных выше травм и смертей? Глупость? Сознательный риск? Алкогольное опьянение? После смерти Мурти и Вишнавата в комментариях к их фотографиям в инстаграме начались бурные обсуждения. На каждое соболезнование приходилось несколько гневных комментов о «безрассудстве» и «самовлюбленности». Через некоторое время опубликовали данные медицинской экспертизы. В сообщении говорилось, что путешественники были пьяны. И, несмотря на то что установить фактический объем выпитого после смерти человека невозможно, в комментариях реагировали еще более агрессивно: «Нарциссизм!», «Глупость!».
Исследования подтверждают, что дело не только в этом. Американский Journal of Family Medicine and Primary Care опубликовал материал, где говорилось, что более четверти из 259 селфи-смертей не связаны с рискованным поведением, и даже наоборот — их причиной послужил бессознательный риск. Речь об избирательном внимании, или слепоте по невнимательности Мозг не может одновременно обрабатывать все сигналы, которые получает. Ему приходится выбирать, на что обратить внимание, а что игнорировать. Вы наверняка видели ролик на YouTube, хорошо это иллюстрирующий.
Шесть человек — трое в белых футболках и трое в черных — перебрасывают друг другу баскетбольный мяч. Зрителя просят сосчитать, сколько раз команда в белом его пасует. Посередине видео в центр выходит человек в костюме черной гориллы. В конце спрашивается, заметили ли вы его. И многие не замечают, потому что были сконцентрированы на подсчете бросков мяча.
То же самое происходит с нами, когда мы делаем селфи: мы не видим обрыв или дикого зверя, как ту гориллу в видео, и до последнего момента не понимаем, что оказались в опасности.
Ответ: психология.
Профессор Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана и автор статьи The Selfie Paradox («Парадокс селфи», 2017) Сара Дифенбах считает, что мы делаем селфи по множеству причин. Через фото себя мы фиксируем события, поддерживаем связь с близкими, поднимаем самооценку и создаем личный бренд.
Термин «личный брендинг» появился недавно, но желание формировать свой имидж и общаться с людьми — часть нашей ДНК. Человек эволюционировал как гиперсоциальное существо, для которого важно, как его воспринимают другие. Наше детство длится дольше, чем у большинства млекопитающих, и это легко объяснить: нам необходимо приспособиться к своей культуре и выстроить свою идентичность. «Потребность в признании всегда была одной из базовых», — объясняет Дифенбах.
Уилл Сторр, автор книги «Selfie: How the West Became Obsessed» («Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет», 2017), соглашается с исследовательницей. По его словам, человеку всегда нужно было привлекать к себе внимание и как-то фиксировать события или изменения в жизни.
Сначала аристократы заказывали собственные портреты, а первооткрыватели рисовали свои силуэты на стенах кают. В середине 1920-х появились уличные фотографы, и к ним начали выстраиваться очереди. Двадцать лет спустя Эдвин Лэнд изобрел моментальную камеру Polaroid — фотография стала более доступной. Появление домашних диапроекторов в 1950-х означало, что фотографии из отпуска можно показывать друзьям, соседям и гостям бесконечное количество раз.
Что касается людей, которые сознательно идут на риск, Сторр объясняет их желание делать опасные селфи современной культурой. Вспомните 1980-е, эпоху «волков с Уолл-стрит» и спортсменов-знаменитостей. Именно тогда потребность в самоутверждении по-настоящему овладела нами. Такие виды спорта, как горные лыжи и маунтинбайк, стали вытеснять командные игры.
А экстремальный спорт: в конце 1970-х на Эверест пытались подняться менее 80 человек за год, к началу 1990-х это число выросло больше чем в три раза. В 2018-м количество восходящих на эту гору исчислялось сотнями. Откуда такой огромный приток? По словам Сторра, альпинизм, прыжки с парашютом и серфинг — это самые впечатляющие способы самоутверждения. А чтобы доказать, что это было на самом деле, нужно обязательно сделать фото.
Некоторые фотографы делают селфи в опасных условиях из идейных соображений. Один из них — руфер Виктор Томас. Он лазает по крышам небоскребов Манхэттена и часто делает фото сидя на бортике или балансируя на какой-нибудь узкой лестнице на огромной высоте.
Сейчас у фотографа больше 35 тысяч подписчиков в инстаграме, спонсорские контракты и выставки в различных модных местах. Томас признает, что ему это нравится, но главная причина его действий — социальная: «Я фотографирую то, что недоступно большинству людей. Там, где я родился, люди не живут в пентхаусах. Я хочу забрать эти роскошные виды у богатых и сделать доступными для всех». Руфера часто критикуют за то, что он берет на себя ненужные риски, а его падение может обернуться травмами или смертью прохожих.
Так погиб китайский руфер и каскадер У Юннин. В 26 лет он прославился благодаря селфи, где без страховки позировал на крышах и шпилях небоскребов, там же он записывал видео с различными трюками. В ноябре 2017 года У Юннин сорвался с 62-этажного здания в городе Чанша в Центральном Китае и разбился. Тот момент, когда он потерял контроль над ситуацией и полетел вниз, записала его камера. Когда ролик опубликовали, люди в соцсетях начали обвинять погибшего в глупом безрассудстве.
Томас говорит, что слышал подобное и в свой адрес, но не обращает на это внимания: «Хейтерам могу посоветовать верить в искусство и немного — в меня. Я оцениваю ситуацию трезво, у меня есть конкретные цели».
