Фильмы в онлайне, концерты без зрителей, путешествия по панорамам городов. А что во время карантина делать музеям, одна из главных целей которых — сохранение и демонстрация оригиналов искусства? Вместе с авторами телеграм-канала «Смотри, музей!» разбирались, как культурные площадки продолжают работать без посетителей и почему временное закрытие музеев — это плохо и хорошо одновременно.
Пандемия коронавируса затронула музеи всех континентов. Президент Международного совета музеев Суай Аксой назвала ситуацию величайшим вызовом, с которым люди сталкивались в течение жизни. Сейчас трудно подсчитать, как этот кризис отразится на музеях, сколько денег они недополучат (а значит, не смогут потратить на развитие и новые проекты) и сколько площадок вообще закроется навсегда. Но стоит только пролистать огромную хронику американского онлайн-ресурса Hyperallergic, который собирал новости о влиянии вируса на культуру, чтобы понять, что выход из локаута будет непростым. Например, Сеть европейских музейных организаций (NEMO) заявила, что крупные культурные площадки и местности в туристических районах Европы потеряли 75–80 % доходов. А десятки музеев США были вынуждены сократить сотрудников или урезать их зарплаты.
Тем не менее многие музеи не остановили работу, а так или иначе перешли в онлайн. По словам Ивана Гринько, кандидата исторических наук, начальника управления музейно-туристского развития Мосгортура, какие-то музеи оказались готовы к такой ситуации, какие-то нет — это зависело от качества музейного менеджмента. «Все-таки цифровизация музейной сферы началась более 20 лет назад», — отметил эксперт.
Мы собрали несколько интересных примеров работы музеев на карантине. Несмотря на то, что в некоторых странах учреждения культуры постепенно начинают принимать посетителей, спрогнозировать дату отмены карантина для российских музеев и открытия границ для посещения зарубежных невозможно. Так что музеи в онлайне по-прежнему остаются лучшим выходом для тех, кто не представлял свою жизнь без выставок и экскурсий.
Музейные флешмобы были довольно распространены еще в доковидную эпоху. Возможно, вы даже слышали о таких акциях, как #MuseumSelfie, #AskACurator или #MusMeme. Но сейчас, когда для общения с посетителями остались только соцсети, флешмобы стали как никогда актуальны.
Самой масштабной акцией, пожалуй, стала почти регулярная «Битва кураторов» (#Сuratorbattle). В апреле она была посвящена самым жутким экспонатам из музейных коллекций. В ход пошли волосы из могилы римской дамы III–IV вв., страшные куклы викторианской эпохи, чучела животных и ритуальные объекты. Российские музеи не отставали: Дарвиновский музей показал тсантсу (сушеную человеческую голову), а Биологический музей — влажный препарат с ребенком-анэнцефалом.
Йоркширский музей
Немецкий исторический музей
Музей города Эгам
Дарвиновский музей
Биологический музей
Немного грустный #скучающийфлешмоб запустил Красноярский драматический театр, к которому быстро присоединились и музеи. Сотрудники культурных площадок (а также их экспонаты) рассказывали, почему им не хватает посетителей. Например, Музей истории Томска пожаловался, что никто не грызет сушки, дамский корсет из Иркутского музея декабристов сетует на отсутствие гостей, готовых помериться талией, а чучело волка из Дома-музея Марины Цветаевой возмущено, что никто не треплет его за ухом.
Кстати, Дом-музей Марины Цветаевой принял участие еще в одном флешмобе — #писательдома. Его цель — рассказать, как классики справлялись с домашним заточением. Флешмоб запустил Литературный музей цитатой Антона Чехова: «Как приятно сидеть дома, когда по крыше стучит дождь и когда знаешь, что в доме твоем нет тяжелых скучных людей».
Онлайн-экскурсии и виртуальные туры — самый очевидный вариант во время карантина, впрочем, освоенный многими площадками довольно давно. Правда, общего ресурса для онлайновой прогулки до пандемии не было. Поэтому британский специалист по digital-медиа и рекламе Мак Гренфелл создал специальную карту: на ней собраны музеи, которые можно посетить виртуально. Здесь уже есть музеи Европы, США, Японии, Южной Кореи и других стран, а также санкт-петербургские Эрмитаж и Русский музей и московский Музей космонавтики. Дополнить карту может любой желающий — достаточно заполнить и отправить форму.
Министерство по делам туризма и древностей Египта регулярно публикует в своих соцсетях туры по гробницам и другим многовековым памятникам культуры. Например, можно полюбоваться декором гробницы фараона Рамзеса VI и попробовать расшифровать египетские иероглифы в пирамиде Униса (говорят, в них зашифрованы магические заклинания).
Музей Ван Гога в Амстердаме подготовил медитативные видеопрогулки по своим пустым залам. Теперь не придется стоять в очереди, чтобы разглядеть интересные картины, а сделать это действительно получится, ведь ролики сняты в 4K.
