Ежедневно в небо над нами взлетают около 100 тысяч самолетов, а количество людей, ежеминутно находящихся в воздухе, сопоставимо с населением большого города. Количество авиаперевозок увеличивается каждый год. По прогнозам экспертов, в среднем количество пассажирских перевозок будет увеличиваться ежегодно на 4,7 %. К 2022 году их объем в России вырастет на 15 %, а в развивающихся странах Африки может удвоиться. Небо не такое уж и бескрайнее, как кажется. Железные птицы все больше вытесняют из воздушного пространства птиц живых.
По приблизительным подсчетам, сейчас на планете обитают свыше 100 миллиардов пернатых (это около 25 птиц на каждого человека). Вычтем из этой суммы пингвинов, страусов, киви, прочих нелетающих и те виды, которые предпочитают жить вдалеке от воздушных трасс и населенных пунктов. И все равно получится, что десятки миллионов наших крылатых соседей по планете ежедневно находятся в полете. Для того чтобы избежать конкуренции за место в небе и обезопасить каждый ваш перелет, трудятся тысячи профессионалов. И среди них не только люди.
Более 1,2 миллиарда долларов каждый год тратит мировая коммерческая авиация на ремонт самолетов, незапланированные посадки и повторные взлеты, произошедшие в результате столкновений с птицами. В базе данных Международной организации гражданской авиации (ICAO) ежегодно фиксируется около пяти тысяч столкновений летательных аппаратов с птицами по всему миру.
В нашей стране авиакомпании до недавнего времени собирали информацию лишь о случаях, которые привели к серьезным повреждениям самолетов и вертолетов, теперь же записывают любые столкновения — их в год бывает примерно 700–1 000. В результате 110 из них в 2017 году воздушные суда получили повреждения. В 2016-м таких инцидентов было на 28 меньше. Тенденция понятна.
Один из знаменитых братьев Райт, Орвилл, еще в 1905 году обратил внимание на эту проблему. Пионер авиации во время одного из тестовых полетов над кукурузным полем влетел в стаю птиц, которые сильно ударялись о самолет. Первое же серьезное авиационное происшествие по причине столкновения с птицами случилось семью годами позднее. Во время испытания нового самолета над океаном в Калифорнии в него врезалась чайка и повредила тросы управления. В результате летательный аппарат упал в воду, и пилот, к сожалению, скончался.
Авиакатастрофы по вине птиц до конца 50-х годов прошлого века отмечались лишь эпизодически, поэтому никому в голову не приходило придавать этому большое значение. Но технический скачок последующих десятилетий сильно усугубил ситуацию. Во второй половине XX века самолеты стали гораздо крупнее, быстрее, бесшумнее — и их стало гораздо больше. Количество авиационных инцидентов с участием птиц сильно возросло, потому что пернатым стало труднее вовремя замечать приближение летающих машин и уходить от столкновения на большой скорости. Тогда-то и придумали длинный термин «орнитологическое обеспечение безопасности полетов».
Несмотря на обилие серьезных цифр в начале статьи, главная ее мысль заключается в том, что катастрофы по вине птиц очень редки. Если позволите еще одну статистическую выдержку, то на миллиард летных часов приходится лишь одна катастрофа. Все совсем не так страшно, как в фильме Хичкока (хотя и там не страшно), и птицы целенаправленно не мстят людям, вторгающимся в их пространство. Хотя это голословное утверждение, поскольку мы не смогли расспросить ни одного голубя о его отношении к самолетам.
Сравнивая размеры авиалайнера и чайки, трудно поверить, что в результате их столкновения серьезные повреждения получат оба участника. В лобовое стекло вашего автомобиля довольно часто врезаются мухи, но вряд ли вы хоть раз после этого замечали на нем хотя бы царапину. Но физика — бессердечная наука, и, согласно расчетам, удар 30-миллиметрового снаряда по статичной мишени оказывается примерно в три раза слабее, чем удар крупной утки о борт самолета на скорости в 700 километров в час. Вот это angry birds!
