0%
    Подчинение территории: как Советский Союз и его наследница Россия обращаются с ресурсами, людьми и природой

    Через Монголию на самодельном паруснике? Да! Познакомьтесь с парой, которая это сделала

    Что делать, если нужно пересечь на корабле страну без выхода к морю? Построить сухопутное судно за 200 долларов!

    В 2016 году Фэлкон Райли завершил свое 18-месячное путешествие из Сан-Франциско в Гуам через Тихий океан. В пути у него возникла идея побывать в Монголии. Но не просто так, а на корабле! Публикуем перевод космически интересного материала с Adventure.com.

    Монголия интересовала Райли с детства: в школе он писал доклады о Чингисхане. А поскольку идея пересечь на корабле степную страну выглядела довольно странно, он решил построить сухопутный корабль. «Я провел многие часы за работой над концептами будущего судна, пока не пришел к подходящей конструкции, — рассказывает путешественник. — Существующие модели сухопутных парусников не годились: в них нельзя было ночевать».

    Лошадь рядом с гэром — традиционной монгольской юртой. Во время своего путешествия Райли и Уорд побывали в гостях у многих из местных жителей. В обмен на ночлег они помогали с различной работой. Фото: Эмбер Уорд

    В Гуаме, куда Райли прибыл после своего тихоокеанского путешествия, он встретил такую же заядлую путешественницу — Эмбер Уорд. Они быстро стали неразлучными друзьями, а вскоре между ними завязались и романтические отношения. Райли рассказал Уорд о своих планах на Монголию; оказалось, что она тоже с подростковых лет была очарована этой страной. У них возник совместный план на следующее путешествие.

    Уже в апреле этого года Райли и Уорд прибыли в столицу Монголии Улан-Батор. Материалы для постройки своего парусника они решили найти прямо на месте. Конструкция должна была быть достаточно прочной, чтобы выдержать месяц в монгольских степях (передвигаясь только силой ветра), но при этом достаточно удобной, чтобы внутри можно было хранить снаряжение и спать.

    «Мы с Эмбер искали способ перемещаться по стране и одновременно жить на нашем судне, — говорит Райли. — Проще говоря, мы пытались построить передвижной дом. Во многом нас вдохновляли гэры — юрты, которые веками использовали монгольские кочевники. Их делают из натуральных материалов. Мы хотели, чтобы наш транспорт также был естественным, насколько это возможно».

    Стройка сухопутного парусника Райли и Уорд. Он должен был быть достаточно прочным, чтобы выдержать степные условия, и достаточно комфортным, чтобы внутри можно было спать. Фото: Эмбер Уорд

    Работу осложняло незнание монгольского языка. Из-за этого в магазинах было тяжело найти многие необходимые детали. «Можете себе представить, насколько нелепыми были наши попытки пообщаться с местными жителями», — говорит Райли. В конце концов путешественники узнали, как на монгольском произносятся «фанера», «отвертка» и другие основные слова, и спустя неделю поисков наконец смогли собрать все необходимые для постройки материалы.

    Уорд и Райли нашли сварщика и плотника, который одолжил им инструменты и впустил поработать в свою мастерскую по производству гэров на севере Улан-Батора. Материалы для корабля обошлись в 200 долларов (всего за все время в Монголии пара потратила 900 долларов). В эту сумму входила фанера, шины, подшипники, винты и другая фурнитура. Мастера, который их приютил, путешественники назвали «своей крестной феей».

    Эмбер Уорд и Фэлкон Райли отдыхают в спальном отсеке своего судна. Фото: Эмбер Уорд

    Сборка судна заняла три дня. Его длина составила два с половиной метра, ширина — всего один метр. Мачта, на которую крепился парус, была в три метра высотой. На ближайшие несколько недель этому судну предстояло стать домом пары. Путешественники взяли с собой теплую одежду, чтобы согреваться ночью (с наступлением темноты в степях резко падает температура воздуха), и тонкую туристическую пенку, чтобы спать на ней. «Места внутри хватало ровно настолько, чтобы спать плечом к плечу», — вспоминает Райли.

