«Самый вкусный пирог на земле»: как европейцы делили Африку

И как насильно проведенные границы превратились в кризисные зоны.

Почему на севере Африки столько геометрических границ? Откуда у Намибии на востоке «хвостик»? Почему Гамбия такая маленькая и находится внутри Сенегала? Эти вопросы только кажутся простыми, а на деле подчеркивают искусственность границ, которыми европейцы расчертили континент в процессе «драки за Африку». По просьбе Perito исследовательница Маша Дмитрук рассказывает, как европейские державы делили Африку и как границы влияют на страны континента сегодня.

Чтобы не пропустить новые тексты Perito, подписывайтесь на наш телеграм-канал и инстаграм.

«Самый вкусный пирог на земле»

Ноябрь 1884 года. В особняке Отто фон Бисмарка заседают серьезные мужчины в смокингах и табачном дыму. Делегации 14 стран собрались, чтобы определить общие правила оккупации Африки. «Все указывает на то, что в истории мира наступил решающий час, час, когда почти девственный континент и игнорируемые расы начнут принимать участие в общем деле человечества», — выразил пафос встречи бельгийский журналист Эмиль Баннинг.

Берлинская конференция, созванная по инициативе Португалии, считается публичным началом европейской «драки за Африку» — захвата континента, который длился с 1880 по 1914 год. Очертания большинства из 54 государств Африки появились в ходе этого раздела. Европейцы начали осваивать африканское побережье еще в XV веке, но первые 300 лет занимались работорговлей из фортов у моря и не уходили вглубь материка.

Берлинская конференция, гравюра 1885 год
Illustrirte Zeitung

Государства на континенте начали возникать еще в эпоху Античности: Малийская империя, Бенинское царство, царство Конго, Эфиопия и многие другие. Но границ в западном понимании между ними не было. Царства и империи были построены на союзах локальных этносов, договорах о подданстве и подчинении соседей. Например, в 1810-х годах зулусский царь Чака реорганизовал свою армию и в короткие сроки захватил ближайшие племена, создав Зулусскую империю, которая управлялась по вассальному принципу. Династия Чака владела не землями, а общинами. Границы их расселения были известны лишь приблизительно.

Все начало меняться в XIX веке, когда большинство стран запретило работорговлю. С промышленным переворотом менялась и экономика европейских держав: она росла и требовала все больше сырья. Научные экспедиции Ливингстона, Ребманна и Спика возвращались из Африки с новостями о богатых ресурсами регионах и с новыми картами. На них было все, что искали британцы, немцы и французы: каучук, пальмовое масло, алмазы, минералы и золото. Вооружившись картами, европейские армии выдвинулись за новыми территориями.

Эта карта показывает большую часть территории Африки в 1880 году как серую зону, что неверно. Эти земли были населены сотнями народов со своими социальными и политическими организациями
davidjl123 / Somebody500 // Wikimedia

Берлинскую конференцию созвали, помимо прочего, из-за бельгийского монарха Леопольда II, который проявлял в Африке неуемную активность. Он называл континент «самым красивым и вкусным пирогом на земле», спонсировал экспедиции по изучению бассейна реки Конго и захватывал территории в свое личное владение. На его деньги путешественник Генри Мортон Стенли отправился изучать территории вдоль Конго. У Стенли было и второе задание: он принуждал местные элиты подписывать договоры о вхождении в подданство бельгийского короля. Английский писатель Джозеф Конрад в романе «Сердце тьмы» описал бесчеловечные методы администрации Леопольда II по колонизации Конго. Теперь эти события признаны геноцидом.

Но в Берлине обсуждали не преступления, а слишком быстрое продвижение бельгийского короля в Африке. Итогом конференции стал раздел сфер влияния и введение принципов эффективной оккупации и свободной торговли в бассейнах рек Конго и Нигер. Леопольду II позволили создать Свободное государство Конго и закрепили его территорию. Так в Африке была проведена одна из первых границ.

Карикатура 1911 год
Wikimedia

Дух западной цивилизации

Ханна Арендт в своем исследовании тоталитаризма отмечала, что именно в Африке европейцы опробовали технологии эффективного порабощения, которые потом вернулись в Европу: «В первые десятилетия эпохи империализма было открыто два но­вых способа политической организации и управления другими народа­ми. Первый — это раса как принцип политической организации, вто­рое — бюрократия как принцип иностранного господства».

