Из-за миграционного кризиса 2015 года на внутренних границах стран ЕС ввели дополнительный контроль. Коронавирус может стать вторым поводом чтобы ужесточить ограничения. Вряд ли Евросоюзу грозит закрытие наземных границ, но на них появятся пограничники, полиция и будут выборочно проверять въезжающих. Мы перевели материал New York Times, посвящённый этой проблеме.
Европа столкнулась с коронавирусом в худший момент. После Брекзита на фоне спада миграционного кризиса и террористической угрозы ЕС двигался к дальнейшему открытию внутренних границ — главному достижению объединения, согласно опросам. Однако вспышка коронавируса может помешать этому.
О новых случаях коронавирусной инфекции (COVID-19) в Европе сообщают каждый день. Заболевают в Испании, Греции, Хорватии, Франции, Швейцарии и Германии. Многие из тех, кто подхватил вирус, недавно посещали Италию, где самая большая вспышка коронавируса в ЕС. По состоянию на 12 марта 2020 года в Италии заражены вирусом более 15 тысяч человек.
По мере того, как распространяется заболевание, все чаще звучат призывы закрыть внутренние границы стран — участниц ЕС. За ограничения выступают в основном ультраправые и популисты, которые и так никогда не поддерживали политику открытых границ.
Пока ни одна из стран ЕС не пыталась закрыть границы, но некоторые официальные лица опасаются, что вскоре это может измениться. В среду, 4 марта, глава Европейского центра контроля и профилактики заболеваний (ECDC) Андреа Аммон заявила, что Европе следует готовиться к новым крупным вспышкам коронавируса, схожим с ситуацией на севере Италии.
«По нашим прогнозам, похожие ситуации ожидаются в других странах ЕС, хотя обстоятельства могут отличаться, — заявила Аммон на пресс-конференции в Риме. — Следует также готовиться и к худшим сценариям, например к появлению больших очагов эпидемии по всей Европе». Она призвала к более тесной координации действий между странами ЕС, но не рекомендовала властям закрывать границы.
Эксперты по здравоохранению считают такое решение бесполезным. «Запреты на перемещение не работают: люди найдут способ их обойти. Это только замедлит распространение вируса, а не остановит его», — говорит доктор Клэр Уэнхем, из Всемирной инициативы здравоохранения Лондонской школы экономики и политических наук.
Свободное перемещение людей и товаров — основа Евросоюза. Шенгенское соглашение изначально подписали пять стран (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Германия) в 1995 году. Согласно опросам, европейцы считают открытые границы одним из главных достижений блока. Однако эту свободу регулярно пытаются ограничить.
Последняя попытка ограничить передвижение между странами ЕС произошла в 2015 году. Тогда во Франции, Италии, Германии ввели контроль на внутренних границах, чтобы уменьшить поток беженцев из Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии, которые ехали через Грецию в более богатые страны Евросоюза. Временные ограничения также вводили из-за террористических атак.
Ключевое слово здесь — «временные». Пограничный контроль в ЕС можно вводить на срок не более двух лет. Однако эксперты уличили власти Австрии, Германии, Дании, Норвегии, Франции и Швеции в нарушении правил: уже четыре с половиной года пограничники этих стран выборочно проверяют паспорта у прибывающих из соседних государств людей.
По словам главы миграционной программы в брюссельском Центре европейской политики Мари де Сомер, режим открытых границ в ЕС сейчас выполняется не в полной мере. Де Сомер считает, что восстановить открытые границы можно только после реформы правил предоставления убежища на территории ЕС.
Коронавирус стал новым аргументом националистов, которые задолго до появления инфекции хотели ужесточить пограничный контроль или вовсе закрыть границы.
Эрик Чиотти, депутат Национального собрания Франции из округа Приморских Альп, граничащих с севером Италии, и сторонник правой Республиканской партии, предлагал усилить пограничный контроль «пока не стало слишком поздно». Лидер ультраправого «Национального фронта» Марин Ле Пен призвала и вовсе закрыть границу с Италией. В Швейцарии, которая не входит в Евросоюз, но участвует в Шенгенском соглашении, за политику «закрытых дверей» высказался член ультраправой партии «Лига Тичино» Лоренцо Квадри.
Задолго до появления коронавируса многие правые во главе с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном говорили, что Европе не следует открывать внутренние границы, если внешние недостаточно защищены, — беженцы переходят их незамеченными.
Почти в каждой стране ЕС своя точка зрения на политику принятия беженцев. Германия хочет обязать все союзные государства принимать их вне зависимости от желания властей и населения. Греция — за то, чтобы беженцев скорее забирали из центров содержания. Италия не хочет принимать судна с мигрантами.
По словам де Сомер, просчитать последствия введения ограничений на перемещения внутри ЕС сложно, потому что страны, которые их вводят, не делятся информацией. Неизвестно, по какой схеме проверяют документы на границе, например в Германии, и к каким результатам это приводит: «У нас очень мало данных о том, насколько эффективны проверки документов, и, похоже, инициаторы проверок не собираются обнародовать результаты».
Европейские чиновники, ответственные за миграционную политику, говорят, что коронавирус — как минимум помеха для их работы. Угроза эпидемии, как считают некоторые официальные лица, служит поводом избежать непростой дискуссии, связанной с границами, — и просто закрыть их.
Embed from Getty Images
Де Сомер настроена более оптимистично. По её мнению, даже если из-за вируса вернут пограничный контроль, это станет возможностью показать, что Шенген — гибкая система, которая может защищать граждан, когда это требуется.
«Если медицинские эксперты и Еврокомиссия рекомендуют ввести пограничный контроль, следует показать, что система может работать даже в кризис», — заявила представитель Центра европейской политики. Однако, по её мнению, после того как угроза минует, проверки следует отменить.