Казаки в Африке, нацисты в Парагвае, финские социалисты в Канаде: 10 безумных колоний

Они были обречены с самого начала.

В эпоху колониализма европейские исследователи пересекали океаны в поисках богатства и славы. И обычно добивались своего — через массовые убийства аборигенов. Колонизация — дорогое и времязатратное дело. Многие поселения были изначально обречены по географическим, политическим и даже медицинским причинам. Мы перевели материал Listverse о десяти самых необычных и неудачных колониях.

Новая Австралия: австралийские социалисты в Парагвае

В конце XIX века австралийские земледельцы подняли восстание из-за тяжелых условий работы и скудной оплаты. Протесты провалились, и многие участники разочаровались в мечте об Австралии, где все равны. Тогда они решили воспользоваться предложением журналиста Уильяма Лейна и основать социалистическую «Новую Австралию» в Парагвае. В то время Парагвай принимал всех поселенцев, потому что в 1864–1870 годах 70 % населения страны погибло в войне с Тройственным союзом Бразилии, Аргентины и Уругвая. Первые 220 человек прибыли в столицу Парагвая Асунсьон 22 сентября 1893 года. Шесть недель они пробирались с побережья вглубь страны сквозь кишащие москитами джунгли.

Журналист Уильям Лейн и карта Парагвая, нарисованная от руки Джоном Лейном, братом Уильяма

Однако новая колония начала быстро рушиться. Лейн оказался автократом и ярым трезвенником. Он запретил алкоголь и общение с местными. Комик Робин Вуд, потомок австралийских поселенцев, писал о Лейне: «Для социалиста в нем было слишком много глупости и предрассудков». Поселенцы, впрочем, не особенно слушались своего лидера — слишком соблазнителен был местный тростниковый ром. Женщины народа Гуарани были совсем не против общения, поскольку большинство местных мужчин погибли во время войны. Когда Лейн попытался изгнать одного из колонистов, которого поймали за распитием рома, поселение разделилось на два лагеря. Лейн вместе с небольшим отрядом лоялистов основал поселение Косме (Cosme), которое забросил в 1899 году. Обе колонии в конце концов приняли в состав Парагвая. Отдельным поселенцам пожаловали земельные участки. Сейчас в стране живет около двух тысяч потомков австралийцев.

Колонисты Новой Австралии, Парагвай, примерно 1893 год

Два форта герцогства Курляндия: в Тобаго и Гамбии

Если вы не слышали о Курляндии, в этом нет ничего удивительного. Это было вассальное герцогство Великого княжества Литовского и Речи Посполитой с населением 200 тысяч человек, расположенное на территории современной Латвии. Несмотря на скромный статус, Курляндия пережила короткий расцвет в XVII веке при герцоге Якобе Кетлере. У герцогства появился мощный торговый флот и даже две заморские территории.

Якоб Кетлер

В 1654 году курляндцы основали форт Якоб на острове Тобаго в Карибском море, а позже переименовали его в Новую Курляндию. Впечатляет, когда узнаешь, что на этот остров претендовали и крупные колониальные державы. В 1637 году голландское поселение на острове уничтожили испанцы, а в 1640-х провалились три попытки англичан основать форпосты на Тобаго. Упорство курляндцев заслуживало восхищения. Форт Якоб был их третьей попыткой основать поселение на Тобаго — других курляндских колонистов убили аборигены.

Карта Тобаго, 1665 год

В итоге балтийцы не смогли конкурировать с более сильными соперниками. На противоположном береге появилась голландская колония, которая постепенно вытеснила курляндцев. Годом позже началась Первая Северная война, и в Курляндию вторглись шведы. Столицу герцогства оккупировали на два года, и форт Якоб лишился снабжения.

Воспользовавшись кризисом, в 1659 году голландцы атаковали форт Якоб и вынудили его обитателей сдаться. Следующие 30 лет за контроль над островом боролись голландцы, англичане, французы и пираты. Во всей этой неразберихе курляндцы время от времени предъявляли претензии на остров. Иногда их претензии даже признавали, но это не привело к ощутимым результатам.

Еще один форт Якоб (курляндцы очень любили своего герцога) основали в 1651 году на острове Святого Андрея (сейчас это остров Джеймс), в устье африканской реки Гамбии. В 1659 году его также захватили голландцы. Не обошлось без уловок: по одной из версий, голландцы предложили защиту форту, пока Курляндия решала проблемы в Европе, но потом просто выкинули курляндцев с острова. Вскоре после этого контроль над фортом перехватили англичане, которые сделали его центром работорговли.

