Национальный парк Крюгера в ЮАР — рай для животных и туристов

Как собрать «большую африканскую пятерку».

До поездки в ЮАР про национальный парк Крюгера я не знала ничего. И искренне считала, что Лимпопо — это сказочное место, где живут гиппопотамы из стихотворения про доктора Айболита. На самом деле Лимпопо — название реки в одноименной провинции северо-восточной части ЮАР, где располагается парк.

Нацпарк Крюгера — что это

Крюгер занимает около 20 тысяч квадратных километров — чуть меньше площади Израиля. Парком в традиционном понимании этого слова его назвать сложно. Это бескрайняя саванна: чтобы просто объехать ее, надо потратить несколько дней.

Кроме того, к нацпарку примыкают частные заповедники («Саби-Сэндс», «Тимбавати», «Капама», «Класери» и другие), образуя большой парк — Greater Kruger National Park. Основное отличие частных заповедников от парка Крюгера — посетить их можно только с туром. Жилье более высокого класса, но и цены выше, чем в государственном Крюгере. Животные и птицы во всех заповедниках примерно те же самые, так как они спокойно перемещаются по всем территориям.

Нацпарк назвали в честь Пауля Крюгера, президента Трансвааля — страны, существовавшей в Африке во второй половине XIX века. Крюгер одним из первых в Южной Африке озаботился охраной природы и ограничил охоту в регионе, который впоследствии вошел в состав парка.

Власти хотят расширить территорию заповедника и создать парк «Большой Лимпопо». Он будет включать в себя земли на территории Зимбабве и Мозамбика. Главная причина включения этих территорий в заповедную зону — миграция животных, особенно слонов, которых убивают браконьеры, как только они выходят за пределы парка.

Сафари-тур или самостоятельная поездка — что выбрать

В парк можно попасть как самостоятельно (купить билет и заехать на своей машине), так и заказав сафари-тур в агентстве.

1 рэнд = 4,27 рубля

Сэкономить на входном билете вряд ли удастся: территория окружена забором, а машины на въезде часто проверяют. Хотя опытный путешественник и зоолог Владимир Динец в своем путеводителе «Дикая Африка» рассказывает о своеобразном способе проезда в парк. «Если легальных ночевок в парке не планируется, можно сэкономить деньги за въезд, спрятав часть людей в багажник машины — только делать это надо и на въезде, и на выезде…» Я бы не стала рисковать и шутить с суровыми южноафриканскими рейнджерами. Штраф за нахождение на территории без билета — 1 500 рэндов (6 500 рублей).

Я долго изучала туры и уже готова была забронировать один из вариантов. Трехдневный тур с проживанием на территории парка и трансфером из Йоханнесбурга (около 500 километров) стоил от 6 490 рэндов (28 тысяч рублей) до 10 220 рэндов (44 тысячи рублей) на человека в зависимости от условий размещения.

Однако я отказалась от тура, так как была уверена в том, что поехать самостоятельно группой из пяти человек выйдет дешевле. Как потом оказалось — зря. С учетом аренды жилья, проката машины, расходов на бензин, питания и покупки билетов в парк самостоятельное сафари примерно равно стоимости тура. Поэтому экономический критерий не должен быть решающим при организации поездки.

Самостоятельно стоит отправиться, если вам принципиально самим решать, куда ехать и где останавливаться. И конечно, надо уметь водить машину: по парку запрещено передвигаться пешком.

Преимущество организованных сафари — в наличии знающего гида-водителя, который, в отличие от простых посетителей, имеет право съезжать с асфальтированных дорог на грунтовые в поиске животных. Кроме него, во многих организованных турах туристов сопровождает гид, который специально высматривает животных и созванивается по рации с другими группами, чтобы знать, где на данный момент можно увидеть больше всего обитателей заповедника.

Даже если вы решили отказаться от готового тура и организовать сафари без гида, то советую забронировать ночное сафари или — для смелых — пешую прогулку (bushwalk).

Парк закрывается в 17:30, поэтому ночное сафари — единственная возможность увидеть гуляющих на закате жирафов и поужинать при свете костра под африканскими звездами. Только оказавшись в полной темноте, понимаешь, сколько вокруг звуков, шорохов и запахов, незаметных днем. Кроме того, многие животные, например представители семейства кошачьих, чаще встречаются вечером или в полной темноте. Захватите из дома мощный фонарь, если планируете ночную прогулку по нацпарку.

Темнеет в Африке рано, и ночное сафари начинается около 15:00, а к 22:00 заканчивается. Хозяева коттеджа, где я жила, помогли организовать ночное сафари с ужином за 1 100 рэндов с человека (4 700 рублей).

