Мало что влияет на городскую культуру и ритм повседневной жизни больше, чем улица. От тихих улиц небольших городков до шумных деловых проспектов — везде происходит общение, которое и формирует городскую жизнь.
10 июля на американском телеканале PBS вышла первая серия документального сериала 10 Streets That Changed America («Десять улиц, которые изменили Америку»), посвященного тому, как урбанистика, культура и технологии влияли на историю США. Историю страны в сериале рассматривают через перемены в жизни улиц.
Сериал, который ведет актер Джеффри Бэр, исследует дороги Америки, от почтовых маршрутов колониальной эпохи до современных оживленных улиц Калифорнии. Ниже — улицы, которым посвящен сериал.
Старейшая улица Нью-Йорка, на месте которой до прибытия голландских поселенцев находилась индейская тропа. Поселенцы строили дома вдоль дороги. Ей дали название «улица Джентльменов» (Gentlemen’s Street). Позже ее расширили для движения всадников и повозок. «Широкая дорога» (Broad Way) стала одной из главных улиц Манхэттена.
Со временем улица продолжала меняться и определять жизнь вблизи нее. Один из первых городских парков, Боулинг-Грин, находится недалеко от Бродвея. Омнибус — новейший на тот момент вид городского транспорта — курсировал вверх-вниз по этой улице. В конце XIX века Бродвей был в числе первых дорог, освещенных электрическим светом. Его прозвали «Большой белой дорогой». В последние годы разрабатываются планы по развитию пешеходных зон на Бродвее — фактически возвращение к началу его истории.
Бостон-Пост-роуд появилась в 1673 году. Это был торговый путь, который соединял крупнейшие города колониальной Америки. Благодаря этой дороге люди, товары и информация перемещались по диким американским местам гораздо быстрее: письмо из Бостона в Уильямсбург, штат Вирджиния, шло восемь недель. Впрочем, в России такие сроки почти не удивляют и сейчас.
Дорогу разработал второй губернатор провинции Нью-Йорк Фрэнсис Лавлейс. Как и в случае с Бродвеем, он использовал тропы индейцев (колонисты называли их «высокими дорогами» — high ways). Позже Бенджамин Франклин помог сделать маршрут более эффективным и экономичным средством доставки публикаций. Отчасти благодаря этому ему удалось начать дебаты, которые в итоге привели к Американской революции и образованию США.
В начале XIX века портовый город Новый Орлеан страдал от перенаселения и болезней. Владельцы строительных предприятий решили извлечь из этого выгоду: создать новое поселение на месте бывшей сахарной плантации на окраине города, а для связи с центром построить трамвайные пути. Город Кэрролтон стал предтечей современных пригородов. С Новым Орлеаном его соединяло Сент-Чарльз-авеню. Эксперимент новоорлеанских строителей послужил толчком для развития спальных районов и трамвайного сообщения в США.
Нэшнл-роуд прозвали «дорогой, которая построила Америку». Она стала первым проектом, который финансировался федеральными властями. Дорогу построили вскоре после сделки по приобретению французских земель в Северной Америке властями США в 1803 году, получившей название «Луизианская покупка». Появление Нэшнл-роуд стало толчком к развитию бизнеса и строительству новых поселений. В небольших городах вдоль дороги открывали самые разные предприятия. Такие улицы называли Главными (Main Street). Кроме того, благодаря Нэшнл-роуд возникла идея брать деньги за проезд по дороге.
Эту дорогу построили в Нью-Йорке в 1870–1874 годах. Над ней работал ландшафтный архитектор Фредерик Ло Олмстед, автор проектов Центрального парка и Проспект-парка. Широкая и зеленая Истерн-Паркуэй соединила парки Нью-Йорка. Здесь появились первые велодорожки Америки. Вдоль улицы высадили 11 тысяч деревьев. Истерн-Паркуэй можно назвать одной из первых совершенных улиц — общественных пространств, доступных всем слоям населения и видам транспорта.
Почитать по теме: Американский иллюстратор 20 лет рисует акварелью потаенные уголки США
История американских хайвеев началась с Вудворд-авеню. В 1908 году Генри Форд построил на этой улице гигантский завод по производству автомобилей. Она превратилась в центр зарождающейся автоиндустрии. Гравийное покрытие улицы мало подходило для движения машин, поэтому местные жители вложились в усовершенствование дороги. На Вудворд-авеню впервые в США положили бетонное покрытие; здесь же поставили первый в стране светофор, который заменил полицейского-регулировщика. Благодаря этой улице появился термин «jaywalking» (переход дороги в неположенном месте). Здесь же дорогу впервые расширили до восьми полос без учета общественного транспорта. Аналогичные проекты вскоре появились по всей стране.
С Линкольн-хайвей началась американская культура дорожных путешествий. Проект дороги разработал Карл Фишер, продавец автомобилей, который однажды ради рекламы поднял машину на воздушном шаре. Трассу рекламировали как средство объединения страны. Именно поэтому ее назвали в честь Абрахама Линкольна. Путешествие через 13 штатов по Линкольн-хайвей занимало несколько месяцев. Дорога способствовала развитию идеи о создании в США сети дорог от побережья до побережья.
В начале XX века эта улица была центром деловой активности афроамериканцев в Талсе, за что получила прозвище «черной Уолл-стрит». Гринвуд-авеню стала одним из самых ярких примеров бизнес-кварталов в американских гетто. 30 мая 1921 года здесь произошли жестокие беспорядки на почве расовой ненависти — тысячи белых жителей Талсы напали на квартал; в ход шли пулеметы и даже самолеты, с которых сбрасывался скипидар.
Позже строительство межштатной магистрали еще сильнее отделило гетто от остального города. Бизнес-квартал на Гринвуд-авеню фактически перестал существовать. К сожалению, этот случай стал только одним из примеров притеснения афроамериканских предпринимателей в стране. В память о квартале в Талсе открыли Парк примирения (Reconciliation Park).
Бульвар Уилшир — это детище строительного магната Генри Гейлорда Уилшира, который в начале XX века поспорил, что Лос-Анджелес протянется до самого океана. Девелопер А. У. Росс, который предвидел популярность автомобилей, превратил бульвар в торговую зону. Он требовал от предпринимателей, которые открывали здесь магазины, проектировать фасады так, чтобы их лучше всего было видно через лобовое стекло автомобиля, а также создавать как можно больше парковочных мест. Позже такой подход к строительству переняли по всей Америке.
После Второй мировой гигантские торговые центры стали вытеснять небольшие магазины из торговых кварталах. Архитектор Виктор Груэн предложил свое видение такого комплекса. Его молл был полностью пешеходным; он должен был освободить посетителей от «тирании автомобиля». Идея не сработала, поскольку во второй половине XX века торговые центры начали переносить в пригороды. Однако в настоящее время все больше урбанистов задумываются о создании пешеходных зон в центре города, и проект Груэна служит одним из ориентиров для подобных проектов.