    Пара надеялась, что благодаря своему способу передвижения — простому и естественному — они смогут найти общий язык со всеми, кого встретят в дороге. «Мы надеялись, что люди легко смогут понять, кто мы такие, — говорит Райли. — Кто-то самовыражается через одежду, а мы с Эмбер построили деревянный сухопутный парусник. Принцип тот же».

    Путешествие пары началось на северном конце Улан-Батора. Первое время у путешественников не было габаритных огней, номеров и других необходимых для движения по трассе предметов, поэтому они решили поехать по тихой грунтовой дороге. В следующие 46 дней они преодолели около 300 километров, и едва ли 70 из них удалось проехать за один ветреный день.

    Уорд и Райли сталкивались с некоторыми техническими проблемами, но всегда находили помощь, даже в глухих степях. Фото: Эмбер Уорд

    Дорога не всегда давалась легко. Судно, загруженное продуктами, почти сотней литров воды, одеждой и снаряжением, с трудом поддавалось управлению. «Когда мы покинули Улан-Батор, мы взяли с собой запас еды и воды на шесть недель пути, — вспоминает Райли. — Мы старались избегать городов, чтобы познакомиться с природой Монголии, и совершенно не представляли, встретим ли в пути людей, так что постарались как следует подготовиться».

    Вместе с провизией и снаряжением судно весило 225 килограммов. Оно было слишком тяжелым, чтобы толкать его в штиль, а двигаться против ветра было и вовсе невозможно. Но при попутном ветре корабль буквально летел. Если не застревал в ямах или норах сусликов.

    Судно весило 225 килограммов, но внутри было достаточно продуктов и воды для путешествия продолжительностью шесть недель, а также было место для небольшой кухни. Фото: Эмбер Уорд

    Суслики — совсем небольшие животные, но норы, которые они выкапывают, представляли серьезную опасность для колес судна. Из-за них путешественники неоднократно попадали в аварии. Пару преследовали и проблемы с механикой: в какой-то момент, к их ужасу, сломалась передняя подвеска судна. «К счастью, нам помог один из местных, который жил в гэре неподалеку», — рассказывает Райли. — Он был одним из самых приятных людей, которых мы повстречали. Он помог нам починить передние колеса, и уже через 16 часов мы смогли продолжить путь».

    Вопреки своим ожиданиям Уорд и Райли встречали по пути множество местных жителей — до 20 человек в день. Большинство из них были впечатлены и заинтригованы знакомством с парой. Не так часто можно встретить двух иностранцев на сухопутном корабле! Это было хорошим поводом пообщаться, и многие семьи приглашали путешественников к себе домой, где те могли поесть и отдохнуть. «Едва ли не каждый встречный останавливался, чтобы поболтать с нами и узнать, что мы делаем», — говорит Райли.

    Путешественники не думали, что будут сталкиваться с людьми в степях, однако ежедневно встречали до 20 человек — и все были дружелюбны и готовы помочь. Фото: Эмбер Уорд

    Местные жители угощали пару домашним печеньем, чаем, лапшой и позами — традиционным монгольским блюдом, напоминающим хинкали и манты. В ответ путешественники помогали по хозяйству: пасли коз и овец, кормили лошадей, убирали за животными, а иногда и помогали в забое.

    «Сложнее всего было загонять яков ближе к юртам, — говорит Райли. — С ними был теленок, которого приходилось буквально тащить, что было непросто, учитывая его размеры и опасность рогов его матери, которая следовала за нами».

    Помимо технических неурядиц, пара столкнулась и с проблемами со здоровьем. Однажды, когда колесо судна снова попало в нору, Уорд ударилась о борт и сильно ушибла ребра. Позже она подхватила бронхит, и кашлять было невыносимо больно. К счастью, в пути паре встретился врач, который дал смягчающую боль мазь.
    Уорд вела дневник путешествия в своем инстаграме. Она отмечает, что путешествие не было четко спланировано, нужные люди встречались сами — будь то механики, врачи или просто приятные местные жители. «Во многом это путешествие было упражнением в вере. У нас не было четкого плана, однако все получалось как-то само собой», — говорит Уорд.

    ТравелогиМонголия
    Дата публикации 17.10.2018

    Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.