Кстати, лишь небольшая часть (около 16 %) столкновений с птицами происходит на крейсерской высоте (не каждая птица заберется выше шести тысяч метров — чемпионы тут гуси, лебеди, аисты, журавли и грифы). Остальные 84 % случаев происходят не выше 300 метров от земли, то есть при взлете и посадке в зоне аэропорта.
Как бы странно это ни звучало, но аэродромы очень привлекательны для птиц. Летное поле и окружающее его пространство обычно засеяны травой, а это своего рода супермаркет для птиц. Одни из них питаются семенами растений, другие ловят размножающихся здесь насекомых, дождевых червей и грызунов. Во многих городах по странному стечению обстоятельств неподалеку от аэродромов располагаются свалки, которые, в свою очередь, тоже привлекают пернатых. Так что птиц в районе воздушных гаваней всегда много, особенно осенью и весной в период миграции и в конце лета, когда птенцы покидают гнезда и учатся летать.
В каждом крупном аэропорту мира существуют специальные службы, которые организуют работу по орнитологическому обеспечению безопасности полетов: отпугивают, отлавливают, а иногда и отстреливают птиц. Это могут быть и работники службы безопасности полетов, и служба движения, и пожарные команды, даже начальник аэропорта, но часто для этих нужд привлекают профессиональных орнитологов. В их арсенале десятки различных испытанных средств и методик.
Самое популярное устройство — биоакустические системы. Это, по сути, мощные колонки, которые проигрывают все альбомы русских рэперов на репите, от звука которых все живое в радиусе нескольких километров приходит в панику и старается поскорее покинуть территорию. Птаха сразу вспомнился. Простите, не удержался. На самом деле эти системы воспроизводят голоса хищных птиц и тревожные крики других пернатых. Такой сигнал способен распугать стаи в радиусе около 500 метров от аэропорта. Вы могли слышать такие записи на вокзалах и около некоторых станций метро, с их помощью оберегают фасады памятников архитектуры от вездесущих голубей (а точнее — их помета).
Также в списке маст-хэвов значатся газовые пушки. Они с определенной периодичностью производят хлопок громкостью до 150 децибел, имитирующий выстрел. Пропановые отпугиватели, как их еще называют, — экологически безопасное и действенное средство. Они эффективно отпугивают охотничьи виды птиц (уток, гусей), не понаслышке знакомых с этим опасным звуком.
Используют и разнообразные пугала. Как классические, в виде человеческих фигур, так и необычные — вроде больших надувных шаров с нарисованными крупными и яркими глазами хищных птиц. Яркие оттенки в природе являются сигналом опасности, поэтому сами шары также делают насыщенного цвета. Инстинкт самосохранения не позволяет птицам приближаться к таким пугалам на расстояние видимости.
Кстати, на коках двигателей самолетов вы наверняка замечали спиралевидный рисунок. Это не для красоты. Узор условно именуют «орлиным глазом», который, по мнению орнитологов, при вращении производит визуальный эффект, отпугивающий птиц. Ну и помогает наземному персоналу определить, что двигатель включен, дабы никого не засосало в турбину.
Применяются разнообразные ловушки и сети. Не переживайте, попавших в них птиц потом выпускают далеко за пределами аэропорта. А еще ультразвуковые и лазерные установки, воздушных змеев, фейерверки, оптический гель, трещотки и иногда даже тушки мертвых представителей орнитофауны. На заборах и крышах сооружений устанавливают различные преграды, не позволяющие птицам садиться на них и тем более вить гнезда. А на бортах самолетов размещают локаторы, способные обнаруживать приближение стай птиц, что позволяет автопилоту своевременно изменять курс воздушного судна.