Фотограф и зоозащитник Аарон Гекоски в 2015 году, чтобы привлечь внимание к проблеме сокращения популяции черноперых акул. Он фотографировался прямо в стае, акулы задевали его лицо хвостами. Снимки стали вирусными — такова, по словам фотографа, и была задумка. После зоозащитник сделал еще несколько фотографий на фоне нелегальной торговли животными и того, как человек разрушает природу. «Мои селфи привлекают внимание к важным проблемам. Если со мной что-то случится, я буду знать, что рисковал с благородной целью», — говорит Гекоски.
Он также отмечает, что обычно работает в паре с зоологами, которые могут определить состояние животного: испытывает ли оно во время съемки стресс или агрессию. В осознанном подходе и есть различие между ним и, скажем, мужчиной, которого в 2018 году задрал медведь во время попытки сделать селфи. Но это не отменяет того факта, что именно в таких условиях — риск ради риска — селфи чаще всего становится для человека последним.
Государства пытаются ужесточить правила, регулирующие съемку в опасных местах. В испанской Памплоне ввели штрафы для туристов, которые пытаются сфотографироваться во время энсьерро — ежегодного бега быков по городу. Селфи обойдется в 3 тысячи долларов и более.
В 2018 году в национальных парках штата Висконсин по инициативе властей установили десятки стоек для селфи. Разработали даже приложение Saftie, анализирующее, что происходит в радиусе нескольких метров, и предупреждает об опасности.
Лесная служба США начала штрафовать людей за попытки приблизиться к животным. Это произошло после того, как несколько человек пострадали, пытаясь сделать селфи на фоне медведей, ловящих рыбу в озере Тахо. Если подобные случаи повторятся, озеро закроют на время нереста лосося, говорит представитель службы Хизер Ноэл.
Такие инициативы могут уменьшить число смертей, вызванных слепотой по невнимательности, говорит психолог Кейт Кэмпбелл, соавтор книги «The Narcissism Epidemic: Living in the Age of Entitlement» («Эпидемия нарциссизма», 2009). Однако тех, кто ищет острых ощущений, это не остановит.
Факт остается фактом: наша культура поощряет опасные селфи. Тысячи подписчиков в соцсетях блогеров-экстремалов приносят доход. Подобные съемки спонсируют компании-гиганты, например Red Bull. Единственный способ предотвратить киллфи — лишить их популярности. В связи с этим соцсети провели несколько кампаний.
В 2019 году Instagram начал защищать дикую природу. Если вы введете в поиске тег #slothselfie («селфи с ленивцем») или #elephantselfie («селфи со слоном»), на экране появится предупреждение о возможном жестоком обращении с животными. При этом ниже находится кнопка «Показать публикации» (по этому тегу). По хештегу #bearselfie — никаких всплывающих окон и, слава богу, только фотографии плотных мужчин.
При поиске #sharkselfie («селфи с акулой») — тысячи фотографий людей, позирующих с акулами, и никаких предупреждений. Конечно, большинство из них сделаны в океанариумах и при помощи фотошопа, но не все. Так, например, летом 2018 года на 19-летнюю модель Карину Заруцки напала акула во время фотосессии на Багамах.
В Facebook, которая приобрела Instagram в 2012 году, безопасность контента регулируется нормами сообщества. Согласно им фото, поощряющие насилие или нанесение себе вреда, удаляют. Это касается любого контента, в том числе художественного. Чтобы отследить подобные изображения, Facebook использует нейросеть. «Наши правила запрещают контент, который может привести к реальным травмам; кроме того, мы не одобряем жестокое обращение с животными», — рассказал представитель Facebook и Instagram, пожелавший остаться анонимным.
Twitter удаляет аккаунты, публикующие фото с нанесением себе вреда. YouTube утверждает, что запрещает «жестокий или кровавый контент, который может вызвать у пользователя шок или отвращение». Похоже, это не касается видео, где люди разбиваются — ролик с падением У Юннина доступен до сих пор.
Ни Twitter, ни YouTube не ответили на вопросы журналиста Outside Online о возможном пересмотре или ужесточении правил публикации опасных селфи. Представитель Facebook и Instagram сказал, что компания регулярно обновляет алгоритмы обнаружения изображений, поощряющих насилие или нанесение себе вреда, однако конкретных планов именно насчет селфи у них нет.
Пресс-секретарь Службы национальных парков США Майк Литтерст заявил, что ведомство не планирует бороться с селфи системно. В некоторых заповедниках, например в Национальном историческом парке Томаса Эдисона в Нью-Джерси и Доме Франклина Рузвельта в Нью-Йорке, запрещены селфи-палки. Но это в большей степени связано с защитой культурных ресурсов, говорит Литтерст. В других парках, например в «Йеллоустоуне», запрет опасных селфи прописан в правилах посещения.
Представитель парка «Йосемити» Скотт Гедиман заявил, что руководство заповедника не собирается вносить какие-либо изменения в свою политику после гибели туристов, включая инцидент с Мурти и Вишнаватом. Впрочем, причины их смерти до сих пор неизвестны. Сразу после трагедии брат погибшего Джишну Вишнават предположил, что пара могла делать селфи: сотрудники парка нашли рядом с местом гибели камеру и штатив. Однако позже он написал в фейсбуке, что прекращает контакты с медиа, обвинив их в дезинформации.
Минакши Мурти сама лучше всех прокомментировала свою смерть — постом в инстаграме за семь месяцев до трагедии. На фото она сидела на краю Гранд-Каньона, а в подписи говорилось: «Сегодня мы поговорим о пределах. Да, их нет, но, ребята, границы правда нужны. Многие из нас, включая меня, любят безумные выходки, например забраться на край утеса или небоскреба, но порывы ветра могут быть СМЕРТЕЛЬНЫ. Неужели вся жизнь стоит одного фото?»