Бюрократия и эффективное администрирование стали главными инструментами колониального доминирования. Французская империя использовала на захваченных территориях управление «сверху вниз». Две большие федерации, Французская Западная Африка и Экваториальная Африка, делились на провинции. Они по большей части были такой же формы, как современные государства Мавритания, Сенегал, Гвинея, Кот-д’Ивуар. Того и Нигер лишь немного изменили очертания, Французский Судан стал Мали, Верхняя Вольта — Буркина-Фасо, а Дахомей — Бенином.

На двух картах ниже сравнение: на карте слева темно-фиолетовым отмечены провинции Западной Африки в 1935 году, на карте справа — современные государства.

Карта 1. Французская Западная Африка по состоянию на 1935 год. Карта 2. Современная Западная Африка.
1.Hogweard// Wikipedia Common; 2.Britannica

Две страны Северной Африки, Марокко и Тунис, находились под французским протекторатом. Это значило, что местная власть сохранялась (султан в Марокко, бей в Тунисе), но выполняла большей частью церемониальные функции. Алжир вошел в состав Франции как один из ее департаментов.

Британское колониальное управление было более разнородным. Во многих случаях империя делегировала работу по завоеванию и администрированию своим торговым компаниям. На побережье современной Танзании в 1880-х годах располагался Султанат Занзибар, торговавший пряностями, слоновой костью и рабами. Британия и Германия, в равной степени заинтересованные в территориях, подписали в 1886 году договор о разделе влияния.

Затем Британская империя вручила права на администрирование земель Имперской восточноафриканской компании. Управленцы провели полевую работу и в 1890 году передали территории под британский протекторат. Таким же образом Южноафриканская компания колонизировала современные Замбию, Зимбабве и ЮАР, а Королевская Нигерская компания — нижнее течение реки Нигер (современную Нигерию).

Британцы сочетали протектораты — управление через местные элиты — с колониями, то есть администрированием своими руками. Но даже при сотрудничестве с колониальными властями принимать решения о собственном политическом устройстве местным элитам не позволялось: «Абсурдно полагать, что Европа будет пассивно наблюдать за тем, как ретроградное правительство, основывающееся на принципах Мухаммеда и восточных идеалах, устанавливается в Египте. Материальные интересы, стоящие на кону, слишком важны <…> Новое поколение египтян должно быть убеждено или заставлено принять истинный дух западной цивилизации», — писал генеральный контролер Египта и территорий вокруг Суэцкого канала граф Кромер.

Он считал, что египтяне должны перейти от религиозного самосознания к национальному, и лишь тогда у них получится построить «настоящее» государство. Сотни гетерогенных политических сообществ: царства, султанаты, халифаты, союзы племен и кочевые группы — должны были превратиться в государства, аналогичные европейским, но управляемые извне. Этот проект невозможно представить без границ, и колониальные власти начали их проводить.

Правило эффективной оккупации, закрепленное на Берлинской конференции, было таким: какая держава подписала договор с африканским правителем, та и имеет право на подчиненные ему территории. Если военно-исследовательские экспедиции доходили до мест, на которые уже претендовала другая европейская страна, колонизаторы подписывали между собой конвенцию о разделе земель, проводя на карте приблизительные границы.

Зоны влияния империи делили в первую очередь по водным объектам: доступ к воде необходим для экспорта ресурсов. Иногда границы проводились как будто по линейке (сейчас такого деления в Африке осталось немного). Самый яркий — это Гамбия, «врезанная» в Сенегал лишь потому, что в устье реки Гамбии была британская, а не французская колония.

Зарисовка города Батерст, Гамбия, опубликованная в 1824 году
Wikimedia

Если империи сталкивались на богатой полезными ископаемыми земле, ее тоже делили. Так поступили Британия и Германия в Южной Африке в 1890 году. Границы разрывали земли коренных народов, даже когда проводились по центру пустыни. На Африканском роге, где соприкасались Британия, Франция, Италия и независимая Эфиопия, эта динамика хорошо видна. Народ сомали оказался разделен границами (сейчас это Сомали, Эфиопия, Эритрея, Кения и Джибути).