Короткий виртуальный тур сделал и музей студии Ghibli, основанной японским режиссером-аниматором Хаяо Миядзаки. Поклонники, не один раз пересматривавшие «Принцессу Мононоке», «Ходячий замок» или «Мой сосед Тоторо», уже несколько лет ждут открытия тематического парка, а до начала пандемии штурмовали небольшой музей в Митаке. Попасть сюда всегда было настоящим квестом: билеты на сайте появлялись раз в месяц, и их раскупали за считанные часы. Также посетителям не разрешалось снимать фото и видео внутри музеям, поэтому для фанатов видеоэкскурсия — редкая возможность увидеть, что находится внутри сказочного дома. Серия роликов доступна на ютуб-канале музея.
Кажется, впервые человечество не просто стало свидетелем масштабного события — оно начало осознавать историческую значимость происходящего вокруг. И музеи быстро начали собирать вещи, связанные с пандемией коронавируса, тут же превращая их в культурные объекты.
Идея пополнить свои коллекции новыми экспонатами, которые будут рассказывать последующим поколениям о том, что происходит сейчас, пришла в начале апреля сразу нескольким музеям по всему миру, а именно: Национальному музею американской истории в Вашингтоне, Музею Нью-Йорка, Музею Виктории и Альберта в Лондоне и Музею Пекина. В России эту тенденцию первыми подхватили Музей Ижевска и Музей истории Екатеринбурга. Все они принимают фотографии и документы, отражающие разные периоды эпидемии, произведения, созданные в период самоизоляции, и, конечно, разнообразные самодельные средства защиты.
Некоторые музеи подошли к процессу музеефикации по-своему. В их числе пермский Центр городской культуры. Его проект «Коллективный дневник самоизоляции» представляет собой общедоступный как для чтения, так и для заполнения файл на Google-диске. Иван Гринько считает, что, несмотря на свою простоту, проект выполняет не только важную историко-культурную функцию, но и социальную: позволяет пережить травматический опыт совместно.
Вообще, новые форматы музейной деятельности получили популярность во время карантина, когда все образовательные и досуговые организации были вынуждены перевести свою работу в онлайн-пространство. Заметно увеличился объем визуального контента, а его содержание стало более интересным. Например, Московский зоопарк и до карантина активно вел аккаунт в Инстаграме, а теперь начал ежедневно публиковать видео с рассказами киперов, которые продолжают ухаживать за животными. Музей-усадьба «Кусково» запустил на своем ютуб-канале проект «Кусковские истории», в котором интервью дают не привычные всем научные сотрудники и кураторы выставок, а специалисты по эксплуатации зданий, работники отдела безопасности и финансисты из отдела закупок. Оба проекта позволяют увидеть работу учреждения не со стороны посетителя, а как бы изнутри.
Однако вместе с разнообразием видео- и фотоматериалов как никогда стала ощутима проблема пресыщения аудитории всевозможным контентом. Поэтому часто новые форматы направлены не столько на знакомство с музейными коллекциями, сколько на привлечение внимания. Так, Музей Виктории и Альберта разработал онлайн-конструктор, в котором каждый может создать замысловатую прическу в стиле Марии-Антуанетты, в том числе и знаменитую a-la Belle Poule с фрегатом.
В поисках новых онлайн-посетителей музеи осваивают наиболее популярные платформы. Поэтому неудивительно, что некоторые из них обратились к приложению Zoom. Новый тренд среди музеев — галерея готовых фонов. Теперь у пользователей есть возможность вести конференцию, к примеру, в залах Метрополитен-музея, среди экспонатов Музея американской революции в Филадельфии, в инсталляциях Американского музея естественной истории или в интерьерах нью-йоркского музея Tenement. Кроме того, в качестве фона можно выбрать понравившееся произведение искусства из коллекций Художественного музея Северной Каролины и музея Crystal Bridges.
Переход музеев в онлайн, по мнению Ивана Гринько, это временная мера, чтобы морально поддержать людей и дать им возможность для развития в условиях самоизоляции. Именно поэтому музеи нередко превращают зрителей в полноценных участников творческого процесса, как это сделал амстердамский Рейксмюсеум. Участники его акции Tussen Kunst & Quarantaine выкладывают в Инстаграме сделанные из подручных средств репродукции мировых шедевров живописи, графики и фотографии. Все работы собираются в специальном аккаунте музея. И хотя идея воспроизведения известных полотен в домашних условиях далеко не нова, популярность проекта налицо: у аккаунта более 260 тысяч подписчиков, а с момента запуска акции 14 марта было опубликовано свыше 580 фотографий, главные атрибуты которых — востребованные сегодня медицинские маски, туалетная бумага и санитайзеры.