Вариант для смелых — пешая прогулка с вооруженным гидом-рейнджером, который проведет по следам животных, расскажет о флоре и фауне парка. На такие прогулки не пускают детей младше 13 лет. Тур считается безопасным, но периодически мелькают новости о нападениях животных на людей. Прогулку можно забронировать на официальном сайте парка или через множество туристических фирм.

Кто живет в национальном парке — «большая африканская пятерка»

Во время сафари посетители стремятся увидеть «большую африканскую пятерку»: льва, леопарда, буйвола, носорога и слона. Традиционно эти животные считались наиболее престижными и самыми сложными охотничьими трофеями. Про охотника, которому удавалось убить «пятерку», говорили, что он собрал «большой шлем». Безусловно, любая охота в нацпарке, как и ввоз оружия, находится под строжайшим запретом. Но название прочно закрепилось за животными.

Несмотря на запрет, браконьерство все еще является большой проблемой для нацпарка. Обычно браконьеры — члены вооруженных банд, и борются с ними на государственном уровне. В новостях регулярно появляются сообщения о стычках преступников с рейнджерами и о нападениях животных на браконьеров.

Проще всего из «большой пятерки» увидеть слона. И не только благодаря его внушительным размерам. Слонов в парке много: они спокойно выходят на дорогу, часто ведут за собой детенышей и абсолютно не реагируют на присутствие человека. Никто из животных на машины посетителей не реагирует. Они уже превратились для обитателей заповедника в часть пейзажа вроде большого камня или дерева, не заслуживающих внимания. Встретить буйволов тоже достаточно легко, обычно они миролюбиво пасутся на берегах рек.

Львов увидеть труднее, так как они ночные животные. Но, как самые настоящие котики, львы любят греться на солнце и часто спят прямо на разогретом асфальте. Хорошая подсказка, как их найти, — следовать за гиенами. Эти крикливые и неопрятные хищники часто кучкуются около завтракающего льва в ожидании объедков.

Леопардов увидеть еще сложнее. Днем они обычно отдыхают на деревьях. Если поехать на сафари с гидом, он может узнать, где последний раз видели леопарда, созваниваясь с коллегами, и направиться туда в надежде, что животное поблизости.

Сложнее всего найти носорогов. К сожалению, из-за браконьеров их численность снизилась. Они находятся под строжайшей охраной, где-то в глубине парка, и их местонахождение обычно не раскрывают туристам в целях безопасности. Рог носорога считается целебным в народной медицине многих стран Азии и поэтому пользуется огромным спросом на черном рынке. Нам повезло разглядеть этих животных только издалека в бинокль.

Если с носорогами все сложно, то зебры и импалы (небольшие антилопы) встречаются целыми стадами. Так что вскоре прекращаешь обращать на них внимание. По обочинам спокойно разгуливают жирафы, около водоемов отдыхают крокодилы и черепахи, среди деревьев пасутся длиннорогие куду. В реках можно заметить гиппопотамов. По обочинам гуляют бородавочники (родственники Пумбы из «Короля Льва»), а обезьяны нагло заходят прямо в туристические лагеря. Помимо этого, попадаются ящерицы, птицы и масса более мелкой живности вроде кроликов и белок.

Я ездила в парк Крюгера на три дня: в первый день было ночное сафари, два оставшихся дня перемещалась по территории самостоятельно. Этого времени хватило для первого знакомства с заповедником. Можно увидеть всех животных, а некоторые из них даже успеют надоесть и будут казаться не экзотичнее обычных коров.

Правила парка: не доставайте животных и соблюдайте ПДД

Не забывайте, что вы в парке гость, и не то чтобы долгожданный. Главные в нем — животные; не нарушайте их спокойствие ни в коем случае. Вы вряд ли им интересны. Ни слон, ни гиппопотам, ни жираф не станут нападать на человека, если тот не тревожит их границы.

Для безопасности обитателей заповедника установлен очень строгий скоростной режим. По огромным, пустынным и идеально ровным дорогам запрещено ездить со скоростью выше 50 километров в час. За этим действительно следят, в кустах может притаиться рейнджер с радаром, а штраф доходит до 1 500 рэндов (6 500 рублей).

Находиться в парке тем, кто не проживает на его территории, можно с 06:00 до 17:30. Билет на один день стоит 400 рэндов (1 700 рублей) с человека. Существует десять въездов с разных сторон. Приезжать лучше к самому открытию — больше шансов увидеть максимальное количество животных. Если задержались в парке и выезжаете после 17:30, то за опоздание выписывают штраф — 500–1 000 рэндов (2 100–4 200 рублей).