Форт Сент-Луи: французы в Техасе

В XVII веке французский дворянин Рене-Робер Кавелье де Ла Саль и еще 300 колонистов отплыли в Америку, чтобы основать поселение в устье реки Миссисипи. Из-за неточных карт они оказались в заливе Матагорда — в 650 километрах от предполагаемого места назначения. В процессе путешественники потеряли два корабля — один сдали испанским пиратам, другой утонул. Состав экспедиции был не слишком надежным: бездомная молодежь, 100 солдат, призванных из самых бедных районов портовых городов и ремесленники, которые лгали о своем мастерстве. Треть из них разумно решила вернуться домой, увидев побережье Техаса.

Рене-Робер Кавелье де Ла Саль

Ла Саль, который, по слухам, страдал от сильных перепадов настроения и паранойи настоял на поисках Миссисипи. В пути колонисты потеряли последнее судно. К январю 1687 года население колонии сократилось до 40 человек. Ла Саль решил взять половину из них в грандиозный поход за помощью к форту, который он ранее основал на территории современного штата Иллинойс. Экспедиция развалилась в результате мятежа, сам Ла Саль погиб, а несколько человек ушли к индейцам. До дружественного форта добрались всего пятеро.

Вступление Кавелье де Ла Саля во владение Луизианой и рекой Миссисипи от имени Людовика XIV, 9 апреля 1682 года

20 человек, которые остались в Техасе (в основном больные, женщины и дети), держались до рождества 1688 года, а после их истребили индейцы каранкава. В ходе этого нападения первому европейскому ребенку, родившемуся в Техасе, разбили голову о дерево. Детей постарше забрали индейцы, которых позже отбили испанцы.

Кляйн-Венедиг: немецкие банкиры в Колумбии

В 1528 году император Священной Римской империи Карл V дал немецкому роду банкиров Вельзер право заселить просторный земельный участок на территории современных Венесуэлы и Колумбии. Вельзеры получили землю в качестве залога за долги монарха.

Варфоломей Вельзер возглавлял немецкую банковскую фирму «Братья Вельзер»

С самого начала положение колонии было нестабильным. Формально поселение принадлежало Испании, поскольку Карл V одновременно был и римским императором, и королем Испании. Вельзеры предпочли получить быструю выгоду из предприятия, а не развивать его. Колонисты начали жестокие набеги на близлежащие территории, надеясь отыскать легендарный Эльдорадо.

Первый губернатор Амброзий Эингер основал поселение Ной-Нюрнберг. Он крайне жестоко обращался с коренными жителями — под его руководством их уводили в рабство и клеймили, и в итоге Эингер погиб от отравленной стрелы. Его преемник, Георг Хоемут, начал свое правление с рейдов по захвату новых рабов, а затем отправил экспедицию на поиски месторождений золота. Оба предприятия закончились голодом и, вероятно, каннибализмом.

Немцы в Венесуэле

Подчиненный Хоемута Николаус Федерман тем временем бросил свой пост в Ной-Нюрнберге, чтобы соперничать с испанской экспедицией, которая отправилась через Анды в Колумбию. Испанцы победили, и, несмотря на причастность к основанию Боготы, Федерман не получил никакой награды за свои усилия.

Вельзерам так и не удалось создать стабильную колонию. Они отпугнули местных жителей, с которыми можно было бы торговать. Затем двоих лидеров, включая Бартоломея VI Вельзера, сына финансиста всего предприятия, убили испанцы. Права Вельзеров на территорию заморозили в 1546 году. Девять лет спустя, после долгого судебного разбирательства, территорию вернули Испании.

Дарьен: шотландцы в Панаме

В 1690-х власти Шотландии присоединились к колонизации Нового Света и основали компанию, чтобы торговать с Африкой и Индией. Компания претендовала на территорию Дарьенского перешейка в Панаме — самого узкого места на континенте. Шотландцы планировали захватить этот участок и перевозить грузы с одного берега на другой по земле, что существенно сокращало бы время в пути. Кораблям не приходилось бы оплывать весь континент. Англичане (у Англии и Шотландии был общий король) выступили однозначно против этой инициативы. Английские инвесторы вывели свои вложения из компании. Кроме того, англичане угрожали ввести эмбарго для всех, кто пытался иметь дело с шотландцами.