Лучшие музейные обои для Zoom по версии канала «Смотри, музей»:
1. Музей Crystal Bridges
2. Музей Tenement
3. Музей искусства «Метрополитен»
4. Американский музей естественной истории (Polar Bear Diorama)
5. Музей американской революции
В России инициатором подобной акции стал не крупный государственный музей, а сами любители прекрасного. Катерина Брудная-Челядинова и ее муж Дмитрий Долгоруков сделали копию автопортрета Ван Гога для себя и друзей и выложили в соцсети. Идею быстро подхватили знакомые пары и другие пользователи интернета. Так родился флешмоб #Изоизоляция, охвативший уже почти 600 тысяч человек, которые во время карантина создают реплики произведений различных жанров и направлений. Например, в «Сообществе людей с ограниченным перемещением и неограниченной фантазией» на Фейсбуке можно найти супрематические картины из овощей, пейзажи из замоченного белья, скульптуры из макарон, а также тысячи портретов и сюжетных произведений, героями которых становятся взрослые, дети, пожилые люди и даже домашние животные. В конце апреля к акции присоединились российские знаменитости: Константин Хабенский, Сергей Безруков, Александр Кержаков, Баста и другие. Совместно с банком «Открытие» они добавили хештег #Изотворительность и с помощью участников акции собрали 1 миллион рублей в пользу подопечных Фонда Константина Хабенского.
Не профессионалам музейной индустрии принадлежит и идея создания Covid Art Museum в Инстаграме. Авторы проекта, три специалиста по рекламе из Барселоны, собирают креативные призывы оставаться дома, карантинные творения современных художников (например, таинственного Бэнкси) и фотографии необычных защитных масок. А после снятия режима самоизоляции создатели этого онлайн-музея планируют провести настоящую выставку.
Еще один популярный формат народного творчества на тему искусства — создание мини-музеев для животных. За время карантина таких было создано как минимум три.
Куратор Музея Виктории и Альберта и его девушка-художница создали мини-галерею для своих песчанок Тирамису и Пандоро. Здесь все как в настоящем музее: картины сопровождаются QR-кодами и подробным описанием. В коллекции галереи «Крик» Эдварда Мунка, «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера и «Поцелуй» Густава Климта. Конечно, все это — миниатюрные копии картин, причем персонажи на них тоже грызуны.
Вслед за лондонской парой музей для своего питомца создала студентка из Техаса Джилл Янг, благодаря чему ее геккон по кличке Мэр познакомился с такими произведениями искусства, как «Американская готика» и «Рождение Венеры». Режим работы музея, конечно, был адаптирован под образ жизни посетителя, поэтому открытие выставки состоялось ночью.
Свой вариант «Американской готики» имеется и в коллекции музея «Пиггенхайм», созданного для морской свинки Мэйзи ее хозяином — учителем из города Франклин, штат Нью-Джерси. По его словам, Мэйзи оценила каждую картину, а раму автопортрета Фриды Кало даже попробовала на вкус.
Пандемия COVID-19 продолжает влиять на все сферы жизни, в том числе и на деятельность музеев, но делает это по-разному. «Музеи, которые были ориентированы на турпоток, особенно вне больших городов, могут очень сильно потерять. Музеи, чью аудиторию составляли локальные сообщества, могут даже подняться», — считает музейный аналитик Иван Гринько. Дело в том, что карантин спровоцировал и обострил такие состояния, как стресс и одиночество, а посещение музея помогает справиться с ними. Кроме того, появился запрос на бюджетный досуг. «При этом есть высокие риски, что ряд небольших частных музеев, а особенно пара- и квазимузеев, являющихся, по сути, бизнес-проектами, может просто не пережить карантин», — добавил эксперт.
Несмотря на это, от временного закрытия музеев все-таки есть польза. «Музейная инфраструктура и экспонаты смогут немного передохнуть, музеи освоят новые инструменты и форматы, сотрудники получат новые знания на профессиональных вебинарах, менеджмент задумается над косвенной монетизацией онлайн-продуктов», — говорит Гринько.
В целом нынешний карантин показал, что музеи способны адаптироваться к удаленной работе. Однако перейти в онлайн полноценно музеи не могут. «Это не просто другой опыт, а другие социальные механизмы. Нельзя выложить в Инстаграм фото с посещением сайта музеев Ватикана — это никак не поднимет твой статус, это не является частью престижного потребления. В виртуальный музей нельзя сходить на свидание, нельзя выключиться на два часа из обычной жизни и помедитировать перед картиной», — считает Иван Гринько.
Возможно, это и позволяет музеям не бояться за свою аудиторию после эпидемии. Как говорит эксперт, в профессиональной среде мнения разделились. «По моим ощущениям, превалируют оптимисты, которые считают, что запрос на подлинники и мягкую социализацию вернет людей в музеи», — заключает он.
Мы тоже с нетерпением ждем момента, когда музеи по всему миру вновь откроют свои двери для посетителей. А пока собираем самые интересные проекты в телеграм-канале «Смотри, музей!».