Дороги в парке отличные, проедете на любой машине. Съезжать с дорог и выходить из авто строго запрещено для вашей же безопасности. Не забывайте, что случаи нападения животных на человека случаются до сих пор. Из машины разрешено выходить на специальных смотровых площадках. Кстати, на них вы наверняка увидите таблички с запретом развеивать прах умерших. Почему-то южноафриканцы облюбовали парк для прощания с почившими близкими.

Подъезжать слишком близко к жирафу или слону тоже плохая идея. Эти гиганты легко перевернут машину, если посчитают, что вы им мешаете. Объявления о подобных случаях регулярно вывешивают на информационных стендах в лагерях — в назидание другим туристам. На стендах также размещают информацию о том, где недавно видели леопардов, львов или носорогов. Однако она не всегда свежая. Поэтому лучший ориентир для поиска животных — скопление машин на дороге. Скорее всего, рядом происходит что-то интересное: купаются слоны или львица доедает антилопу. Такое тоже случается, будьте готовы увидеть кровавые сцены.

Еще одно правило Крюгера, о котором вам обязательно расскажут гиды, — опасайтесь бабуинов, наиболее хитрых, агрессивных и назойливых обитателей парка. Обезьяны абсолютно не боятся людей и крадут все, что могут унести, при первой же возможности.

Практическая информация

Для въезда в страну не требуются обязательные прививки. Однако заповедник — малярийно-опасная зона. Прививок от малярии не существует, но хотя бы возьмите спрей от москитов. Если в течение двух недель по возвращении домой вы почувствовали симптомы простуды, это может быть малярия. Не рискуйте и сразу сделайте экспресс-тест, чтобы ее исключить. Купите в Африке несколько тестов и таблетки для лечения, например «Коартем». В российских аптеках такие тесты и лекарства от малярии не продают.

Единственная больница в России, которая лечит малярию, вторая инфекционная в Москве, еще в 2013 году лечила малярию у путешественника Артемия Лебедева хинином, как и 200 лет назад.

В ЮАР свой стандарт (тип М) электрических розеток, и во многих местах есть переходники: продаются в аэропортах в дьюти-фри и в любом супермаркете ЮАР. Так как это довольно редкий тип розеток, то не все универсальные переходники к ним подходят.

Так как большую часть времени вы будете находиться в машине, то наряжаться в камуфляж или покупать специальную обувь для сафари не стоит. Но что вам точно понадобится — это бинокль. Многих животных не разглядеть без него, а подъезжать близко запрещено. Без бинокля я бы не увидела носорога. Необязательно покупать дорогие модели с функциями ночного видения, бинокля среднего ценового сегмента с 8–12-кратным увеличением будет достаточно. Если вы не планируете пользоваться им в будущем, в вашем городе наверняка есть сервис проката.

В парке есть множество лагерей с ресторанами и магазинами, так что покупать с собой запас еды и воды не нужно. Правда, цены на некоторые товары могут быть немного выше, чем в городском супермаркете. Там же продаются сувениры и карты заповедника — часто они удобнее GPS. Навигаторы могут проложить путь по несуществующей дороге. Или предлагают доехать от ворот парка до города через местную деревню, по ночной неосвещенной дороге без асфальта, что со мной и случилось. На проезжей части периодически встречались тощие коровы. А из густого тумана буквально вываливались в метре перед машиной нетрезвые воинственно настроенные местные жители.

Наблюдение за животными — основное времяпрепровождение в Крюгере. Однако если хотите заняться чем-то еще, то можно поиграть в гольф в лагере Скукуза (Skukuza Rest Camp), узнать больше о слонах в музее Elephant Hall в лагере Летаба (Letaba Rest Camp) или изучить хорошо сохранившуюся наскальную живопись бушменов — древних племен, проживавших на территории парка, — в лагере Берг-эн-Дал (Berg-en-Dal Camp).

ЮАР оправданно считают страной с высоким уровнем преступности, но в заповеднике находиться достаточно безопасно. Как мне сказал один из рейнджеров, бояться нечего, потому что посетителей парка защищают животные. Вряд ли кто-то станет красться по саванне с целью ограбить лагерь, если есть риск по дороге стать добычей голодного льва.

Также парк — серьезный источник дохода для ЮАР, поэтому государство прикладывает усилия, чтобы его территория была безопасна для туристов. Однако элементарные меры предосторожности не помешают: не оставляйте свои вещи без присмотра и запирайте машину.

Обычно советуют ехать в парк Крюгера с мая по октябрь, в сухой сезон. Я же была в январе. Периодически ранним утром или поздним вечером шли дожди, но сафари они не мешали. Температура позволяла ходить в шортах и не умирать от жары, а машин с туристами оказалось совсем немного.