К 1914 году «драка за Африку» закончилась, границы были проведены. Они отражали интересы европейцев той эпохи: удобство экспорта ресурсов и бюрократического управления. Некоторые границы были пересмотрены в 1950–1960-х годах, когда движения за независимость добились ухода империй с континента. Большинство осталось в тех местах, где их проложили европейцы.

Исторические этнические земли и этнические земли и национальные границы
Scramble For Africa And Its Legacy

Современные пограничья

Пограничные и периферийные зоны — это зоны кризиса. У границ оседают люди, которые покинули свои родные места и по разным причинам не могут пересечь границу: беженцы, люди без документов, мигранты.

Границы разделили африканские народы, жившие в доколониальное время на одной территории, и нарушили их социальную жизнь. Так, например, на пограничье Южного Судана и Эфиопии живут лу-нуэр и джиканы-нуэр. Они относятся к одному этносу, нуэр, но, оказавшись по разные стороны, образовали отдельные враждебные группы.

В регионе Сахель, который отделяет пустыню Сахару от влажных саванн, существует зона Липтако-Гурма. Сахара наступает на Сахель — иссушаются почвы и все чаще случаются опасные пыльные и песчаные бури. В этом месте сходятся границы сразу трех стран: Мали, Нигера и Буркина-Фасо — и не прекращается гуманитарный кризис. В 2022 году в регионе погибли почти семь тысяч человек, а около трех миллионов были вынуждены покинуть свои дома. В Буркина-Фасо самое большое число вынужденно перемещенных жителей в регионе. С 2022 года в стране длится правительственный кризис, а половина территории контролируется вооруженными группами.

Похожая ситуация в Нигере. В результате переворота 2023 года в стране установилась военная диктатура. В Мали с 2012 года идет война. В этой же зоне последнее десятилетие действуют повстанческие группы исламистов. Граждане всех трех стран двигаются к границам в надежде дойти до соседних стран, обстановка в которых чуть менее напряженная.

Другая кризисная зона в Сахеле — озеро Чад. По нему проходит четырехсторонняя граница между Нигером, Чадом, Камеруном и Нигерией. За последнее десятилетие около 2,8 миллиона жителей региона стали вынужденными переселенцами. Государство Чад — пятая в мире страна по количеству беженцев (в первую очередь из-за войны в Судане). В Нигерии и Камеруне действуют те же исламисты, что и в Липтако-Гурма. Акты насилия заставляют людей бежать из мест в стороны границ — в надежде их пересечь.

«На пограничьях больше насилия, чем в других местах», — говорится в докладе Организации экономического сотрудничества и развития в кризисных зонах в Западной Африке. Границы, символизирующие централизованное государство, одновременно его самая слабая часть. Что бы ни происходило в столицах, переворот или климатический кризис, самыми опасными зонами становятся периферии. Авторы доклада утверждают, что приграничные территории — это центры политической нестабильности последних лет.

Из-за климатического кризиса, с которым не в силах справиться даже самые сильные африканские правительства, остановить движение к границам невозможно. Проблема существует не только в Сахеле и вокруг озера Чад. Прогнозы говорят о росте перемещенного населения (до миллиона человек) на трехстороннем рубеже между Конго, Руандой и Угандой.

Проблемы современной Африки невозможно решить в рамках европейского колониального проекта, то есть автономного национального государства. Разделы и разломы, принесенные в африканские сообщества с насаждением режима европейских границ, требуют его преодоления.

В конце 2022 года исследователи Африканского приграничного центра ООН собрали свидетельства скотоводов. Из них следует, что граница часто оказывается не преградой, а магнитом, который притягивает семьи друг к другу и двигает торговлю и культуру. Создатели отчета говорят о поддержке кросс-граничных сообществ как о действенном способе борьбе с насилием.

Литература и рекомендации
Cromer, Evelyn Baring. Modern Egypt, 1916.
History of Africa with Zeinab Badawi, BBC
ГраницыАфрикаПостколониализм
Дата публикации 19.04.2024

Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.