Но, несмотря на обилие ухищрений, живущие рядом с аэропортом птицы со временем привыкают не только к шуму самолетных двигателей, но и к хлопкам пропановых пушек и записям тревожных сигналов сородичей из колонок. Только появление живого хищника вызывает у них реальный страх и вынуждает, сверкая хвостовым оперением (не пятками же), покинуть место дислокации. Заметив ястреба, сокола или сову, многие другие птицы стараются оставить территорию. Например, в аэропорту Домодедово в роли блюстителей безопасности полетов, кроме людей, ежедневно дежурят несколько ястребов-тетеревятников. Почему не сапсаны, спросите вы? Они же, мол, не только от Питера до Москвы за четыре часа могут домчать, но и самые быстрые птицы на планете! А дело в том, что соколы настолько крутые, что не очень интересуются мелкими птицами, которых чаще всего и нужно разгонять. Кроме того, их стиль охоты подразумевает подъем на довольно большую высоту, что само по себе может помешать движению самолетов. Поэтому выбор пал в первую очередь на тетеревятников. При этом самок берут охотнее, поскольку они крупнее. Половой диморфизм, ничего не попишешь.
Куриная пушка. В 1950-х год компания de Havilland разработала оригинальную конструкцию пневмопушки для тестирования столкновения с птицами на высоких скоростях. Она была названа «куриной пушкой» благодаря снарядам, которые использовала. Тушками куриц обстреливали двигатели, стекла и другие части самолета, а высокоскоростные видеокамеры снимали этот процесс. Позже все детали и записи тщательно изучали. Существует легенда, что однажды такую пушку сдали в аренду железнодорожному агентству для проверки нового скоростного поезда. После тестового выстрела тушка бройлера прошла сквозь особо прочное лобовое стекло локомотива, приборную панель, кресло машиниста и застряла в задней панели кабины. Удивленные железнодорожники послали в de Havilland запрос, подкрепленный всеми характеристиками стекла и рамы с мольбой помочь в устранении недочетов. В ответ они получили всего два слова: «Разморозьте курицу».
Профессиональные кадры обычно растят прямо на рабочем месте, чтобы птицы сызмальства (ах, как приятно доставать такие слова к месту из пассивного запаса) не боялись громких звуков аэропорта. Ястребят в возрасте трех-четырех месяцев берут из питомника (реже из дикой природы) и по особой системе тренируют порядка двух месяца. По принципу эта дрессура похожа на ту, что применяется в соколиной охоте, но имеет определенные поправки.
В задачи хищника не входит ежедневный отлов нескольких десятков птиц, это попросту ни к чему. Да и после первой удачной охоты птица наестся и потеряет стимул к работе (прямо как вы после обеденного перерыва). Кроме того, дрессировка птиц — это совсем не то же самое, что дрессировка собак. У пернатых не возникает такой сильной эмоциональной привязанности к человеку — все действия больше подчинены принципу взаимовыгоды. Ты летаешь над аэропортом весь такой опасный, пугаешь мелюзгу всякую, а потом получаешь за это вкусное перепелиное мясо из рук орнитолога. Мясо вороны, во-первых, не такое вкусное (это не я говорю, это наблюдение орнитологов за реакцией подопечных), а во-вторых, за вороной еще надо погоняться. Так что люди и ястребы в какой-то момент просто решают, что их обоих устраивает сотрудничество и так всем будет лучше. Присутствия хищника в зоне аэропорта уже достаточно, чтобы значительно уменьшить число гнездящихся птиц в округе. Кстати, в некоторых аэропортах мира функцию хищных птиц выполняют собаки. Фас гулю!
Кроме собственно отпугивания птиц, орнитологическая служба аэропорта проводит и профилактическую работу: выявление стихийных свалок на прилегающих территориях, осушение болот, вырубка кустарников, сбор и анализ данных об орнитологической обстановке для предупреждения диспетчеров и экипажей о возможной опасности, проведение лекций для пилотов и так далее. В общем, делает все возможное, чтобы избежать встречи птиц и самолетов в небе над аэропортом.
Несмотря на то что самолеты являются самым безопасным видом транспорта, о чем уже сказано миллионы раз, многие люди до сих пор боятся летать. Повторимся: совершенно зря! Надеемся, после прочтения этой статьи ваш следующий полет пройдет в атмосфере спокойствия, поскольку теперь вы знаете, что ваша безопасность находится в надежных руках, лапах и крыльях.