Жилье

Лучше немного переплатить и жить на территории Крюгера — не будете тратить время на утреннюю дорогу и торопиться, чтобы выехать до закрытия парка. Условия варьируются от самых простых до класса люкс. Бронировать жилье надо на официальном сайте заповедника, предварительно на нем зарегистрировавшись.

Самый бюджетный вариант — место для кемпинга, стоит 340 рэндов с человека (1 450 рублей). Комната в коттедже с общей кухней и туалетом — 440 рэндов (1 880 рублей). Большой тент со всеми удобствами — от 1 200 рэндов (5 120 рублей), бунгало — от 1 800 рэндов (7 700 рублей).

Самый люксовый вариант стоит от 8 тысяч рэндов (34 160 рублей) с человека. Тем, кто планирует действительно роскошный отпуск, стоит искать жилье в парке «Саби» (Lower Sabi), где можно выбрать один из дизайнерских коттеджей с бассейном или романтический домик на дереве.

Если у вас, как и у меня, не получилось поселиться на территории парка, то на Booking или Airbnb найдете огромное количество коттеджей в Худспрёйте. Не удивляйтесь, если будете оплачивать бронь банковским переводом или вас попросят прислать номер карты. Такое случается достаточно часто, но обращайте внимания на отзывы и проверяйте, есть ли у потенциального жилья сайт или страница в фейсбуке, прежде чем переводить деньги. При бронировании посмотрите по карте расстояние до ближайшего въезда в парк. Обычно до него придется ехать около часа.

Я останавливалась в Giraffe Lodge с расчетом на то, что после закрытия парка можно будет гулять по окрестностям. Но оказалось, что гулять в Худспрёйте негде. К тому же после подъема в пять утра сил на это не оставалось. Какие-то животные заходили даже на территорию коттеджа, в часе езды от заповедника. По утрам дорожки рыли меланхоличные бородавочники, у бассейна грелись под солнцем невозмутимые ящерицы внушительных размеров.

Для въезда в ЮАР гражданам России виза не нужна.

Проще всего долететь до Йоханнесбурга, а оттуда ехать на машине или лететь внутренними рейсами до заповедника. Ближайшие к парку Крюгера аэропорты — Скукуза, Худспрёйт и Нелспрёйт. В них летают самолеты из Кейптауна и Йоханнесбурга. Существуют также автобусы и отельные трансферы.

Скукуза — единственный аэропорт в национальном парке Крюгера

Если есть возможность, ищите рейсы из стран Балтии. Часто они буду стоить заметно дешевле, чем напрямую из России. Skyscanner показывает, что самый дешевый рейс на 2020 год из Санкт-Петербурга стоит 42 тысячи рублей, а из Таллина — 28 тысяч рублей.

Машину можно арендовать в Худспрёйте или Йоханнесбурге, ближайшем к парку крупном городе. В ЮАР доступны все крупные сервисы проката, я бронировала через Avis. Главное, обратите внимание, чтобы не было ограничения по километражу в день — ездить придется много.

Я добиралась до парка на машине из Йоханнесбурга, а обратно летела в Кейптаун самолетом. С последним мне не повезло. За два дня до вылета авиакомпания CemAir сообщила, что ее самолеты не прошли проверку на соответствие летным стандартам, и отменила все рейсы. Пришлось срочно покупать более дорогие билеты. Как выяснилось позже, с CemAir это случается регулярно. Деньги за купленные заранее билеты удалось вернуть только с помощью своего банка — в ЮАР защитой прав потребителя никто заниматься не станет. Последнее стоит иметь в виду и в отношении других услуг и относиться к этому с философским спокойствием.

Траты

Я не была знакома с Африкой и ЮАР и не очень хорошо подготовилась к поездке, потратила больше, чем могла бы. Учитесь на моих ошибках.

  • Аренда машины из Йоханнесбурга — 18 400 рублей за четыре дня (3 680 рублей на человека).
  • Аренда коттеджа — 15 800 рублей на две ночи на пять человек (3 160 рублей на одного).
  • Ночное сафари — 4 600 рублей.
  • Бензин — 57 рублей за литр, 7 980 рублей на пятерых (1 596 на человека).
  • Обед на одного человека в заповеднике — 427 рублей (2 562 рубля всего).
  • Въезд в парк — 3 400 рублей (1 700 рублей в день).
  • Авиабилеты из Худспрёйта в Кейптаун — 19 370 рублей за билет, который я купила в последний момент.

Итого: 36 800 рублей за три дня на одного человека.

После сафари удалось поездить по стране, увидеть пингвинов на песчаных пляжах, побывать в традиционных районах Кейптауна и добраться до самого края континента, но сафари осталось самым сильным впечатлением от поездки.

ЖивотныеНациональные паркиЮАР
Дата публикации 20.02.2020

Личные письма от редакции и подборки материалов. Мы не спамим.