«Лыжники оценивают трассу по карте, — говорит художник Джеймс Нийес. — Она должна быть такой же красивой, как сама гора». Нийес рисует карты горнолыжных курортов с 1987 года. С тех вышло больше двухсот его работ.
Нийес начал свою художественную карьеру в рекламе, но после первой созданной карты моментально полюбил это занятие. Отрисовка таких карт требует особых умений в изображении перспективы. Невозможно точно изобразить склон, находясь на земле, поэтому Нийес использует фотографии с воздуха, на которых видно каждое дерево, каждый изгиб маршрута, каждый подъем и каждый склон.
По этим фотографиям Нийес делает наброски. В интервью 2004 года журналу Cabinet художник сравнил процесс создания карты со сбором паззла: «Тот, кто смотрит карту, должен получить самое полное представление о склоне». Работа над одной картой — от первых фотографий до финальной картины — занимает до трех месяцев.
Сейчас Нийесу 75 лет. В 2019 году он выпустил книгу The Man Behind the Maps со своими лучшими работами. Художник продолжает создавать новые карты. К этой зиме он изобразил курорт Mad River Glen в американском Вермонте. Кроме того, он работает над серией зарисовок знаменитых пейзажей США.
В профессию картографа Нийес попал довольно случайно. «В конце 1980-х я перебрался с семьей в Денвер, и порой нам трудно было сводить концы с концами, — вспоминает художник в интервью Atlas Obscura. — Я связался с местным иллюстратором Биллом Брауном, который как раз занимался картами горнолыжных курортов. Вдруг у него нашлись бы лишние заказы для меня? Мне повезло: Браун как раз собирался сменить сферу деятельности, так что вместо одного заказа я получил полноценную работу. Причем ни я, ни Браун не были лыжниками. Для подготовки своих карт он пользовался снимками с воздуха, и я позаимствовал этот прием».
«Сложнее всего показать всю трассу в понятном и удобном для навигации виде, — говорит Нийес. — Иногда для этого приходится использовать несколько углов обзора, но я предпочитаю приводить все к единому виду, чтобы у наблюдателя не оставалось сомнений в маршрутах. Бывает, что трассы находятся на нескольких склонах одной горы, поэтому нужно определенное мастерство, чтобы показать все это на плоском листе бумаги. Работать надо очень внимательно, потому что лыжники выбирают свои маршруты по карте. Детали картины должны совпадать с настоящим ландшафтом».
«Я восхищаюсь техникой Хэла Шелтона и Билла Брауна. В свое время я пытался копировать их. Оба изображали склоны максимально точно, понятно и красиво».
Хэл Шелтон был первым американским художником, который прославился именно созданием карт горнолыжных трасс. Многие его работы до сих пор используются, хотя были нарисованы еще в 1960–1970-х годах. Шелтон работал на Геологическую службу США и картографическую компанию Jeppeson. Под конец карьеры он оставил картографию и стал художником-пейзажистом.
Вообще рисование горнолыжных карт — чрезвычайно редкая профессия, в которой есть один очевидный лидер и несколько менее известных художников. Шелтон стал первым таким лидером. За ним картографическую «эстафету» подхватил упомянутый Билл Браун, который, в свою очередь, передал дела Нийесу. Примечательно, что все трое жили в штате Колорадо.
«В 1987 году, когда я рисовал свою первую карту, рисование деревьев в лесу казалось очень муторным занятием, — вспоминает Нийес. — Я даже делил свою кисть на три части, чтобы рисовать по три ствола разом, но результат мне не нравился, и я решил изображать каждое дерево одним штрихом. Это учит терпению. Иногда я не могу отснять склон из-за плохой погоды, приходится ждать часами. Но непогода всегда заканчивалась. Так и здесь: ради безопасности стоит подождать. В конце туннеля всегда есть свет».