В ноябре 1698 года компании все же удалось основать колонию в Дарьене, но ее дела сразу же пошли не лучшим образом. Земля не подходила для сельского хозяйства, колонисты страдали от малярии и желтой лихорадки, а местные жители не хотели покупать или обменивать полезные вещи на безделушки, которые привезли шотландцы. Колонисты предлагали местным жителям зеркала и гребни, пытаясь научить аборигенов ухаживать за собой.

Карта Дарьенского перешейка, 1699 год

Позже поселенцы узнали, что на колонию готовятся напасть испанцы. Силы не были равны, и шотландцы сбежали на родину. Вскоре после этого прибыла еще одна шотландская флотилия. Моряки обнаружили, что колония заброшена, и нанесли удивительно успешный превентивный удар по испанцам. Позже колонию все равно завоевали, а шотландцев взяли в плен.

В общей сложности авантюра стоила Шотландии четверть, а то и половину ее казны. Последовавшее обнищание во многом стало причиной молчаливого согласия властей страны с Актом об унии 1707 года, который предусматривал создание союзного государства Англии и Шотландии — Великобритании.

Чарльзфорт: французы в Южной Каролине

В 1561 году во Франции установилось шаткое перемирие между католиками и гугенотами (протестантами). В этих условиях адмирал-протестант Гаспар де Колиньи был доверенным лицом католической королевской семьи Карла IX. Де Колиньи снарядил экспедицию в Новый Свет, чтобы найти место для будущих поселений. Колония могла бы стать убежищем для гугенотов, и при этом им не пришлось бы разрывать отношения с Францией.

Лидер экспедиции Жан Рибо основал Чарльзфорт в великолепной гавани Порт-Ройала (современная Ямайка). Он отправился обратно во Францию, чтобы доложить о своей находке, поклявшись вернуться в гарнизон из 27 человек через шесть месяцев. Этого не произошло. Нестабильное перемирие во Франции вылилось в открытую гражданскую войну, поэтому Рибо пришвартовался в Англии, где был арестован по подозрению в шпионаже.

Жан Рибо

Запасы провизии в Чарльзфорте быстро закончились. Поселенцам не удалось посеять сельскохозяйственные культуры, и это обострило кризис. Колонисты пытались силой отбирать еду у индейцев, что испортило отношения с ними. В конце концов солдаты устроили мятеж, убили командира и начали строить корабль, чтобы отправиться обратно в Европу. Одного из членов команды съели, но остальных спасли английские моряки.

Чарльзфорт

Один из поселенцев, поддерживавший хорошие отношения с индейцами, остался в Америке. Его схватили испанцы, захватившие эту территорию позже. В 1565 году в Порт-Ройал вернулся Рибо, но его вместе со всей экспедицией убили испанские колонисты.

Шарлотта: конфедераты в Мексике

Поражение в Гражданской войне в США вынудило сторонников Конфедерации искать новые территории. На разведку в Мексику отправились 11 генералов, три действующих и два бывших губернатора. Но едва ли это было разумное решение. В Мексике шла собственная гражданская война, и только австрийский император Максимилиан и его французские сторонники приняли американских поселенцев.

Император Максимилиан

Энтузиазм Максимилиана быстро иссяк, когда его новые союзники начали давить на него и поддерживать оппонентов-республиканцев. В результате он разоружил конфедератов, запретил им организовывать боевые отряды (что было необходимостью в условиях войны) и попытался их разогнать.

Самым крупным поселением конфедератов была Шарлотта (рядом с мексиканским городом Веракрус), названная в честь супруги Максимилиана. Развитию поселения препятствовала враждебность со стороны обнищавших местных жителей, к которым колонисты относились с пренебрежением. Некоторые лидеры Конфедерации купили огромные участки земли, чтобы перепродать мексиканцам по завышенным ценам. В 1866 году французы вышли из войны. Максимилиан и конфедераты были обречены. Императора казнили, а остальные бежали назад в США, либо на юг, в Бразилию.

Сойнчула: финские социалисты в Канаде

В 1900 году группа финских шахтеров устала от тяжелых условий работы в канадском городе Нанаймо и решила основать собственное поселение. Лидером поселенцев стал философ-социалист и журналист Матти Курикка. Финны добились разрешения занять остров Малькольм площадью 11 тысяч гектаров и назвали колонию Сойнчула, «место гармонии». Это название не задумывалось как ироничное, и поначалу дела шли хорошо. Многих привлекали идеи Курикка о коллективной собственности, принятии решений путем консенсуса и равной оплате труда мужчин и женщин.

Матти Курикка

К несчастью, колонии не хватало экономической стабильности. Шахтеры и разномастная компания «сапожников, врачей, теософов, философов и анархистов» столкнулись с необходимостью развивать сельское хозяйство, ловить рыбу и вырубать лес, чтобы построить город. Они быстро влезли в долги.

Работа в коммуне Сойнчула

Курикка стремился отстаивать радикальные социалистические идеалы несмотря на то, что не мог решить серьезные экономические проблемы. Брак считался рабством для женщин, а детей воспитывала община. Это вносило напряжение в его отношения с поселенцами. Есть некоторая связь между Курикка и Лейном из Новой Австралии — видимо, не стоит делать журналистов лидерами вашей колонии. Пожар в зале общественных собраний, во время которого погибло 11 человек, подкосил моральный дух жителей. Затем Курикка выделил слишком мало денег на строительство моста, что стало концом для колонии. Курикка забросил Сойнчулу в конце 1904-го, а в следующем году поселение уничтожили. Но даже спустя сто лет в этом месте сохранился дух финской культуры.

Нуэва Хермания: немецкие нацисты в Парагвае

В 1886 году в Парагвай прибыли 14 немецких семей, чтобы основать «Новую Германию» (Нуэва Хермания). Идея была проста — они хотели создать колонию арийских уберменшей (от нем. Übermensch — «сверхчеловек»), после чего «высшая раса» могла бы завоевать всю Южную Америку.

Лидерами предприятия были Бернард Фёрстер и его супруга Элизабет Фёрстер-Ницше, сестра философа Фридриха Ницше. Колонисты были совершенно не подготовлены к жизни в джунглях и стали жертвами целого спектра несчастных случаев и болезней, включая туберкулез, малярию, укусы змей, тунгиоз (кожная болезнь, которую вызывают бразильские земляные блохи), также они банально не смогли выращивать овощи для еды. В 1889 году подавленный Фёрстер покончил с собой вместе с группой других поселенцев. Через четыре года его супруга вернулась в Германию. Она посвятила свою жизнь переработке сочинений брата под свои расистские идеи, которые сам Ницше категорически не поддерживал.

Бернард Фёрстер и его супруга Элизабет Фёрстер-Ницше

Нуэва Хермания была одной из самых бедных областей Парагвая. Идеология «высшей расы» быстро отступила перед лицом нужды. Сейчас потомки колонистов разговаривают на официальном языке Парагвая — гуарани. Несмотря на необычную внешность — голубые глаза и светлые волосы, — они мало отличаются от других парагвайцев. Жители поселения не вернулись к прежней человеконенавистнической идеологии даже с притоком беглых нацистов после Второй Мировой, среди которых был знаменитый «ангел смерти» Йозеф Менгеле.
Самая большая ирония состояла в том, что дети тех немногих, кто действительно стремился сохранить расовую чистоту, страдали от врожденных дефектов в результате родственных браков.

Карта колонии Нуэва Хермания

Сагалло: казаки в Африке

В 1880-х Российская Империя с завистью следила за борьбой других государств за Африку. На этом фоне у одиозного лидера казаков Николая Ашинова возникла идея — захватить Абиссинию (современная Эфиопия) и подарить ее царю. 17 января 1889 года Ашинов с группой из 150 казаков высадился в городе Таджуре на полуострове Сомали (сейчас Джибути) и занял форт Сагалло. На эту территорию уже претендовала Франция, и во избежание потенциального международного конфликта Россия отреклась от этого предприятия.

Николай Иванович Ашинов

Ашинова это не смутило. Он объявил Сагалло «Новой Москвой», построил часовню и начал восстанавливать форт. Хотя его казаки больше интересовались разграблением окружающей территории. 16 февраля два французских крейсера пристали к берегам Таджуры и отправили в Сагалло офицера для переговоров. Ответ Ашинова был до абсурда жестким — он отказался встречаться с французским губернатором, заявив, что не собирается сдаваться. После чего лидер казаков достал пулемет. Это оказалось пустой бравадой, так как после короткой перестрелки, в которой ранили пять человек, Ашинов сдался.

Вернувшись в Россию, Ашинов сбежал из сибирской ссылки и отправился в Париж, где потребовал возместить убытки от провала предприятия в Сагалло.

СШАКанадаДжибутиМексикаПарагвайГамбияКолумбияПанамаТринидад и ТобагоПодборкиИстория путешествий
Дата публикации 15.04.2020

Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.